Сложный процесс формирования ценностей и отношения к ним присущ любому обществу. В настоящее время проблема ценности приобретает огромное значение. Это объясняется тем, что процесс обновления всех сфер общественной жизни вызвал к жизни немало новых как положительных, так и отрицательных явлений. Развивающийся научно-технический прогресс, индустриализация и информатизация всех сфер современного общества – все это порождает рост негативного отношения к истории, культуре, традициям и ведет к девальвации ценностей в современном мире.
Воспитание в современном мире ориентируется на формирование у студента определенного понимания своего места в обществе. Его можно представить как единство совокупности субъективных и объективных факторов. С точки зрения науки воспитание – это направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации, подготовки к жизни [1]. С другой стороны воспитание можно представить как «способ вхождения человека в целостное бытие культуры, постижение и осуществление индивидом смысла жизни» [2, c. 228]
Воспитание является частью культуры, служащей передачей от одного поколения к другому культуры, является главным транслятором культурных ценностей общества. Культура – это, прежде всего сфера ценностей человечества. Феномен культуры заключается и в отборе определенных видов поведения и опыта людей. Поэтическое выражение «Обычай – Деспот средь людей» показывает, что люди сами создают такие культурные образцы, которым впоследствии подчиняются, принимают их за само собой разумеющееся. Когда культура указывает на то, как и что мы должны делать или не делать, говорят, что она нормативная, то есть такая, которая дает нам образцы необходимого поведения.
Одной из тенденций развития воспитания является обращение к общечеловеческим ценностям, к человеку. Ценность – это феномен и духовный и материальный, это отражение и закрепление в сознании человека предметов и явлений окружающего мира, служащих удовлетворению его потребностей, приобретают личностное значение. Сколько бы ни обсуждались различные определения ценности, они никогда не выходили за пределы понятий, установленных к середине ХХ века. Понятие ценности очень трудно поддается однозначному определению. Не случайно в философской литературе имеется множество различных формулировок, каждая из которых раскрывает отдельные стороны этого многогранного понятия, но общепризнанных, не вызывающих никакой критики определений ценности нет.
И.Э. Хайде рассматривал ценности не только как существующие, но и должные существовать, не только как данные, но и заданные. Понятие ценности, по И.Э. Хайде, предполагает двоякое отношение: с одной стороны, в нем участвует объект, имеющий ценность, с другой – ценность всегда является ценностью для кого-нибудь. Субъективное понимание ценности И.Э. Хайде выражает формулой: «Ценность для субъекта, но в определенном смысле он считает правильным объективное понимание ценностей. Объективной будет такая ценность, которая не зависит от особенностей субъекта». У Хайде также ценности всеобщи, обладают собственным в себе бытием и образуют независимое царство ценностей. [3, c. 92]
Согласно А. Дирофу, все ценностное предполагает создателя ценностей. Ценности являются духовными вещами и все ценностное может быть только духовным. М. Вебер трактовал ценность как «установку той или иной исторической эпохи», как «свойственное эпохе направление интереса», то есть ценности у него имеют социально-историческую природу.
Ценности в процессе развития общества, безусловно, меняются; то, что было ценностью вчера, может перестать быть ей сегодня, а в будущем возможен поворот к ценностям прошлого, наряду с появлением новых ценностей. Ценность – есть философская категория, объемлющая предметы и явления материального и духовного мира как предметы стремления, желания, влечения, интересы, идеала, имеющие значение для определенного общества, общественной группы или личности. Ценность – приобретенное, усвоенное из опыта обобщенное и стабильное понятие о том, что является желательным; это – тенденция выбора и критерий постановки целей и результатов действия.
Cогласно К.Д. Ушинскому, приоритетной целью воспитания является интеграция личности в пространство духовных ценностей и вовлечение в духовно ориентированную деятельность. Потребность в такого рода деятельности Ушинский рассматривает как основную внебиологическую человеческую потребность [4, c. 494]. Вхождение в пространство ценностей, по мнению К.Д. Ушинского, осуществляется через практику духовности и нравственный труд.
