С вхождением в состав Польши в 1921 г. западных регионов Беларуси еврейским политическим партиям и движениям, действовавшим здесь, предстояло укрепить свои позиции среди местного населения. Разные по религиозно-политической окраске еврейские партии и движения по-разному участвовали в политической жизни региона.
Правое крыло в еврейской политической жизни, представляло ортодоксальное, или консервативное, движение. Оно было представлено существовавшей с 1909 г. всемирной федерацией «Союз Израиля» («Agudas Jisroel») [1, с. 261.]. «Союз Израиля» выступал за национальное возрождение евреев в Палестине в бесспорной гармонии с принципами еврейской религии [2, с. 35]. Благодаря грамотно продуманной программе он имел значительное влияние среди евреев многих воеводств Польши. Результаты выборов 1922 г. принесли «Союзу Израиля» 6 из 35 еврейских депутатских мандатов в сейме и 2 из 12 в сенате [1, с. 262]. Что касается деятельности «Союза Израиля» на территории Западной Беларуси, то его единственная первичная организация существовала с 1921 г. в Барановичах (Новогрудское воеводство) [3, л. 187].
Важную роль в еврейской политической жизни играло сионистское движение. Наибольшим влиянием среди сионистских партий пользовалась "Сионистская организация в Польше" (Histadrut ha' Cyjonith be' Polonijah). В орбите ее влияния находились многие массовые еврейские организации, значительная часть еврейской прессы. Отделения этой партии функционировали во всех воеводских и в большинстве поветовых центров Западной Беларуси. Точные данные о численности её членов на территории региона в 1921 – 1926 гг. отсутствуют, однако, исходя из масштабов деятельности партии, можно предположить, что она пользовалась в данном регионе поддержкой значительной части населения. Так, лишь в Новогрудском воеводстве местная сионистская организация в октябре 1923 г. насчитывала 1500 зарегистрированных членов, не считая большого числа сочувствующих [4, л. 13-15]. Сионисты вели активную работу в ячейках, которые сформировались в данный период. Так, в Слониме сионисты проводили агитационную работу через избирательный комитет народного блока. В состав этого блока входили Временный еврейский народный совет, Центральный союз купцов, Центральный союз рабочих, Центральный союз мелких купцов. По данным полиции, в Воложине существовало незарегистрированное товарищество сионистов, насчитывающее 30 членов [5, л. 9].
В городах Западной Беларуси с лекциями и докладами о возрождении Палестины выступали видные представители сионистского движения со всей
страны, а также из-за рубежа. Важную роль «Сионистская организация» играла в экономической жизни евреев Западной Беларуси. Например, из отчетов полесского воеводы об общественно-политическом состоянии воеводства за 1922 г. следует, что сионисты овладели большей частью еврейских торговых и промышленных предприятий в городах и местечках Полесья, откуда черпали финансирование в форме добровольных взносов [6, л. 4].
Партия принимала активное участие в культурно-просветительской и благотворительной деятельности в регионе. Сионисты, постоянно проводили различные акции и лекции, собирали деньги на Палестину. В той или иной мере под влиянием «Сионистской организации» на территории Западной Беларуси находились отделения Товарищества просвещения «Тарбут», Товарищество собирания Палестинского фонда «Kieren Kajemed», Товарищество помощи жертвам войны, Товарищество воспитания детей «Капля молока», вечерние курсы имени Винчевского, военно-спортивное товарищество «Югенд» товарищество «Геголюц» и др. [7, л. 43; 8, л. 4].
К сионистскому движению принадлежала также националистическая партия сионистов-ортодоксов «Духовный центр» (Mizrachi).
Деятельность партии не была активной. Она основывалась прежде всего на участии депутатов и сенаторов в еврейской парламентской группе.
