Сложность социально-политической ситуации в Польше, в том числе и в Западной Беларуси, нараставшая угроза фашизма повлияли на стратегию и тактику еврейских политических партий и организаций в середине 1930-х годов.
В этот период программными установками партии «Союз Израиля» оставались защита частной собственности и религиозных интересов еврейского народа в экономической сфере, требование свободы хозяйственной деятельности [1, л. 28]. Партия всё больше внимания уделяла «палестинскому» вопросу, поддерживала идею эмиграции, тем самым консолидировалась с сионистской программой создания еврейского государства в Палестине.
На территории Западной Беларуси партия «Союз Израиля» вела организационную и пропагандистскую работу, о чём свидетельствуют архивные материалы. Так, в марте 1934 г. партия создала свою первичную организацию в местечке МовчадьБарановичского повета [2, л. 131]. Вместе с тем, деятельность организации носила узконаправленный религиозный характер, что не могло не отразиться на масштабах её социальной базы в западнобелорусском регионе. Она имела влияние среди той части еврейской общественности, которая строго соблюдала религиозные предписания. Первичные организации «Союза Израиля» существовали в 1934-1936 гг. в Вильно, Молодечненском, Поставском, Браславском поветах Виленского воеводства [3, л. 50]. Отделения партии также продолжали функционировать в Столинском, Лунинецком, Брестском поветах Полесского воеводства [4, л. 30].
Некоторая активизация деятельности партии была отмечена в 1934 г. В апреле 1934 г. в Слониме прошёл трёхдневный съезд делегатов партии «Союз Израиля» в связи с годовщиной смерти бывшего руководителя этой организации раввина А. Вайнберга. Насъезде присутствовало 444 делегата из разных районов Польши [2, л. 192]. Делегаты съезда кроме «палестинского» вопроса обсуждали проблему создания блока с другими организациями с целью участия в выборах в местные органы управления. Они так же отмечали спад активности работы среди еврейского населения на территории Белостокского воеводства [5, л. 48].
В конце апреля 1934 г. состоялась окружная конференция отделений партии «Союз Израиля» в Барановичском повете. Она была посвящена палестинским вопросам [6, л. 12].
В начале мая в Ляховичах прошёл слёт членов организации, на котором присутствовали 150 человек изКлецка и 50 человек из Баранович. Основной доклад делала С. Карелицкая, которая акцентировала внимание на вопросе: как оставаться религиозным евреем в современном мире и как сохранить свою религию [6, л. 21].
12-14 августа 1934 г. в Вильно состоялся съезд членов религиозных еврейских организаций, в котором «Союз Израиля» так же принял участие, отправив делегатов из западнобелорусского региона [7, л. 140].
Значительную роль в общественной жизни Западной Беларуси в середине 1930-х годов по-прежнему играл Бунд. Ситуация в партии характеризовалась отсутствием единства во взглядах: во-первых, по отношению к вопросу о диктатуре пролетариата и парламентской демократии, во-вторых, по отношению ко II Интернационалу, в который Бунд вступил в 1930 г. Ещё в первой половине 1930-х гг. партия приняла программные тезисы, в которых допускалась возможность, но отрицалась необходимость установления диктатуры пролетариата в целях социалистического строительства. Дискуссии по программе проходили и во второй половине 1930-х гг. 14 февраля 1935 г. была принята Декларация, которая представляла собой партийную программу. В ней говорилось, что Бундэто социалистическая партия еврейского рабочего класса, а также органичная часть социалистического движения в Польше и в мире [8, с. 575].
