На территории Западной Беларуси в 1921–1939 гг. насчитывалось 198 местечек, из них в Белостокском воеводстве – 31, Виленском – 81, Новогрудском – 54, Полесском – 32. В местечках еврейское население являлось значимой и зачастую доминирующей демографической группой. В 1921–1929 гг. в местечках Белостокского воеводства евреи составляли 45 %, Полесского – 40 %, Новогрудского – 34 %, Виленского – 24 % от общего количества населения [1, с. 144].
Культурное развитие иудеев Западной Беларуси в 1921–1939 гг. проходило в сложных политических, социально–экономических и культурных условиях. Можно выделить следующие характерные черты этого процесса:
1) сосредоточение культурной жизни евреев в городах и местечках в силу высокой степени урбанизации, а также по причине особенностей коммуникации;
2) модернизация культуры еврейской общности под влиянием процессов дальнейшего приобщения к европейской культуре, роста сионизма выразилась в виде билингвизма (полилингвизма), женской эмансипации, европеизации;
3) наблюдалась секуляризация культурной жизни в целом;
4) культурными и образовательными центрами являлись культурно- просветительные организации, товарищества, благотворительные общества, учреждения образования, которые соперничали с религиозными гминами;
5) препятствиями развития культуры являлись полонизация, пауперизация, сокращение финансовой помощи из-за границы, эмиграция, антисемитизм, государственная политика национальных демократов;
6) пик активности культурного развития в 1920-е годы был обусловлен политикой Польского государства и благоприятной экономической обстановкой;
7) творческая сфера еврейской культуры не смогла в полной мере получить своего развития, а некоторые её области (живопись, архитектура, скульптура) не нашли своего полного воплощения из – за отсутствия здесь творческого потенциала, финансовых трудностей, правовых ограничений, эмиграции еврейской интеллигенции; некоторые (музыка, театр) находились фактически на уровне любительского искусства, начинали институционализироваться [2].
Существование еврейских учреждений образования было предусмотрено международными нормами по защите национальных меньшинств: статьями Малого Версальского трактата и Рижского мирного договора. Оба документа обязывали Польшу не препятствовать появлению и развитию школ для национальных меньшинств, но не регламентировали создание государственных образовательных учреждений. Неточности формулировок договоров создали условия для неоднозначной трактовки положений документов и дали польскому государству возможность проводить собственную образовательную политику. 11 марта 1932 г. был издан закон «О частных школах и научных и воспитательных учреждениях», а 7 июня 1932 г. распоряжение Министерства вероисповедания и публичного образования по его исполнению. Этот закон создал новый юридический фундамент существования еврейских школ и в первую очередь гимназий. Новый закон давал неограниченную власть министру просвещения и его подчинённым над частными школами, не оставляя их владельцам почти никакого влияния на судьбу своих образовательных учреждений. Согласно п. 2 школа могла быть закрыта школьной властью в случае выявления «не лояльного к Польскому государству обучения и воспитания, малого сотрудничества школы с школьными властям, если образовательный и воспитательный уровни школы за последние три года были недостаточными». Новый закон на первое место ставил не педагогическую квалификацию учительских кадров и директора, а их политические взгляды [3, с. 342].
Светские учреждения образования евреев по способу учреждения и финансирования были декларированы как государственные и частные. Такая типологизация обуславливалась образовательной политикой Польского государства. Светское образование евреев Западной Беларуси в 1921–1939 гг. было представлено сетью, предшкол (подготовительных школ), начальных и средних школ, лицеев, гимназий, профессиональных учреждений образования, учебных учреждений по подготовке учителей и курсами.
Большинство учреждений образования евреев были частными. Необходимо подчеркнуть, что светские учреждения образования находились в сфере интересов политических партий и организаций. Большинство еврейских политических организаций в вопросах культурного строительства брали курс на создание еврейской национально-культурной автономии в рамках польского государства. Такой программы придерживались Бунд, общие сионисты, Поалей Сион правая и Поалей Сион левая, ряд других организаций. Основные разногласия в деле строительства еврейской национально-культурной автономии между данными организациями возникали лишь по языковому вопросу. Большинство сионистских организаций видели его решение лишь в повсеместном распространении иврита, как языка еврейского населения. В противовес им, Бунд видел возможность развития еврейского школьного дела и культуры в Польше только на основе идиш. В свою очередь, польские власти настаивали на преподавании основных предметов в национальных школах на польском языке. Так, в рамках еврейской сионистской школьной организации «Тарбут» преподавание таких предметов как литература, история и география Польши было переведено с иврита на польский язык [4].