Ценности разделяются:
1) по видам потребностей: материальные и духовные;
2) по значимости: истинные и ложные;
3) по сферам деятельности: экономические, эстетические и религиозные и т. д.;
4) в зависимости от носителя: индивидуальные, групповые; общечеловеческие;
5) по времени действия: сиюминутные; кратковременные; долговременные и вечные.
Роль ценностей в жизни общества заключается в следующем:
- через освоение многообразных ценностей человек приобретает социальный опыт, приобщается к культуре, формируется как личность;
- человек создает новые и сохраняет старые ценности, что влияет на развитие культуры;
- ценность поступков, мыслей, вещей заключается в том, насколько они способствуют общественному прогрессу и насколько велика их роль в самосовершенствовании человека.
Стратегической основой нашего общества, наиважнейшим фактором формирования перемен в политике, экономике, культурной и духовной жизни, образовании и науке является молодежь. Для этого важно чтобы молодежь была готова к активному участию в жизни страны, взаимодействию с государственными и гражданскими структурами. Молодежная культура все более утрачивает общекультурные, духовные характеристики, становится все более экстремальной и агрессивной по отношению к внешнему миру и к старшим поколениями. Извечный конфликт поколений в обществе трансформировался в настоящую «войну поколений», разобщенность поколений, утрату национальных традиций, их преемственности.
Студенты – это особая социально-возрастная группа, отличающаяся возрастными рамками и своим статусом в обществе. Современные студенты – это будущее общества, которое придёт на замену нынешнему взрослому поколению. Университет является важнейшим институтом воспроизводства духовных ценностей, поэтому целевые установки всей образовательной системы определяют распространение духовных ценностей в обществе и влияют на ценностно-интегрированную и культурную целостность.
Сегодняшний мир развивается и меняется быстрыми темпами, следствием этого являются кризисные явления во всех сферах жизни: социальной, экономической, в сфере ценностных ориентаций. В последние годы в связи с ростом преступности, алкоголизма, наркомании, в связи с учащением актов вандализма, чередой самоубийств общество забило тревогу о «потерянном поколении», всё чаще стали слышны призывы к духовно-нравственному воспитанию и формированию ценностей.
Актуальным является исследование ценностей современной молодёжи. Нами было проведено небольшое исследование ценностей студентов педагогического факультета, для чего были использованы такие методики, как модифицированный тест М. Рокича и методика незаконченных предложений. На основе модифицированного теста М. Рокича молодым людям было дано задание проранжировать жизненные ценности на предмет их важности. Были получены следующие результаты.
|
Результаты исследования ценностей студентов |
|||
специальности «Социальная работа» |
специальности «Начальное образование» |
специальности «Дошкольное образование» |
специальности «Логопедия» |
|
Духовность |
9,2 |
9,5 |
9,4 |
9,3 |
Саморазвитие |
7,7 |
8,1 |
7,9 |
7,7 |
Творчество |
8,2 |
9,4 |
9,7 |
9,3 |
Любовь, дружба |
8,4 |
8,8 |
9,0 |
8,7 |
Семья |
9,9 |
9,8 |
9,9 |
9,5 |
Профессия |
8,7 |
8,9 |
8,9 |
8,8 |
Здоровье |
8,4 |
9,1 |
8,9 |
8,7 |
Прагматические |
4,9 |
4,3 |
3,9 |
4,2 |
Материальные |
7,4 |
7,6 |
7,5 |
7,7 |
Развлечения |
3,4 |
5,4 |
4,7 |
4,3 |
Исследование показало, что на первых местах у студентов стоят семья (средний балл – 9,7), духовные ценности (9,4), творчество (9,1), профессия (8,8), затем идут любовь и дружба (8,7), здоровье (8,1), саморазвитие (7,9), материальные ценности (7,6) и на последних местах – прагматические ценности (4,3), развлечения (4,5).