Большую опасность партия видела в империалистических войнах и попытках навязать Польше фашистскую систему, призывала к защите демократических свобод. Этот лозунг имел тактическое значение, так как Бунд считал, что социалистам необходима буржуазная демократия для свержения капитализма [8, с. 575]. В своей программе Бунд осуждал антиеврейскую политику польских властей. Сионизм им трактовался как утопия и препятствие прогрессу, осуждалась соглашательская позиция еврейских буржуазных партий в отношении к фашизму. Партия выступала за равноправие еврейской нации во всех сферах жизни, особенно акцентировалось внимание на необходимости ликвидации бедности среди еврейского населения [2, л. 172]. Об этих вопросах шла речь на многочисленных собраниях, встречах, лекциях, проведённых активистами Бунда в 1934 г. в Новогрудскомвоеводстве: в Барановичах, в Слониме, в Новогрудке [7, л. 200]. Кроме того, на подобных мероприятиях лидеры местных организаций Бунда выступали с резкой критикой деятельности религиозных организаций и духовенства.
Программные установки Бунда были привлекательны для многих евреев, проживавших на территории Западной Беларуси. Это подтверждают выборы в органы местной власти 1934 г.: в Белостоке Бунд получил 6 мандатов, а в целом по 47 городам Польши - 89 мандатов [9, с. 477]. Ещё во второй половине 1933 г. в партии подошёл к концу процесс реорганизации и изменения идеологических установок, имевший место в начале 1930-х гг. В результате этих изменений Бунд оказался в состоянии играть важную роль в политической борьбе в регионе [10, с. 59].
Дальнейшее наступление фашизма и нарастание угрозы Второй мировой войны вызвали в середине 1930-х гг. процесс «полевения» народных масс во многих странах Европы, в том числе и Польши, включая Западную Беларусь. В таких обстоятельствах актуальной стала проблема организации массового революционно-демократического и антифашистского движения на западнобелорусских землях. С такой инициативой выступила компартия, которая взяла курс на объединение всех демократических сил и единства действий с партиями социал-демократической направленности. На II съезде КПЗБ (8-18 мая 1935 г.) было объявлено об отказе от прежней тактики и стратегии, принятии новых установок, что открывало возможность к переходу от конфронтации к сотрудничеству сзападнобелорусским национально-демократическим движением [11, с. 416]. КПЗБ осуществляла практические действия в целях сотрудничества с ППС, Бундом, партией Поалей-Цион, руководством социал-демократических профсоюзов. Постепенно эти организации так же встали на путь сотрудничества с коммунистами.
В 1934-1936 гг. в рядах Бунда были сильны тенденции к созданию единого фронта с коммунистами. Архивные документы свидетельствуют, что если эта идея находила широкую поддержку в партийных низах, то у большинства лидеров партии по вопросу единого фронта согласия не было. Многие из них опасались, что коммунисты используют пролетарское единство для того, чтобы ослабить своих союзников [12, с. 661]. Несмотря на это, бундовцы ещё с 1933 г. начали вести переговоры с КПП и КПЗБ о создании единого фронта борьбы с фашистской угрозой. Бунд видел в этом возможность окончания межнациональной борьбы среди рабочих.
После долгих и разносторонних дискуссий представители Бунда и КПЗБ подписали 12 сентября 1934 г. договор, в котором говорилось о необходимости создания единого фронта борьбы против планов фашизации рабочего движения; против всех новых посягательств на социальное законодательство; против изоляционных лагерей и всех других видов политических репрессий; против антисемитской и националистической политики. Обе стороны обязались вести борьбу за реализацию вышеуказанных целей, заявляли, что прекращают взаимные атаки, как письменные, так и устные, и будут в своих рядах бороться со всеми, кто выступает против этих целей [13, л. 34].
В ноябре 1935 г. ЦК КПП выступил с программой борьбы за создание антифашистского народного фронта. В качестве основы для его создания выдвигались требования ликвидации антинародной конституции, установления демократических свобод, прекращения своеволия полиции, полной амнистии для политзаключённых, ликвидации концлагеря в Берёзе-Картузской, равноправия для всех национальностей и языков и др. [11, с. 416]. Компартия ещё раз подчеркнула, что она готова сотрудничать с каждой организацией, которая выступает за демократию и отрицает «санацию». В ноябре 1935 г. в Барановичах был создан единофронтовой комитет из представителей КПЗБ, Бунда и Поалей-Цион. Характерно, что бундовцы были против включения в этот комитет поалейционистов [14, с. 103].
