3 февраля 2017 г. вступил в силу Кодекс Республики Беларусь о культуре [1] (далее – Кодекс о культуре), которым внесены принципиальные изменения в порядок осуществления государственного учета историко-культурных ценностей.
Существует два способа выявления объектов (проявлений человеческого творчества) для придания им статуса памятника: профессиональное и случайное. На практике материальные культурные ценности, которым может быть присвоен статус историко-культурной ценности (например, произведения искусства, археологические артефакты, историческая застройка и др.), могут быть выявлены профессионально или случайно. Нематериальные культурные ценности (например, обряд, традиция, фольклор и т. п.) могут быть выявлены только профессионально.
Профессиональное выявление культурных ценностей осуществляется во время научно-исследовательской деятельности, например, при проведении археологических исследований, в результате этнографической экспедиции и т. п. В этом случае юридическое лицо или гражданин обязаны совершить следующие действия. Во-первых, провести ее фиксацию, научную обработку и художественную оценку. Во-вторых, не позднее семи календарных дней со дня выявления культурной ценности письменно сообщить об этом в местный исполнительный и распорядительный орган базового территориального уровня и передать ему обнаруженную движимую материальную культурную ценность на временное хранение. Как установлено в п. 3 ст. 87 Кодекса о культуре, движимая материальная культурная ценность включается в музейный фонд государственного музея или в коллекционный фонд государственной научной организации.
Со вступлением в действие Кодекса о культуре изменяется порядок внесения предложений о придании культурным ценностям статуса историко-культурной ценности. Так, согласно требованиям ст. 90 Кодекса о культуре, предложения о придании культурным ценностям статуса историко-культурной ценности вносятся местным исполнительным и распорядительным органом базового территориального уровня, на территории которого эти культурные ценности выявлены. Предложения о придании нематериальным культурным ценностям статуса историко-культурной ценности вносятся в Министерство культуры Республики Беларусь. К такому предложению прилагаются: материалы фиксации, научной обработки и художественной оценки культурной ценности; обоснование необходимости придания культурной ценности статуса историко-культурной ценности.
Важное для практики положение содержится в п. 4 ст. 90 Кодекса о культуре: материальные культурные ценности, которые предложены для придания им статуса историко-культурной ценности, подлежат охране как материальные историко-культурные ценности.
Культурные ценности, которые предлагаются для придания статуса историко-культурной ценности, подлежат фиксации, научной обработке и художественной оценке (ст. 91 Кодекса о культуре): текстовое описание, фотографирование и графическое отображение; отражение исторических сведений о них, выявление основных закономерностей развития; анализ основных закономерностей развития культурных ценностей проводится путем сравнения этих культурных ценностей с аналогичными.
Кодекс о культуре в значительной степени сократил по сравнению с Законом «Об охране историко-культурного наследия Республики Беларусь» количество критериев, соблюдение которых необходимо для признания объекта (нематериального проявления человеческого творчества) историко-культурной ценностью (памятником).
В соответствии со ст. 92 Кодекса о культуре статус историко-культурной ценности придается культурным ценностям, которые имеют отличительные духовные, художественные и (или) документальные достоинства и соответствуют одному из следующих критериев:
– являются одним из факторов формирования национального менталитета. По нашему мнению, это весьма оценочный критерий. Понятие менталитета объемное и включает в себя взгляды, оценки, ценности, нормы поведения и морали, умонастроения, религиозную принадлежность, характеризующие ту или иную группу людей. Менталитет складывается на основах общей истории развития той или иной общности;
– имеют значимость с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, культуры и оказали значительное влияние на развитие страны или отдельного ее региона;
– непосредственно связаны с жизнью и деятельностью видных личностей, историческими событиями, традициями, верованиями или идеями и убеждениями, оказавшими значительное влияние на ход исторического, культурного и (или) духовного развития белорусского народа;
– являются аутентичными с точки зрения авторского замысла и его реализации, использованных при создании материалов, сохранности окружающей среды или наиболее значимых его элементов;
– представляют собой выдающийся пример формирования ландшафта, в котором отражаются традиции определенного периода истории белорусского народа;
– являются выдающимся художественным образцом, созданным или преобразованным на территории Республики Беларусь или созданным белорусами зарубежья.
Статус историко-культурной ценности может быть придан недвижимой материальной культурной ценности при условии, что она является аутентичной или реставрирована в соответствии с научно-проектной документацией на выполнение ремонтно-реставрационных работ на материальных историко-культурных ценностях. При этом со времени первоначального создания недвижимой материальной культурной ценности должно пройти не менее сорока лет.
Статус историко-культурной ценности может быть придан культурным ценностям, которые исчезли или утрачены при невыясненных обстоятельствах, но наличие которых документально засвидетельствовано, при условии отсутствия неоспоримых документальных сведений об уничтожении, потере или исчезновении этих культурных ценностей. До настоящего времени такие ценности на государственный учет не принимались.