Профессиональные учреждения образования в Польше существовали следующих типов:
- профессиональные школы низшего уровня (школы ремесленно – промышленные, женские школы промышленные, школы купеческие, школы приспособления сельскохозяйственного хозяек сельских, школы хозяйственные женские),
- школы профессиональные уровня гимназий (школы промышленные и технические, гимназии женские швейные, гимназия купеческая и школы торговые, школы сельскохозяйственные, школы хозяйственные женские и др.),
- школы профессиональные ступени лицейской (лицей технический, лицей торговый нового и старого типа, лицей административный, лицей домашнего хозяйства, лицей педагогический, педагогиум),
- школы профессионального совершенствования,
- курсы [5].
Первый этап историографии по рассматриваемой проблеме совпадает с периодом вхождения Западной Беларуси в состав Польского государства (1921–1939 гг.). На территории БССР традиции изучения истории евреев были заложены в системе Института белорусской культуры (Инбелкульта), предшественника Академии наук. В уставе Инбелкульта было записано положение о том, что «для исследования еврейского языка, литературы, истории и археологии учреждается еврейский отдел». В 1925 г. был создан еврейский сектор, самый большой по составу и разнообразию тематики [6, с. 62]. Первый устав Белорусской академии наук, утверждённый в декабре 1928 г., также подтвердил, что «для исследования языка, литературы, истории, этнографии и быта еврейской и польской национальностей в составе Академии наук работает еврейский сектор [6, с. 62–64]. Тематика исследований была разнообразной, но носила ярко выраженную идеологическую направленность. Основной научной проблемой была борьба с национальными, клерикально-бундовскими тенденциями. В различных изданиях содержатся лишь общие фразы о развитии культуры Западной Беларуси с негативной оценкой. В 1930-е годы наука в БССР стала полностью отражать идейно – политическую борьбу и борьбу за власть внутри ВКП(б): среди сотрудников Института были «вскрыты» «буржуазно – националистические» и «бундовские настроения». После ликвидации в конце 1936 г. Института национальных меньшинств, его тематика в Академии наук была фактически свёрнута. Часть сотрудников репрессирована [6, с. 62–64].
Второй этап в белорусской историографии (1940–1980-е) характеризуется жёстким партийно-государственным диктатом, многочисленными политическим репрессиями, в том числе и в научной среде. Историческая наука полностью зависела от партийно- идеологической направленности. Западнобелорусская проблематика в целом изучалась как с белорусских национальных позиций, так и в русле российско–советской великодержавной концепции «единства советского народа». Доминирующими темами исследований в 1940- 1980-е гг. не являлись какие-либо темы, связанные с культурной жизнью евреев Западной Беларуси в 1921–1939 гг.
Третий период в белорусской историографии (с 1990-х до современности) был обусловлен политическими событиями (распад СССР и становление независимой Республики Беларусь). Именно в этот период стала изучаться культура евреев Западной Беларуси. В 2000 г. была издана книга «Евреи Гродно. Очерки истории и культуры», которая состояла из мемуаров, научных и публицистических статей, авторами которых выступили С. Пивоварчик, О. Соболевская, А. Чернякевич, И. Карпюк, Ф. Игнатович и другие. Это издание стало своеобразным фундаментом для дальнейшего исследования истории [7].
Заслуживает особого внимания монография О. А. Соболевской и В. В. Гончарова «Евреи Гродненщины: жизнь до Катастрофы», где исследователи детально рассматривают культуру евреев региона 1921–1939 гг., отмечая такие её черты как традиционность, сионизм, билингвизм (иногда – полилингвизм), модернизацию. Исследование изобилует статистическими данными, яркими примерами из повседневной жизни религиозной общины [8]. Системно вопросы культурного развития евреев Западной Беларуси через призму национально-культурной жизни региона рассмотрены в исследованиях и докторской диссертации А. Н. Вабищевича [9]. Исследователь детально изучил различные формы культурного развития евреев, отметил позитивные и негативные тенденции в культуре евреев, которые на территории Польского государства проживали на положении национального меньшинства. А. Н. Вабищевич выделил основные типы учебных заведений евреев, показав на учебном процессе воздействие полонизации. Подробно в исследованиях рассмотрен процесс обучения в сети товарищества «Тарбут», которая была уникальным явлением для еврейской общности [10].
Ряд вопросов культурного развития евреев Западной Беларуси (1921–1939 гг.) затрагивался в кандидатских диссертациях А. Мощука [11], П. Стецкевича [12], В. Кривутя [13], А. Войтещик [1], О. Щуки [14].