Анализ методики «Незаконченные предложения» дополнил и уточнил представленное выше исследование ценностей студентов педагогического факультета. Так, ценностные ориентации, являющиеся наиболее важными для студентов, распределились следующим образом:
- трудолюбие – 88,9 %;
- познание – 71,3 %;
- общение – 69,3 %;
- развитие моральных качеств – 60,9 %;
- развитие волевых качеств – 54,9 %;
- развитие деловых качеств – 34,9 %;
- материальные ценности – 24,8 %;
- общественно-политическая деятельность – 23,3 %.
Важнейшие ценности, которые определяют целевые установки и социальное поведение студентов, распределились следующим образом:
- здоровье – 89,2 %;
- хорошие друзья – 85,6 %;
- любовь – 73,7;
- общение – 69,7 %;
- интересная работа – 63,9 %;
- стабильность в стране и мире – 50,3 %;
- профессиональная самореализация – 49 %,
- материальное благополучие – 39,2 %,
- свобода – 36,5 %,
- независимость, самостоятельность – 36,1 %,
- общественное признание – 18,35 %.
Необходимо также отметить наиболее значимые качества личности (по мнению студентов): ответственность – 90,7 %, порядочность – 88,3 %, ум – 80,3 %, искренность – 77,7 %, доброта – 84,9 %, отзывчивость – 67,9 %, честность – 89,9 %, а также Наиболее неприемлемые качества личности (по мнению студентов): предательство – 91,5 %, лживость – 93,5 %, эгоизм – 60,9 %, лицемерие – 83,5 %, наглость – 72,8 %, зависть – 58,1 %.
Исследование показало, что 35 % студентов потратили бы неожиданно появившиеся деньги на себя, 15 % – вспомнили про своих родственников, 50 % – потратили бы на благотворительность.
Анализируя ответы испытуемых, необходимо отметить, что молодёжь боится бедности, старости, одиночества. Большинство студентов написало, что в жизни значимыми являются такие ценности, как духовное саморазвитие, альтруизм, взаимопомощь. Однако были и такие, кто будет полагаться только на себя и на собственные силы.
А теперь обратим наше внимание на то, что же привело к такому результату. Большое влияние на становление ценностей студентов, безусловно, оказала система воспитательных мероприятий, проводимых в Гродненском государственном университете имени Янки Купалы в целом и на педагогическом факультете в частности. Среди наиболее значимых для себя студенты отметили слкдующие: областная спартакиада для детей-инвалидов «Усе разам!», литературно-художественные вечера («Паэтычны свет Віктара Шведа», «Максім Танк – вядомы і невядомы», «Чалавек, які трымаў ключы ад Беларусі: жыццё і ўзнясенне Уладзіміра Караткевіча», «Творца ў часе і па-за часам» (да 120 годдзя з Дня нараджэння Кандрата Крапівы) и т. д.); благотворительные акции и ярмарки («Хочу помочь!», «Время добра», «Благовозик», «Письмо Деду Морозу» и т. д.); вечёрки («Ой, калядачкі! Бліны-ладачк!», «Шырокая масленица», «Национальная кухня»), а также различные конкурсы, акции, разылекательные мероприятия и др.
Все эти мероприятия несут в себе патриотические, культурные, духовные, эстетические, религиозные, общечеловеческие ценности, участвуя в которых студент приобретает социальный опыт, приобщается к культуре, формируется как личность.
В обществе должна произойти смена ведущей ценностной ориентации с потребительской на ориентацию, задающую нормативную определённость таким ценностно-мировоззренческим представлениям, как смысл жизни, назначение человека, нравственный идеал и др., и основанную на историко-культурном и духовном наследии нашей республики.
Таким образом, система ценностей современной молодежи представляет собой микс из традиционных ценностей: семья, здоровье, коммуникация и ценностей, связанных с достижением успеха: деньги, независимость, самореализация и т.д. Равновесие между ними пока неустойчивое, но, возможно, в ближайшие десятилетия на его основе сформируется новая стабильная система ценностей.
Е.А. Косач