Своеобразным было отношение Бунда к новому избирательному закону. Партия решила бойкотировать выборы 1935 г., ссылаясь на то, что закон не даёт возможности свободного выдвижения кандидатов, а полномочия парламента сведены к минимуму [15, с. 89].
Отношения Бунда и Поалей-Цион оставались напряжёнными. Так, в октябре - ноябре 1935 г. на территории Несвижского повета между членами местных отделов этих партий проходили столкновения на почве созданияединой политической платформы для еврейского пролетариата. Эти противоречия являлись результатом амбиций партийных руководителей [16, л. 6].
В этот период Бунд продолжал осуществлять патронат над деятельностью профсоюзов. С осени 1935 по зиму 1936 гг. количество профсоюзов, входивших в Культур-Амт, выросло в Белостоке, Бресте, Вильно, Гродно, Слониме, Барановичах. Так, в Вильно активно действовало 10 еврейских профсоюзов [17, л. 281], в Белостоке за март - октябрь 1935 г. численность союза текстильщиков увеличилась более чем на 2000 человек [18, л. 404]. На территории Белостокского воеводства в январе 1936 г. Бундом было проведено несколько мероприятий, которые собрали более 150 человек [5, л. 48]. Товарищество «Культур-Лига» в это же время провела 2 лекции и 1 представление (270 человек) [5, л. 35].
В середине 1930-х гг. Бунд был особенно активен в борьбе с антисемитизмом и антиеврейским насилием. Были организованы «батальоны охранников», задачей которых была защита партийных собраний и демонстраций. Эти группы отправлялись в различные места с тем, чтобы препятствовать антисемитским агитаторам. «Батальоны» состояли из еврейских рабочих, часто - безработных [3, с. 60].
По инициативе Бунда в марте 1936 г. по территории Западной Беларуси прокатилась волна забастовок против разгула антисемитизма. 17 марта бастовали еврейские рабочие Белостока, Гродно, Вильно, Баранович, Новогрудка, Волковыска [8, с. 7]. К ним присоединились также трудящиеся Бреста, Сокулки, Пружан, Скиделя и других населённых пунктов [8, с. 109]. В начале марта 1936 г. городской и окружной комитеты КПЗБ города Вильно издали первомайское обращение тиражом 3000 экземпляров. После переговоров с руководством Бунда и ППС в конце апреля окружная конференция профсоюзов приняла решение провести совместную первомайскую демонстрацию. Такое же решение приняла конференция профсоюзов в Гродно. 1 мая на демонстрацию в Вильно, по данным периодического органа фолкистов «Wilner-Tog» («Виленский день»), вышло 7-8 тысяч человек. Как писала газета, такого количества участников не было с 1928 г. [14 с. 109].
В этот же день прошла демонстрация и в Белостоке. Газета «Фолксцайтунг» («Народное время»), вышедшая 2 мая 1936 г., писала: «Майская демонстрация этого года превзошла все прежние. Все фабрики и мастерские стояли. Всовместной демонстрации участвовало свыше 6 тысяч еврейских и польских рабочих...». В газете описывалась также демонстрация, проходившая в СемятичахБелостокского воеводства: «Прошла совместная демонстрация 500 еврейских и польских рабочих, возглавляемая Бундом и ППС. Шествие продолжалось полтора часа. Выступившие на митинге ораторы подчёркивали необходимость борьбы с антисемитизмом» [19, л. 6]. Подобное мероприятие состоялось и в Гродно, где в нём приняло участие 3000 еврейских, польских и белорусских рабочих [19, л. 6].