В диссертационном исследовании А. Мощука образование евреев рассмотрено в свете политической обстановки. В работе подчёркивается значимость Бунда в политической жизни западнобелорусских территорий и политической активности еврейского населения четырёх западнобелорусских воеводств Польского государства. Наиболее детально А. Мощук рассматривает деятельность «Тарбут», ЦИШО (Центральная Еврейская / Идиш / Школьная организация), ОЕШ (Объединение еврейских школ), приводя статистические данные по территориальному размещению сети учреждений образования по территории Западной Беларуси, указывая специфику деятельности [15].
В диссертационном исследовании П. Стецкевича автор выделяет период активности еврейских политических партий 1922–1926 гг., связывая его с организацией на территории Западной Беларуси выборов в польский сейм и сенат 1922 г. Автор утверждает, что сеть еврейских школ и культурно- просветительских организаций еврейские политические партии использовали как платформу для агитации [12].
Диссертационное исследование А. С. Войтещик даёт характеристику жизни местечек Западной Беларуси, которые зачастую представляли собой штетлы (ортодоксальные еврейские местечки). Глава 4 «Социально-культурные процессы в местечках Западной Беларуси» раскрывает сущность организации культурной жизни местечек. Автор отмечает главную роль в сохранении традиционных и формировании новых ценностей основных культурных центров, вокруг которых развивалась духовная жизнь населения. Такими центрами в местечках зачастую являлись школы. Культурное пространство местечка представляло, по мнению автора, сочетание и взаимодействие культурных новаций и традиций. А. С. Войтещик, рассмотрев вопросы образования в еврейской среде, делает выводы о модернизации, секуляризации системы образования евреев в 1920–1930-е гг. [1].
В диссертационном исследовании и работах В. И. Кривутя проанализирована политика польского государства по отношению к молодёжи. Автор в своих исследованиях доказал, что на территории Западной Беларуси политика «государственного воспитания» стала фактически орудием полонизации молодого поколения [13].
В диссертационном исследовании и публикациях историк О. Щука рассмотрела основные направления деятельности молодёжных сионистских организаций Западной Беларуси, выделив периодизацию их деятельности, обозначив основные направления, характерные черты. В работах автора детально рассмотрена работа сети «Тарбут» на территории западнобелорусского региона, отмечена политизация светского образования евреев [14; 15].
Толчок развитию еврейских исследований на постсоветском пространстве дало основание в Москве Центра научных работников и преподавателей иудаики в высших учебных заведениях «Сефер» (Центр «Сефер») Российской академией наук в сотрудничестве с Международным Центром преподавания еврейской цивилизации в университетах (The International Center for University Teaching of Jewish Civilization) Еврейского университета в Иерусалиме и при поддержке Американского еврейского объединительного распределительного комитета (American Jewish Joint Distribution Committee).
Другой организацией, которая поддерживала на протяжении длительного периода исследовательскую работу в области иудаики, был Американский еврейский объединительный распределительный комитет (АЕОРК). С его помощью в Минске были проведены две научные конференции «Еврейская культура Беларуси и её взаимодействие с другими культурами» (1994 г.) и «Евреи в меняющемся мире» (1996 г.) с участием иностранных исследователей. Значимым явлением в развитии иудаики на Беларуси стало издание сборника научных статей «Евреи Беларуси. История и культура» (6 сборников) [16]. На данный момент издаётся «Цайтшрифт. Журнал по изучению еврейской истории, демографии и экономики, литературы, языка и этнографии», где в ряде публикаций затрагиваются вопросы светского образования евреев Западной Беларуси (1921–1939 гг.).
Работы краеведческого характера поднимают вопросы светского образования евреев определённого региона. Светское образование в Воложине рассматривается в статье В. Горбачевского «Жизнь и гибель еврейской общины в Воложине» [17]. Э. Корзун в статье «Яўрэі мястэчка Гальшаны» упоминет о работе светских школ в местечке [18]. В книге «Мир: история местечка, что рассказали его жители» И. Романовой и И. Маховской изложена повседневная жизнь жителей местечка Мир, большинство которых составляли евреи. Авторы указывают на наличие светских учреждений образования в традиционном еврейском обществе местечка Мир [19]. Роль еврейского образования в местечках Полесья детально рассмотрена в работе И. В. Соркиной [20].