На парламентских выборах 1919 г. «Мизрахи» получила только один мандат – от Белостока. После выборов 1922 г. партия вошла в Блок национальных меньшинств и получила шесть депутатских мест в сейме и два в сенате. Кроме избранных по государственным спискам, большинство представителей «Духовного центра» получили мандаты от восточных областей страны. Под влиянием партии находилась прежде всего мелкая и средняя буржуазия [1, с. 269]. Некоторым влиянием пользовалась партия и среди еврейского населения Западной Беларуси. Отделения партии существовали в Виленском воеводстве (г. Вильно и поветовые города) [8, л. 43], а также в Пинском, Брестском, Кобринском поветах Полесского воеводства [9, л. 320]. Судя по косвенным упоминаниям, они действовали также в Белостокском и Новогрудском воеводствах. На территории Новогрудского воеводства партия имела свои отделения в Барановичах, Лиде и Несвиже, а также пользовалось влиянием на ряд общественных еврейских организаций. Мизрахисты проводили здесь лекции и собрания, посвященные палестинскому вопросу, собирали пожертвования в фонд помощи еврейским поселенцам в Палестине, принимали участие во всемирных сионистских конгрессах. Например, в 1925 г. на конгрессе в Вене присутствовало два делегата партии от Виленского воеводства – Кленштейн и Мунин [10, л. 473].
Третей существовавшей в Польше партией сионистского толка была «Всемирная сионистская партия труда» (Maflegeth Awodah Cyjonit Hitacholuth). Влияние партии в стране до 1926 г. было незначительным, в основном в среде интеллигенции и молодежи. В 1922 г. партия участвовала в выборах по спискам Блока национальных меньшинств и получила три мандата в сейм и один в сенат.
На территории Западной Беларуси «Всемирная сионистская партия труда» пользовалась незначительным влиянием. Отделения партии существовали в городах Пинского, Лунинецкого и Брестского поветов Полесского воеводства [11, л. 3]. Как относительно молодая партия до 1926 г. на территории упомянутых поветов она находилась в организационном периоде. Старалась сконцентрировать в своих рядах всех евреев, ставя целью освобождение еврейского народа в национальном и общественном аспекте. На территории Новогрудского воеводства партия имела три отделения: в Слониме, Барановичах и Клецке. Кроме того, по отчетам полиции, было известно о существовании в Ивье первички данной организации, которую возглавлял Хаим Мендель. В ней состояло 10 членов. Подобная организация численностью в 20 членов существовала в Долгинове. В Красном руководителем организации являлся Хаскель Гуревич и она насчитывала 25 членов. Партия распространяла свою деятельность на территорию Молодеченского и Вилейского поветов [12, л. 108-109].
Сионистская организация «Церей-Сион» возникла в Виленском воеводстве в 1918-1919 гг. В то время она не проводила активной политической деятельности, поскольку подвергалась репрессиям со стороны немцев. Затем, когда условия для работы улучшились, на ее базе возникло несколько независимых организаций. Первыми деятелями организации «Церей-Сион» были Антовил, Рудницкий, Зайшнуб. Первоначально эта группа называлась «Еврейская организация Церей-Сион» и ограничивалась деятельностью во время выборов в Виленскую городскую раду. В некоторых вопросах, как, например, организации еврейских школ, она работала совместно с Бундом. В городской раде г. Вильно организация имела двух своих представителей (на 1925 г.). К 1925 г., несмотря на ослабление позиций в Вильно, партия имела сильные позиции в провинции [10, л. 473-485].
В Новогрудском воеводстве партия также вела определенную работу. «Церей-Сион» периодически проводила лекции по истории еврейского народа, собрания и любительские представления на еврейские национальные темы [12, л. 108 –109].
Таким образом, сионистское движение в городах Западной Беларуси в 1918 – 1926 гг. имело широкое представительство в лице еврейских сионистских партий, которые обладали разветвлённой сетью местных отделений и организаций, объединявших значительную часть еврейского населения региона и оказывавших серьезное влияние на общественно-политическое и экономическое положение края, его культурную и религиозную жизнь.