Со вступлением в силу Кодекса о культуре изменен также порядок придания культурной ценности статуса историко-культурной ценности. В соответствии со ст. 93 Кодекса о культуре придание культурной ценности статуса историко-культурной ценности осуществляется двумя органами – Министерством культуры Республики Беларусь или местным исполнительным и распорядительным органом областного территориального уровня. Так, местным исполнительным и распорядительным органом областного территориального уровня решение принимается по отношению к материальной культурной ценности, имеющей значимость для отдельного региона, на территории которого она находится. Министерством культуры – в отношении других культурных ценностей.
Рассмотрение предложения о придании материальной культурной ценности статуса историко-культурной ценности осуществляется на заседании областного (Минского городского) совета по вопросам историко-культурного наследия.
На основании решения о том, что материальная культурная ценность имеет значимость для отдельного региона, на территории которого она находится, местный исполнительный и распорядительный орган областного территориального уровня принимает решение о придании материальной культурной ценности статуса историко-культурной ценности. Копия такого решения направляется в Министерство культуры для включения сведений в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь.
Предложения, по которым принято решение о том, что материальная культурная ценность может иметь мировую, национальную или международную значимость, направляются местными исполнительными и распорядительными органами областного территориального уровня в Министерство культуры. Министерство культуры организует его рассмотрение Белорусским республиканским научно-методическим советом по вопросам историко-культурного наследия.
Рассмотрение предложения о придании культурной ценности статуса историко-культурной ценности осуществляется на заседании указанного выше Совета не позднее тридцати календарных дней со дня получения предложения Министерством культуры.
На основании решения Совета о придании культурной ценности статуса историко-культурной ценности Министерство культуры Республики Беларусь принимает решение о предоставлении культурной ценности статуса историко-культурной ценности. После принятия такого решения сведения об этой культурной ценности включаются в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь.
Важное для формирования юридической практики положение содержится в п. 15. ст. 93 Кодекса о культуре: решение о предоставлении культурной ценности статуса историко-культурной ценности является ненормативным правовым актом и подлежит доведению до сведения юридических лиц, граждан путем его размещения не позднее десяти рабочих дней со дня его принятия на официальном сайте Министерства культуры Республики Беларусь в глобальной компьютерной сети Интернет.
Сообщение о принятии решения об отсутствии необходимости придания культурной ценности статуса историко-культурной ценности направляется лицу, внесшему предложение о придании культурной ценности статуса историко-культурной ценности, не позднее десяти рабочих дней со дня принятия такого решения.
Движимые материальные культурные ценности, которым придан статус историко-культурной ценности, а также археологические артефакты передаются государственным музеям, а те культурные ценности, которым не присвоен статус историко-культурной ценности, возвращаются лицам, которые их обнаружили.
Новое законодательство предусматривает возможность выплаты вознаграждения за случайно обнаруженную культурную ценность, которая является кладом и которой присвоен статус историко-культурной ценности. Так, в соответствии со ст. 95 Кодекса о культуре, решение о выплате вознаграждения собственнику земельного участка или иного имущества, где случайно обнаружена материальная культурная ценность, являющаяся кладом и которой придан статус историко-культурной ценности, а также лицу, случайно его обнаружившему, принимается государственным органом, который принял решение о придании этой культурной ценности статуса историко-культурной ценности, не позднее десяти календарных дней со дня принятия решения о придании этой культурной ценности статуса историко-культурной ценности. Выплата такого вознаграждения осуществляется за счет бюджетов базового уровня и бюджета города Минска финансовым органом по месту обнаружения материальной культурной ценности в двухмесячный срок со дня получения решения о выплате вознаграждения.
Принятые на государственный учет историко-культурные ценности подразделяются на категории в соответствии с их отличительными духовными, художественными и (или) документальными достоинствами и в зависимости от их значимости (мировая, международная, национальная, для отдельного региона Республики Беларусь).
Культурные ценности, которым придан статус историко-культурной ценности, включаются в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь. Данный список является основным документом государственного учета историко-культурных ценностей. Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь регистрируется в Государственном регистре информационных ресурсов.
Историко-культурные ценности приняты на государственный учет восьмью постановлениями Совета Министров Республики Беларусь. В итоге по состоянию на 1 февраля 2017 г. в Государственном списке историко-культурных ценностей Беларуси зарегистрировано 5 552 историко-культурных ценностей.
В 2016 г. на основании постановления Совета Министров Республики Беларусь «Аб наданні статусу і катэгорый гісторыка-культурнай каштоўнасці, пазбаўленні статусу гісторыка-культурнай каштоўнасці і ўнясенні змяненняў і дапаўненняў у некаторыя пастановы Савета Міністраў Рэспублікі Беларусь» от 2 августа 2016 г. № 607 [2] статус и категория историко-культурной ценности Республики Беларусь придан 93 материальным объектом (церквям, кладбищу, курганам и т. д.) и 35 нематериальным проявлениям творчества человека.