В зарубежной историографии первый период также хронологически совпадает с исследуемым периодом. Необходимо отметить, что в зарубежной историографии значительный интерес к еврейскому образованию наблюдался уже в 1920–1930 гг., что позволило исследователям заложить фундаментальную базу для дальнейшего изучения проблемы. В 1925 г. в Вильне была создана «Идишская научная организация» (позже – Еврейский научно – исследовательский институт (ИВО), которая занималась исследованиями языка идиш, литературы, фольклора, истории и культуры евреев в целом. В 1931 г. начал выходить ежемесячный научный журнал «ИВО-Блетер». Спецификой исследований ИВО являлось то, что они изучали только те области культуры евреев, которые были идишистскими. Таким образом, ивритоязычное образование не рассматривалось.
Первые попытки дать оценку культуре евреев в истории Польши 1921–1939 гг. были сделаны польскими исследователями. В. Студницким [21] и И. Схипером [22]. Они попытались в своих работах определить роль евреев в экономическом, политическом и культурном развитии Польши в 1921–1939 гг. По мнению зарубежных авторов, система светского иудейского образования в Западной Беларуси была представлена: сетью начальных школ (польско-еврейские начальные государственные школы и частные школы (как правило, 4–7 классные); сетью средних школ, лицеев, гимназий (профессиональные средние частные школы и государственные гимназии с польским языком обучения).
В зарубежной историографии советского периода вышло немало монографий и статей, посвященных вопросам светского образования евреев Польши в 20–30 гг. ХХ в. Так, например, развитию иудейского образования в 1921–1939 гг. в Польше посвятил свою монографию М. Эпштейн, которая является одной из первых работ по образованию евреев [23]. Координирующую роль в развитии традиционного религиозного образования, по мнению М. Эпштейна, играли религиозные гмины, которые обеспечивали финансирование сети начальных школ и действующих в 20–30 гг. ХХ в. иешив. Светское направление в образовательном процессе культивировали еврейские политические партии и культурные, общественно-политические еврейские организации, а также польские учреждения образования.
Работы Р. Бенкина [24], Е. Мендельсона [25], Г. Рабиновича [26], Я. Томашевского [27], Е. Гаморана [28] затрагивали проблемы еврейского образования в общекультурном развитии истории Польши 1920–1930 гг. В указанных работах зачастую наблюдается определённая идеализация развития еврейской культуры, уровень которой в 1921–1939 гг. в Польском государстве они называли «Второй Гаскалой» («Вторым Возрождением»).
Данная особенность характерна и для работ современных зарубежных исследователей, их единодушном мнении о создании благоприятных условий польским правительством для развития образования евреев, а также возможности его трансформации. Так, по мнению польского историка Г. Ковальца, 1921–1939 гг. были благоприятным периодом для развития образования евреев, когда Польша стала для иудеев глобальным религиозным, культурным и образовательным центром [29].
Недоступность архивных источников зачастую являлась преградой для зарубежных исследователей провести глубокое и детальное рассмотрение проблемы. В последние десятилетия вышел ряд энциклопедических изданий по истории и культуре евреев Польши, где частично отражены вопросы светского образования евреев местечек Западной Беларуси в 1921–1939 гг.
В то же время, необходимо отметить, что специального исследования по светскому образованию евреев Западной Беларуси в 1921–1939 гг. ни в отечественной, ни в зарубежной историографии, нет.
Таким образом, проблема светского образования еврейского народа в местечках Западной Беларуси в 1921–1939 гг. не получила широкого освещения в отечественной и зарубежной историографии и ранее не являлась темой отдельного исследования. Все вопросы, касавшиеся данной проблемы, рассматривались в рамках политических, социально- экономических, культурных проблем. Зарубежные историки первые исследования, посвящённые образованию евреев Западной Беларуси, издали в 1920–1930-е гг. Но все работы затрагивают общие вопросы, не выделяя специфики светского образования евреев в местечках западнобелорусского региона. Отечественные историки фундаментально проблемами Западной Беларуси стали заниматься только на современном этапе развития белорусской исторической науки. Отдельные аспекты проблематики затрагивают современные исследователи Вабищевич А., Вавренюк И., Войтещик А., Зайка В., Кривуть В., Мощук А., Соболевская О., Соркина И., Щука О. и др. Исследования белорусских авторов отличаются глубоким исследованием различных аспектов и привлечением широкой архивной базы.
Вопрос организации еврейского школьного образования на территории Западной Беларуси являлся одним из наиболее актуальных вопросов в программных установках практически всех еврейских политических партий. Организация школьного дела рассматривалась политическими партиями в контексте борьбы за подрастающее поколение и его подготовку к решению тех задач, которые стояли перед политическими организациями. Интенсивное развитие системы школьных организаций под контролем еврейских политических партий на территории Западной Беларуси начинается с середины 1924 г.
И. И. Вавренюк, А. С. Касяновская