На территории Западной Беларуси действовала также «Организация евреев ортодоксов». Они объединяли ту часть еврейского населения, которая делала акцент на вопросы религии, являясь наиболее пассивным в политическом
отношении по сравнению с другими объединениями. Сведения о структуре данной партии говорят о наличии её первичных комитетов на территории Новогрудского воеводства. Там партия имела 3 комитета (в Барановичах, Слониме и Клецке) и около 600 членов. В Полесском воеводстве, помимо Брестского, Пинского Лунинецкого и Столинского поветов, где её деятельность проявлялась более живо, она проводила свою работу и в остальных поветах, но не столь интенсивно. Партия оказывала влияние на «Союз Рабинов», «Шоймрей Шабос» – союз, который осуществлял надзор за строгим соблюдением празднования в субботу, а также других религиозных предписаний, имела некоторое влияние на культурно-просветительные и общественно-благотворительные организации [3, л. 22.].
Одной из наиболее активных еврейских политических партий социалистической направленности в Западной Беларуси в данный период была Поалей-Сион левая. Она пользовалась значительным влиянием в среде еврейских рабочих, симпатизировавших идеям сионизма. Партия имела также влияние в среде светского еврейского образования, среди академической молодежи «Югенд», в «Товариществе курсов для рабочих», в потребительских и производственных кооперативах. Под влиянием партии находилась значительная часть еврейской прессы [13, л. 26 -27].
На территории Западной Беларуси партия активно действовала на территории Виленского, Полесского и Новогрудского воеводств. В Полесском воеводстве первичные организации партии действовали в Брестском, Пинском, Лунинецком и Косовском поветах. В Бресте и Пинске Поалей-Сион левая вместе с Бундом подчинила своему влиянию еврейский профсоюз торговых работников, еврейский химический профсоюз. Здесь же Поалей-Сион левая вела активную агитационную деятельность. Согласно донесениям командования IX Окружного корпуса Министерства военных дел на территории воеводства распространялись агитационные материалы партии, а также информация об антисемитских настроениях польского населения и польского правительства, о закрытии еврейских школ и т.д. В своих выступлениях деятели партии призывали бороться за признание за представителями еврейского народа равных экономических и политических прав, требовали допуска евреев на государственную службу, открытия для евреев государственных школ с обучением детей на идише и иврите [14, л. 83].
Деятельность партии на территории Новогрудского воеводства была отмечена слабо.
В Виленском воеводстве партия имела секретариат в Вильно и охватывала своим влиянием рабочих г. Вильно. Среди организаций, которые находились под влиянием партии, были спортивное товарищество «Макаби», учебные курсы им. Переца и др. По сведениям полиции, партия распространила своё влияние на ряд профсоюзных организаций Виленского воеводства. Там были созданы законспирированные партийные ячейки [15, л. 526].
Можно отметить, что влияние партии Поалей-Сион левая в еврейских кругах данных воеводств было довольно значительным.
После раскола Поалей-Сион в Польше правые организовали в 1922 году самостоятельную партию. В 1923 году они объединились с организацией «Церей-Сион» (молодые Сиона) и «Дрор» (свободные) и на их основе сформировали Поалей-Сион правую.
Поалей-Сион правая на территории Западной Беларуси не играла значительной роли. Эта организация подвергалась нападкам со стороны ортодоксов и Бунда, однако довольно успешно развивалась во всех самоуправленческих еврейских организациях и еврейской гмине. К партии принадлежали рабочие, ремесленники, мелкие торговцы. Во главе этой партии находились литературные и общественные деятели. На территории Новогрудского воеводства партия имела 13 отделений: в Лиде, Ивье, Несвиже, Клецке, Городее, Новогрудке, Любче, Кореличах, Слониме, Щучине, Столбцах, Барановичах и Ляховичах [16, л. 23.].
