Знакомясь с работами отечественных ученых, так или иначе затрагивавших эту тему, приходится констатировать тот факт, что историография проблемы сравнительно невелика по объему. В белорусской историографии ХХ- начала ХХI в. обобщающих работ о белорусской историографии 1921-1929 гг., за исключением монографии В.Н. Михнюка не возникало [II, 100].
На характер освещения пути, пройденного белорусской историографией в этот период ее развития в историографической традиции ХХ века, самым существенным образом повлиял социально-политический контекст эпохи. Именно он определял “русло течения” белорусской культуры, исторического сознания белорусов и их составной части исторической науки.
1919-1920- е г. ХХ века – это время привнесения национально окрашенных концепций прошлого Беларуси в сферу массового исторического сознания населения БССР (М. Довнар-Запольский, В. Ластовский, братья Луцкевичи, Е. Канчер, В. Игнатовский, А. Цвикевич) [II, 70].
Нельзя не отметить тот факт, что историческая наука в Беларуси получила возможность своего институционального оформления и развития только после окончания Гражданской войны в России и начало мирного гражданского строительства в период НЭПа. Образование Белорусской Советской Социалистической Республики явилось очень значимым фактом в исторической судьбе в последующие годы белорусского народа.
В развитии советской белорусской историографии ХХ г. отчетливо выступают два периода. Первый начинается со времени открытия Белорусского государственного университета и Инбелкульта – первых научных центров в БССР. Второй период начался с создания в рамках Академии наук БССР Института истории (1929 г.) [II, 13,49,50].
Перед историками республики в начале 20-х годов встали огромные задачи: собрать и изучить большое количество документальных данных, пересмотреть в свете марксистско-ленинской методологии многие положения дореволюционных историков по истории Белоруссии, создать научно обоснованную историю белорусского народа. Основные трудности в выполнении этих сложных задач заключались в отсутствии научных кадров. Только с открытием в 1921 г. Белорусского государственного университета и основанием в 1922 г. Института белорусской культуры дело с подготовкой научных кадров, а вместе с тем и с разработкой белорусской истории двинулось вперед.
Для объединения всех научных сил белорусских советских историков и для пропаганды марксистско-ленинской теории и методологии осенью 1927 г. было образовано общество историков-марксистов БССР. В него входили историки – работники научных и высших педагогических учреждений (Инбелкульта, Белорусского университета, Комвуза). Своей деятельностью общество преследовало цель – критически преодолеть влияние буржуазной историографии, и усвоить методологический инструментарий марксистско-ленинской теории.
В двадцатые годы ХХ в. происходит становление советской исторической науки в БССР, основанной на марксистско-ленинской теории. Ее методологические принципы открывали новые возможности и «проблемные поля» научного освещения истории белорусского народа. Новое понимание исторического процесса позволило придать историографии Белоруссии в 20-е годы новую тематическую направленность, отражавшую новое, научное понимание всего исторического развития Белоруссии. Всего с 1921 по 1929 гг. было опубликовано более 200 работ по истории Белоруссии эпохи феодализма и капитализма. Началась разработка проблем истории революционного движения, Октябрьской революции и Гражданской войны в России (и в Беларуси в частности). Основной формой публикации являлись статьи в сборниках, журналах, небольшие исследования.
Как видно из изучения репертуара опубликованных в 20-е годы исследований, преобладали работы по социально-экономической истории (аграрных отношений, крестьянства белорусского города) и культуры. История церкви и права потеряла свое ведущее значение. Такая перестройка представлений о главном и актуальном в историческом исследовании свидетельствовала о возраставшем влиянии марксистско-ленинского подхода к истории как истории деятельности и борьбы народных масс. Историографические работы этого периода, имевшие ярко публицистический, политизированный характер являлись показателем роста стремления белорусской советской историографии к жестко критическому переосмыслению, предшествующего историографического наследства ХIХ- начала ХХ годов.
Принципиально важным с точки зрения методологии было то, что в это время по-новому предстал сам объект исследования. Это был уже не Северо-Западный край с его неочерченностью исторических и этнических границ, а территория Белорусской Советской Социалистической Республики.
