Историография как раздел исторической науки является обобщением всего сделанного историками, служит основой для методологического анализа и историософских размышлений. Историография подводит результат пройденного наукой пути, дает целостное представление о всей совокупности исследований, формирует их проблематику. На всем протяжении 90-х г. ХХ – начала XXI в. потребность в исследованиях по истории исторической науки была очень острой. Прежде чем разрабатывать историю своего народа наука должна была осознать собственный исторический путь. Д.Карев справедливо отмечал, что историографические исследования по истории исторической науки как дооктябрьского, так и советского периода сделают возможным «выявление корней многих историографических мифов», «дадут ключ к пониманию проблемы формирования национального сознания белорусского этноса» [2, с. 105].
Центральной проблемой историографии истории Беларуси и российской историографии как научных дисциплин является отсутствие элементарной научно-методической базы – учебников и пособий. По курсу «Историография Беларуси» на всем протяжении изучаемого периода в республике не было издано ни одного учебного пособия. Работа З.Копысского и В.Чепко «Историография БССР (эпоха феодализма)» [4], изданная в 1986 г., в процессе преподавания могла использоваться только фрагментарно. По российской историографии в Республике Беларусь также не было издано ни одного учебного пособия. В учебном процессе использовались работы советского периода. Только в 2003 г. появился учебник «Историография истории России до 1917 года», изданный в Российской Федерации [1].
Некоторым подспорьем в преподавании историографий истории Беларуси и России являлись монографические исследования и статьи в периодических изданиях. Концептуальные обобщения по развитию белорусской национальной историографии сделаны в работах Д.Карева, среди которых выделяется монография, опубликованная в «Нашем Радаводе» в 1993 г. [3]. Это исследование посвящено политике царизма и формированию исторической науки Беларуси в конце XVIII – начале ХХ в Д.В.Карев на богатом историографическом материале раскрыл условия и предпосылки генезиса белорусской исторической науки, этапы и особенности ее развития, механизмы формирования исторической памяти белорусов. Много внимания ученый уделил краеведческим центрам, оформившимся на территории Беларуси, библио- и биографической информации. Практические результаты сам автор видит в создании на базе его работы «ряда спецкурсов на исторических и филологических специальностях вузов Беларуси» [3, c. 246]. Широкое использование этого исследования в учебном процессе ограничено только небольшим тиражом издания.
По курсу «Русской историографии» в Гродненском государственном университете имени Янки Купалы вышли методические рекомендации для студентов специальности «История», составленные В.Черепицей [9]. А.Н.Нечухрин в своих работах произвел анализ теоретико-методологической базы российской дореволюционной историографии, обосновал складывание в ее рамках в начале ХХ столетия течения «критического позитивизма» [11; 12; 13].
Значительным этапом в подведении результатов изучения истории Беларуси стала шеститомная «Энцыклапедыя гісторыі Беларусі». При отсутствии других источников информации она фактически является для студентов самым необходимым справочником при изучении историографии истории Беларуси, в первую очередь благодаря наличию статьи по нашей проблеме и многочисленным биографическим материалам, посвященным историкам, которые изучали прошлое Беларуси [18].
Еще одним источником информации для студентов является учебное пособие «Гісторыя Беларусі», подготовленное сотрудниками Института истории Национальной академии наук РБ. На сегодняшний день вышло четыре тома (из шести); каждый содержит краткий обзор историографии истории того или иного периода.
В начале ХХІ века вышел ряд статей, в которых анализируются проблемы, достижения и перспективы историографии истории Беларуси в 90-е г. ХХ в. Так, В.Новицкий изучал историографию истории культуры Беларуси [10]. Г.Семенчук исследовал положение и перспективы национальной историографии в разработке проблем истории Беларуси в раннем средневековье [16]. Историк рассматривает две противостоящие концепции раннесредневековой истории Беларуси – концепции М.Ермоловича и историков-марксистов. С.Рудович изучал проблемы исследования этнополитической истории Беларуси начала ХХ века [15]. В статье С.Рудовича делается обзор работ по истории белорусского национально-освободительного движения, белорусских партий, жизни и деятельности их лидеров, процесса становления белорусской государственности. С.Морозова исследовала проблемы историографии конфессиональной истории Беларуси [8]. П.Петриков подготовил статью «Историография Великого княжества Литовского» [14]. Однако автор целиком посвятил ее критике концепции М.Ермоловича о происхождении ВКЛ, не анализируя работы по истории ВКЛ других исследователей.