Одним из сильнейших игроков социалистического толка на политической арене региона являлся «Всеобщий еврейский рабочий союз в России и Польше» (Бунд). Его члены работали с профсоюзами, принимая участие в первомайских демонстрациях, издавал листовки, организовывал лекции. В его программных установках значительное место отводилось решению вопросов рабочего класса: 8-часовой рабочий день; социальное обеспечение за счет государства в случае болезни, безработицы, старости; свобода собраний, слова, прессы и забастовок. В национальном вопросе партия выступала за равноправие всех граждан государства и признание их языковых прав в администрации, на предприятиях, в школах и т.д., отмену всех правовых ограничений для еврейского народа; преподавание в школах для еврейских детей на идише.
Наиболее значительными комитетами в Западной Беларуси были комитеты в Вильно, Гродно, Барановичах, Пинске, Бресте, Пружанах. На территории Полесского воеводства действовало 6 локальных легально зарегистрированных комитетов Бунда. Наибольшим влиянием Бунд пользовался на территории поветов: Пинского, Брестского, Лунинецкого, Сарненского, Пружанского, Столинского. Основная его деятельность разворачивалась в Пинске и Бресте, где он глубоко укрепился, особенно в еврейских профсоюзах. Так, на Пинской спичечной фабрике «Halpern» появилась еврейская организация «Сukunft» с количеством членов около 100 человек. Данная организация была создана известными деятелями Бунда, такими, как Лейба Калужны, Шмул Зельгер, Красильщик, Миллер, Рывка Пружаньска, Милевски, Левин. Они взяли на себя обязанность воспитания еврейской молодежи будущими членами Бунда [14, л. 83-84]. Кроме того, в Пинске Бунд влиял на еврейский профсоюз рабочих-химиков, профсоюз рабочих-портных. Бунд действовал конспиративно, стараясь распространить свои лозунги при помощи каких-либо организаций, действующих явно, как, например, кооперативы и т.п. По данным полиции, Бунд пользовался значительным влиянием среди части еврейских рабочих в Виленском
воеводстве, издавал (с конца 1920 г.) легальную газету «Рабочая жизнь» на еврейском языке. Налаживалась и культурно-массовая работа [15, л. 526].
На Гродненщине бундовцы, которыми руководил Лейба Пинчук, нашли поддержку среди рабочих и беднейших слоев еврейства. Их деятельность в основном разворачивалась в профсоюзном движении [17, с. 347].
Являясь легальной политической партией, Бунд с 1919 г. участвовал в выборах в сейм. На выборах в сейм 1922 г. Бунд выступил с собственной программой и собрал 81 473 голоса, но мандатов в сейме не получил.
Желая привлечь к себе как можно больше симпатий, зная, что наиболее податливым элементом на различные идейные течения является молодежь, Бунд старался подчинить ее своему влиянию. Главной его организацией, являлся «Cukunft» («Будущее»), фактическими лидерами которой были руководители Бунда.
Вторым объединением молодежи, организованным предводителями Бунда, является т.н. «Jugendbund» («Молодежный союз»). Важной просветительской организацией, действовавшей под эгидой Бунда, являлось также «Объединение еврейских школ», проявлявшее свою деятельность в Пинске и Бресте.
Вышеприведенные факты свидетельствуют о серьезном влиянии Бунда в рабочей среде региона.
Таким образом, спектр еврейских политических партий и организаций, действовавших на территории Западной Беларуси был довольно широким и разнообразным. Здесь были представлены партии консервативного, либерального, сионистского и социалистического направлений. Они имели различную социальную базу. Часть этих партий опиралась на еврейскую буржуазию, другие – на средний класс и интеллигенцию, третьи – на рабочих. В целом же они объединяли в своих рядах большую часть еврейского населения Западной Беларуси, которое было сконцентрировано прежде всего в городах и местечках региона.
П.Т.Стецкевич
Па матэрыялам: Гарады Беларусі ў кантэксце палітыкі, эканомікі, культуры: зборнік навук. артыкулаў / Гродз.дзярж. ун-т; рэдкалегія: І.П. Крэнь, І.В. Соркіна (адк. рэдактары) [і інш.]. – Гродна: ГрДУ, 2007.