Становление белорусской советской исторической науки в 20-е годы не могло не испытывать в это время и заметного влияния историков дореволюционного поколения, взгляды которых сложились на основе не марксисткой историографической традиции конца ХIХ- начала ХХ вв. (М. К. Любавского, М. В. Довнар-Запольского, М.С. Грушевского, И.И. Лаппо). Это влияние сказывалось и в творческих позициях одного из основоположников белорусской советской исторической школы В.И.Пичеты.[II, 70, 79,100]
Образование Белорусской социалистической республики, потребность школ и вузов в учебном пособии вызвали необходимость разработки обобщающих обзоров истории Беларуси. (В.И. Пичета, М.В. Довнар-Запольский, В.И. Игнатовский) в работах последнего все большее место стала занимать теория о ведущей роли народных масс в истории, идея классовой борьбы, поиск объективных критериев исторического процесса.
Одной из важных задач белорусских советских историков оставалось освещение с научных позиций аграрной истории Беларуси. Этой теме больше всего уделяла внимание буржуазная историография, и утвердившиеся в ней взгляды, выводы требовали критического пересмотра (работы: В.И Пичеты, Т.И. Забелы, К. Кернажицкого).
Городской тематике посвящена в 20- х годах небольшая группа публикаций – статьи по истории отдельных городов Белоруссии (Новогрудка, Минска, Могилева, Бреста) в XVI—XVII вв. и статьи, освещающие некоторые стороны городской жизни – братская организация прасолов в Могилеве, торговля Витебска, городское самоуправление (Магдебургское право). Авторами этих статей были Т. И. Забелло, Д. И. Довгялло, В. Д. Дружчиц, А. В. Бурденко, В. Краснянский, Т. Степанов. Но городская тематика в отличие от аграрной, не получила сколько-нибудь заметного изучения главным образом из-за отсутствия источников. Историей культуры и идеологическими движениями в Белоруссии в XVI-XVШ вв. занимались на монографическом уровне в основном два исследователя: В. И. Пичета и А.А. Савич. В середине 20-х годов вышел в свет сборник статей, посвященных 400-летию белорусского книгопечатания. Однако оценки отдельных ключевых эпох и деятелей белорусской культуры в силу изменчивой политической конъюнктуры 20-х г. ХХ в. отличались заметной тенденциозностью и нередкой сменой позиций, что ощутимо видно при сравнении историографических оценочных «клише» этих событий в белорусской историографической традиции 1920-1930-х гг.
Оценка этого периода в истории исторической науки Беларуси не может быть однозначной. Наряду с позитивными моментами:
а) становление институциональной историографии;
б) разработка новой актуальной проблематики (социально-экономическая история, история социальных движений);
в) формирование национальной системы подготовки профессиональных кадров историков;
г) создание механизма трансляции исторического профессионального знания в сфере массового исторического сознания).
Ощутимо сказывалось и негативное воздействие политического контекста эпохи:
а) первые попытки жесткого идеологического регулирования исторической науки;
б) политизация и вульгаризация исторических знаний в сфере массового исторического сознания;
в) влияние идеологической цензуры на возможность реализации конкурирующих научных идей, теорий и взглядов).
На характер влияния белорусской историографии этого периода на формирование национального и исторического сознания белорусов доминирующее значение имели факторы социально-политического характера (государственная политика в сфере гуманитарного образования и гуманитарных наук; в частности политика «белорусизации», которая активно проводилась в жизнь до 1929 г). Именно в эти годы окончательно сформировались национально-окрашенные концепции исторического прошлого в Беларуси и предпринимались активные шаги в создании механизма их привнесения в сферу массового исторического сознания (В. Ластовский, В. Ивановский, А. Шлюбский, Е. Канчер, А. Цвикевич, и др). [II, 66-68, 86, 91, 134, 140, 141].
На историческое сознание белорусского населения этого периода наибольшее влияние, несомненно, оказывали две самые значительные в идеологическом отношении силы (первая из них была представлена лагерем «национальной демократии», вторая – «национал-коммунистами»).
В развитии исторической науки БССР 1921-1930гг. выделяются два периода радикально отличающихся по своей идеологической направленности (первый период: 1921-1928 гг. преобладание в культурной политике факторов, направленных на формирование национального исторического сознания; второй – с 1929 г., наступивший после инспирированного процесса «нацдемов», для которого был характерен радикальный отказ от принципов политики «белорусизации»).