Приходится констатировать существующую в исторической литературе путаницу или подмену понятий «белорусская историография» и «историография истории Беларуси». Эти понятия во многом совпадают, но есть и определенные отличия. По нашему мнению, под «белорусской историографией» следует понимать развитие отечественной исторической науки, совокупность исследований белорусских историков. Понятие же «историография истории Беларуси» шире, охватывает не только работы национальных историков по истории Беларуси, но и зарубежных исследователей. Примеры обобщающих трудов такого характера есть как в отечественной исторической науке (исследования Д.Карева), так и зарубежной (самой значительной является работа немецкого историка Р.Линднера [7]). Комплексного исследования, которое бы охватывало историю белорусской и зарубежной историографии Беларуси, нет.
Не решена и проблема периодизации историографии истории Беларуси. «Энцыклапедыя гісторыі Беларусі» предлагает статьи «Гісторыя Беларусі ў летапісах і хроніках» (Г.Штыхов), «Гістарыяграфія гісторыі Беларусі ў XVI – пачатку ХХ ст.» (Д.Карев), «Расійская гістарыяграфія гісторыі Беларусі ў ХІХ – пачатку ХХ ст.» (З.Копысский, Г.Штыхов), «Станаўленне нацыянальнай гістарыяграфічнай канцэпцыі» (М.Бич) [18, c. 16-17, 17-18, 18-19, 19-22]. Кроме того, в «Энциклопедии» разделены на четыре периода труды историков 1920-1990-х годов: историография древнего периода (до ХІІІ в.), историография XIV–XVIII в., историография ХІХ – начала ХХ в., историография советского периода. Отдельно выделяется раздел «Гісторыя Беларусі ў даследаваннях беларускай эміграцыі» [18, c. 22, 22-23, 23-26, 27-28, 28-31].
В развитии белорусской историографии конца XVIII – начала ХХ века Д.В.Карев выделил два периода: конец XVIII – середина ХІХ в. и 1861-1917 г., а белорусскую историографию ХХ века историк разделил на четыре этапа: 20-е годы, 30-50-е годы, середина 50-х – середина 80-х, середина 80-х – начало 90-х [2, с. 103].
Следующая проблема является, в сущности, продолжением предыдущих. История Беларуси прямо или косвенно интересовала и продолжает интересовать зарубежных исследователей. В настоящее время редкий исследователь прошлого Беларуси ограничивается только результатами работы отечественных историков. Белорусская историческая наука, на становление которой самым непосредственным образом повлияло противостояние польской и русской историографий, не избавилась от зависимости от последних. Появление белорусской национальной историографии стало значительным фактором, однако в силу различных исторических обстоятельств она была вынуждена ограничиваться и тематически и методологически. Именно это, как и традиционно тесные связи с соседними странами, обусловили наличие здесь широкого спектра актуальных исследований. Поэтому необходимо включить в курс «Историографии Беларуси» анализ творчества зарубежных исследователей истории нашей страны. Исследования в этом направлении очень ограничены. Так, А.Кравцевич, Т.Кручковский, А.Смоленчук ряд статей посвятили изучению некоторых вопросов истории Беларуси в освещении польской и литовской историографии [5; 6; 17]. Имеет перспективы и изучение белорусской проблематики в русской советской историографии [19]. Параллельное изучение белорусской, польской, русской, литовской, украинской, немецкой и других историографических традиций помогло бы заполнить пробелы в отечественной исторической науке, открыло бы новые перспективы.
Таким образом, проблемы «Историографии Беларуси» и «Историографии России» как научных дисциплин отражают современное состояние исторической науки в Республике Беларусь. Наличные на сегодняшний день работы отечественных исследователей только частично соответствуют требованиям времени и мало чем помогают студентам-историкам. И если курс русской историографии временно может изучаться по российским учебникам, то по историографии Беларуси чрезвычайно остро стоит вопрос о создании хотя бы очерков и учебно-методических пособий. Решение проблем историографии истории Беларуси возможно только на основе синтеза исследований отечественных и зарубежных историков.
А.П.Минич