Материальные историко-культурные ценности делятся на следующие категории:
– категория «0» – историко-культурные ценности, имеющие мировую значимость и включенные или предложенные для включения в установленном порядке в Список всемирного культурного и природного наследия или Список всемирного наследия, находящегося под угрозой. По состоянию на 1 февраля 2017 г. в республике 17 объектов имеют категорию «0» – например, Борисоглебская (Коложская) церковь в г. Гродно, Августовский канал в Гродненской области, церкви оборонительного типа д. Сынковичи Зельвенского района и д. Мурованка Щучинского района Гродненской области;
– категория «1» – историко-культурные ценности, имеющие международную значимость;
– категория «2» – историко-культурные ценности, имеющие национальную значимость;
– категория «3» – историко-культурные ценности, имеющие значимость для отдельного региона Республики Беларусь.
– без категории – материальные культурные ценности, входящие в состав комплекса, ансамбля, комплекта, коллекции материальных историко-культурных ценностей, но которым отдельно не придан статус историко-культурной ценности.
Нематериальные историко-культурные ценности делятся на следующие категории:
– категория «А» – историко-культурные ценности, полная аутентичность и достоверность которых безусловны и неизменны. Такую категорию имеет, например, «Местный песенный стиль исполнения традиционных обрядовых и внеобрядовых произведений аутентичными фольклорными коллективами» в Ельском районе;
– категория «Б» – историко-культурные ценности, которые полностью или частично восстановлены (зафиксированы) на вторичном материале или объективно со временем могут меняться. Такую категорию имеют, например, гербы исторических городов.
Категории присваиваются:
– материальным историко-культурным ценностям, имеющим значимость для отдельных регионов Республики Беларусь, на территории которых они находятся, – местными исполнительными и распорядительными органами областного территориального уровня, которые придали им статус историко-культурной ценности;
– другим историко-культурным ценностям – Министерством культуры Республики Беларусь.
Придание категорий историко-культурным ценностям осуществляется на основании решений областных (Минского городского) советов по вопросам историко-культурного наследия или Белорусского республиканского научно-методического совета по вопросам историко-культурного наследия о необходимости отнесения историко-культурных ценностей к определенным категориям.
Лишение материальной историко-культурной ценности статуса историко-культурной ценности осуществляется также по-новому, а именно:
– местным исполнительным и распорядительным органом областного территориального уровня, который придал материальной культурной ценности статус историко-культурной ценности;
– Министерством культуры Республики Беларусь – по другим материальным историко-культурным ценностям.
Согласно требованиям ст. 94 Кодекса о культуре, материальная историко-культурная ценность (например, памятник архитектуры) может быть лишена статуса историко-культурной ценности в случае ее физической утраты или потери ею отличительных духовных, художественных и (или) документальных достоинств, которые обусловили придание ей статуса историко-культурной ценности, в том числе в результате воздействия факторов природного или антропогенного происхождения, и невозможности научно обоснованного восстановления материальной историко-культурной ценности.
Решение о невозможности научно обоснованного восстановления материальной историко-культурной ценности принимается Белорусским республиканским научно-методическим советом по вопросам историко-культурного наследия. Памятники археологии после их полного изучения могут быть лишены статуса историко-культурной ценности на основании заключения этого Совета о полном изучении этих памятников.
Решение о лишении материальной историко-культурной ценности статуса историко-культурной ценности является ненормативным правовым актом и подлежит доведению до сведения юридических лиц, граждан путем его размещения не позднее десяти рабочих дней со дня его принятия на официальном сайте Министерства культуры в глобальной компьютерной сети Интернет.
В период с 2008 по 2014 г. такого статуса историко-культурной ценности были лишены 33 объекта. В 2016 г. на основании упомянутого выше постановления Совета Министров Республики Беларусь от 2 августа 2016 г. № 607 лишены статуса историко-культурной ценности 101 объект, в основном – это памятники археологии, включая те, которые были утрачены в прошлые годы, а также 3 здания.
Культурные ценности, которые лишены статуса историко-культурной ценности, исключаются из Государственного списка историко-культурных ценностей Республики Беларусь.
Важнейшим административным решением, порождающим юридические последствия, является признание объекта (т. е. выявленной культурной ценности) историко-культурной ценностью (т. е. памятником). На практике культурные ценности представляются для придания им статуса историко-культурной ценности из числа:
– реально существующих, которые используются в деятельности человека независимо от места их нахождения или ареала бытования;
– профессионально или случайно обнаруженных, сведения о существовании которых до момента их обнаружения отсутствовали и собственник которых неизвестен, отказался от права собственности на них или потерял право собственности на них по иным основаниям, предусмотренным гражданским законодательством;
– наличие которых документально засвидетельствовано, при условии отсутствия неоспоримых документальных сведений об уничтожении, потере или исчезновении этих культурных ценностей.
Считаем, что Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь, необходимо опубликовать в актуальном состоянии. В развитие п. 4 ст. 90 Кодекса о культуре предлагаем установить законодательный запрет: снос выявленного объекта историко-культурного наследия запрещен.
И. Э. Мартыненко
The article discusses a new procedure for the state accounting of cultural values set by the Code of the Republic of Belarus on culture (came into force on February 3, 2017). We outline the features of identifying, fixing, and scientific presentation of tangible objects and intangible manifestations of human creativity to give them the status of legally protected historical and cultural value.