В середине 1930-х гг. некоторым влиянием на еврейскую общественно-политическую жизнь региона пользовались и поалейционисты. С ноября 1935 г. по август 1936 г. левая Поалей-Цион была разделена на фракции активистов и ликвидаторов, но к концу 1936 г. эти фракции вновь объединились [12, с. 662]. Во второй половине 1930-х гг. в этой партии был популярен лозунг создания антифашистского народного фронта, но вместе с тем партия не желала солидаризироваться с коммунистами [3, л. 45]. Некоторое время она сотрудничала с буржуазными сионистскими партиями, не отказываясь, однако, от критики их деятельности. Сионистско-социалистические партии и организации оказывали влияние на редакции некоторых газет и журналов. Правая Поалей-Цион издавала еженедельник «UnzerSztime» («Наш голос»), газету «UnzerWort» («Наше слово»). Левая Поалей-Цион издавала еженедельник «ArbajtenWelt» («Рабочий мир»), а позже газету «ArbajtenCajtung» («Рабочее время») [8, с. 578]. Если сравнивать деятельность левых и правых поалейционистов на территории Западной Беларуси, то можно отметить большую активность именно правых. Сионистское движение в середине 1930-х гг. продолжало оставаться наиболее массовым, но при этом не отличалось внутренним единством. Например, в это время в СувалкахБелостокского воеводства под влиянием сионистов находились следующие организации: отделение союза сионистов-ревизионистов, отделение Сионистской организации в Польше, товарищество «ХалуцХамизрахи», отдел союза сионистов-государственников, отделение «Хехалуц» («Пионер»), отделение «Бейтар», общество «ГемилусХесед», отдел организации «Время строить» [20, л. 23].
Как и в предыдущий период, сионисты ограничивали свою деятельность, в основном, агитационно-пропагандистскими мероприятиями в работе с местным еврейским населением. Об этом говорят следующие факты: 1) в январе 1934 г. в Несвиже и Клецке сионисты провели лекции о ситуации в Палестине [21, л. 5]; 2) 1 июня 1934 г. в Барановичах прошёл слёт членов сионистских организаций, прибывших из местечек Лесное, Новая Мышь, Городище, Полонка (всего 150 человек) [6, л. 19]; 3) в июне - июле 1934 г. всеми сионистскими организациями Новогрудского воеводства были проведены акции, посвященные памяти Т. Герцля (наиболее масштабно они прошли в Барановичах, Лиде, Слониме, Деречино, Ивье) [7, л. 114].
В 1935 г. всеобщие сионисты, действовавшие на территории Виленского иНовогрудского воеводств, большое значение придавали подготовке и проведению выборов делегатов на XIX Всемирный Сионистский Конгресс. В июле состоялись выборы делегатов от Виленского воеводства. Большинство голосов получил Блок трудящихся Палестины [22, л. 18].
В 1936-1937 гг. сионистские организации Белостокского и Новогрудского воеводств активно обсуждали вопрос о возможности раздела Палестины на еврейскую и арабскую части. Однако эта идея в сионистской средене нашла поддержки, более того, её назвали вредной для еврейского народа [23, л. 6].
Таким образом, можно говорить о том, что все формы работы, используемые сионистами Западной Беларуси, были направлены на расширение влияния на еврейское население региона с тем, чтобы укрепить свою социальную базу и широко культивировать свою идеологию.
В сентябре 1935 г. сионисты-ревизионисты основали Новую Сионистскую организацию, которая занимала весьма своеобразную позицию: заявляя, что будущую государственную жизнь намерена строить на религиозных принципах, она призывала к вооружённой борьбе ради создания еврейского государства в исторических границах. Более того, сионисты-ревизионисты часто ориентировались на различные профашистские движения и готовы были сотрудничать с любым правительством, которое будет занимать соглашательскую позицию в отношении сионистских планов [3, л. 45].
Архивные документы свидетельствуют об активности сионистов-ревизионистов на территории Западной Беларуси во второй половине 1930-х годов: они проводили публичные лекции, дискуссии в Несвиже, Лиде, Ивье, Клецке, Слониме, Барановичах, Деречине и других населённых пунктах. На них поднимались вопросы положения еврейского населения в польском государстве, обсуждалась «палестинская проблема» [2, л. 88].