В первый период, в рамках созданных в эти годы научных и вузовских центров исторической науки (Инбелкульт, Белорусский университет) были подготовлены немногочисленные, но активные в интеллектуальном отношении кадры историков- экспертов, которые реализовывали в эти годы и миссию активных трансляторов исторических знаний формирующегося национального исторического сознания белорусов.
В рамках второго периода, после политического разгрома т.н. «нацдемов» и последовавшей за ней волны политических репрессий, ведущую роль в деятельности вузовских и академических центров исторической науки играли те историки, которые проводили в своей «научной» деятельности, и идеологически – популяризаторской миссии идеи классовой борьбы и жесткой политической конфронтации с инакомыслящими. Этот момент ощутимо проявился и в существенном изменении исследовательского «репертуара» белорусских историков.
В работах 1929-1930 гг. на первый план вышла политическая публицистика «разгромно- критического» характера. Она свидетельствует не только о стремлении белорусской советской историографии конца 20-х гг. ХХ в. радикально – критически переосмыслить историографическое наследие Х1Х-начало ХХ в., но и работы ближайших предшественников и современников (белорусских историков из «национал-демократического лагеря»).
Характерно, что в этот период белорусским историкам и гуманитариям не удалось создать добротных учебников и учебных пособий по истории Беларуси. В качестве своего рода их «заменителей» использовались в рамках школьного и вузовского преподавания (до 1929 г) обобщающие обзоры истории Беларуси, подготовленные В. Игнатовским и В. Пичетой.
Этот период истории исторической науки Беларуси в рамках проблемы выявления характера и направленности ее влияния на национальное историческое сознание белорусского общества не может быть оценен однозначно позитивно или негативно. К числу позитивных моментов можно отнести: 1.существенное значение, которое имело институциональная вузовская и академическая наука в деле подготовки профессиональных кадров – экспертов в сфере исторических знаний; 2. разработку новой актуальной проблематики и привнесение ее в сферу массового исторического сознания (социально-экономическая история, история социальных движений); 3. создание центров, взявших на себя миссию трансляции исторических знаний в широких слоях белорусского социума (музеи, краеведческие центры).
К факторам негативного характера следует отнести: 1. политику жесткого идеологического регулирования исторической науки; особенно ощутимую с 1929 г.; 2. политизацию и вульгаризацию исторических знаний, особенно тех его жанров, которые специально были предназначены для широкой трансляции в сфере массового исторического сознания; 3. слабый эффект трансляции нового национального исторического сознания в силу малочисленности профессиональных кадров – представителей экспертного сообщества, которые как правило выступали в качестве основных трансляторов этого сознания.
Мы можем однозначно констатировать, что историческая идеология была ведущим направлением в сфере развития гуманитарных наук 1921-1928 гг. При активном участии белорусских национал – коммунистов, которые могли в эти годы в значительной степени влиять на политику БССР в области образования и науки, и которые стремились при помощи административного ресурса формировать и завершить процесс нациогенеза были достигнуты позитивные результаты в этой области. Именно под их руководством была развернута широкая систематическая научно-исследовательская работа в сфере гуманитарных наук в целом, исторических в частности, созданы система высшего гуманитарного образования и Академия наук БССР, а в рамках последней Институт истории.
Радикальная смена курса коммунистической партии в сфере национально-культурной политики с конца 20-х гг. обусловили соответствующие изменения преимущественно в гуманитарном секторе наук БССР. Репрессии, физическое и моральное уничтожение ученых гуманитариев в Беларуси привели к непоправимым потерям в сфере гуманитарных наук в целом, исторических в частности. Есть основания говорить об этом периоде, как о времени утраченных возможностей в деле формирования полноценного национального исторического сознания белорусов. После 1929 г. вместе с историческими текстами изменилась и презентация истории в музеях, библиотеках и учебных заведениях. Она подверглась вторичной за 20-е гг. ХХ в. сортировке и сепарированию. Много из того, что до 1929г. представляло основные моменты белорусской национальной истории и выставлялось в качестве экспонатов в государственных музеях, выставочных стендов библиотек отправилось в спецхраны, запасники и архивы на долгие годы, свернуто а затем и разгромлено историческое краеведение. По существу был разрушен тот механизм формирования и трансляции национального исторического сознания, который был создан в период 1921-1928 гг.
Имеющаяся на сегодняшний день накопленная историографическая традиция проблемы изучения западно-белорусского региона II Речи Посполитой и введенная в оборот источниковая база позволяют придти к следующими выводам предварительного характера:
- определяющим фактором влиявшим на возможности развития исторической науки в западно-белорусском регионе являлся характер социально-политического контекста в Западной Беларуси 1921-1929 гг, и прежде всего политика польского государства по отношению к белорусскому национальному меньшинству. Она характеризовалась великодержавной, шовинистической направленностью. Белорусы не признавались нацией, а рассматривались скорее как некая этнографическая группа, потенциально не всегда лояльной ко П Речи Посполитой. Осуществлялась целенаправленная полонизация белорусского населения, закрывались существовавшие до этого периода белорусские школы, учительские семинарии, гимназии, не допускалось употребление белорусского языка в государственных учреждениях, в органах местного самоуправления. Характерным была и религиозная нетерпимость польских властей православному большинству белорусского населения (из 500 существовавших в началу 20- х гг. ХХ в. православных церквей более 300 были превращены к 1939 г. в католические костелы;
- однако в 20-е гг. ХХ в. лидеры белорусского национального движения во П Речи Посполитой (В.Тарашкевич, С.Рак-Михайловский, П.Метла, П.Валошин, и др.) имели определенные механизмы политического и культурного представительства в системе польского государства (Белорусский Посольский клуб в сейме; Белорусская крестьянско -рабочая громада; Товарищество белорусской школы; Белорусский институт науки и хозяйства; Белорусская христианская демократия). Все это позволяло в 20-е гг. развивать, хотя и в ограниченных масштабах белорусскую национальную культуру и ее составную часть – историческую идеологию;
- острая политическая и культурно-национальное противостояние между национальной белорусской элитой «восточных крессов» П Речи Посполитой и польского государства делало практически невозможным даже в сравнительно либеральных условиях 1922-1927 годов полноценное развитие научных, академических и вузовских центров белорусского национального меньшинства в эти годы. Жесткий контроль за деятельностью официально зарегистрированных краеведческих организаций края обуславливал их ограниченные возможности в деле популяризации белорусского культурного наследия и истории Беларуси. Поэтому в значительной степени функцию популяризации истории белорусского прошлого в эти годы взяла на себя яркая публицистическая мысль белорусских периодических изданий региона.
К факторам внешнего характера, несомненно влиявшим на характер развития белорусской культуры и исторического сознания населения Западной Беларуси относились:
- резонанс проводимой в эти годы в БССР политики белорусизации и активного национально-культурного строительства;
-сотрудничество некоторых лидеров Громады с советскими политическими центрами.
Обзор и анализ историографической традиции и источников по данной проблеме позволяет прийти к следующим выводам:
- исследование степени и каналов воздействия социально-политического фактора на характер развития исторической мысли, исторической науки и исторического сознания белорусов в 20-е годы ХХ в. позволяет, при всем различии социально-политических контекстов БССР и П Речи Посполитой утверждать о доминирующем воздействии этого фактора на характер формирования исторического менталитета белорусского общества этого периода (условия; возможности развития; формы и масштабы реализации исторической идеологии и исторического знания и др.);
- в целом, необходимо признать тот факт, что социально-политические и социо-культурные условия БССР, в отличие от ситуации на «восточных крессах» П Речи Посполитой позволили создать достаточно эффективный механизм трансляции национально-исторической идеологии в сферу массового сознания белорусского общества за сравнительно короткий исторический период (период «белорусизации» 1922-1928 гг).
- социально-политический контекст П Речи Посполитой консервировал, прежде всего через национально-культурную ассимиляционную политику, развитие исторической мысли и исторической науки белорусского населения этого государства в эмбриональных, «не развитых» формах (отсутствие полноценных исследовательских институтов в области истории Беларуси, белорусских вузов; полноценного белорусского краеведческого массового движения и др.).
Д.В.Карев