Аналогичные мероприятия проводились в течение 1934 г.: 1) в мае на территории Барановичского повета проведены торжественные акции, посвященные созданию отдела по делам колонизации (фонд «KerenTel-Chaj»): лекции, на которых говорилось об антисемитизме, о преследовании евреев в Германии, о борьбе с фашизмом путём байкота немецких товаров [6, л. 12]; 2) в июне ревизионистами были организованы встречи в Лиде, Барановичах, Несвиже, на которых высказывалась озабоченность замедлением темпов эмиграции евреев в Палестину [7, л. 13]; 3) в августе прошли поветовые съезды товарищества «Брит-Трумпельдор» в Лиде, Ляховичах, Деречине, Бакштах, а так же окружной слёт организации, на котором присутствовали делегаты из Новогрудского, Барановичского, Столбцовского, Слонимского поветов, обсуждавшие, в основном, палестинскую проблему [7, л. 140]; 4) в сентябре в Барановичах состоялся поветовый съезд сионистов-ревизионистов, на котором речь шла о необходимости активизации работы фонда «KerenTel-Chaj» [7, л. 165]; 5) в ноябре в Новогрудском воеводстве сионисты-ревизионисты провели ряд мероприятий с целью объединения сил всех сионистских организаций западнобелорусского региона [7, л. 228].
Клерикально-националистическаяпартиясионистов-ортодоксов «Мизрахи» («Духовный центр») в середине 1930-х гг. придерживалacьсвоих прежних принципов: выступала за создание еврейского самостоятельного государства в Палестине, за расширение эмиграционного процесса и колонизацию палестинской территории, призывала к солидарности евреев и усилению их национального самосознания, делала ставку на религию и национальные традиции.
О деятельности сионистов-ортодоксов на территории Западной Беларуси в данный период имеются лишь отдельные упоминания. Так, например, сообщается, что 2 марта 1934 г. в еврейском молитвенном доме в Несвиже Мизрахи организовала публичную лекцию, на которой присутствовало 120 человек. Лектор П. Футерман посвятил своё выступление палестинской проблеме [6, л. 3]. Аналогичные лекции состоялись в мае 1934 г. в Барановичах [6, л. 12], в июне в Несвиже [7, л. 13], в октябре в Слониме [7, л. 200]. На подобных встречах кроме палестинского вопроса обсуждались проблемы воспитания молодёжи в религиозном духе, рассматривались причины сокращения еврейской эмиграции, а так же критиковалась деятельность еврейских левых организаций.
Следует отметить, что в этот период партия на территории Западной Беларуси не пользовалась большим влиянием: на территории Новогрудскоговоеводства Мизрахи имела всего триорганизации - в Барановичах, Лиде, Несвиже, руководителями их были Х.Фарбштейн, Ш. Брот, раввин И. Рубинштейн [1, л. 28]. Во многом ослабление позиций этой партии объясняется тем, что она считала возможным договориться с правительством и тем самым защитить национальные и экономические интересы еврейского народа [5, л. 48].
Таким образом, внутриполитическое положение Польши в условиях нараставшей угрозы войны характеризовалось дальнейшим наступлением реакционных сил: были введены новые законы антидемократического характера, усилился национальный гнёт. Практически все еврейские политические партии и организации, действовавшие на территорииЗападной Беларуси, окончательно порывали с санационным лагерем.
Перед всеми еврейскими политическими партиями и организациями встала задача объединения сил для борьбы с реакцией и угрозой возникновения новой войны, борьбы против фашизма. Однако реализовать эту идею не удалось. В этот период еврейское общественно-политическое движение не отличалось единством, ему были свойственны внутренние противоречия. Это касалось сионистских партий, консервативно-клерикальных и социалистических организаций. Угроза новой войны делала необходимым консолидацию всех политических сил. Вместе с тем, из всех существовавших в Западной Беларуси еврейских политических партий только Бунд и Поалей-Цион участвовали в едином антифашистском фронте.
П.Т.Стецкевич