Социальный заказ требует от системы образования формирования творческой, активной личности, компетентной в решении жизненных и профессиональных проблем, ответственной за благополучие и процветание своей страны, готовой выполнять обязанности гражданина, патриота, труженика и семьянина. Это означает, что выпускник вуза должен получить не только достаточный объем знаний, необходимых ему для профессиональной деятельности, но и достаточную для современного человека гражданско-патриотическую подготовку с тем, чтобы компетентно ориентироваться во всех сферах национальной и общественной жизни, делать научно обоснованные выводы и давать аргументированные, объективные оценки для последующего принятия важных решений, активно и творчески решать проблемы развития и укрепления белорусской государственности.
Воспитательная деятельность современной высшей школы представляет собой целостную систему разнообразных методов, подходов, направлений и действий ректората, деканатов, кафедр, кураторов, педагогов, общественных организаций и включает в себя три взаимосвязанных компонента: воспитание в процессе обучения, внеучебную деятельность, межличностное общение. Работа по гражданско-патриотическому воспитанию студентов предполагает максимальное использование всех возможностей, заложенных в вузовской системе подготовки будущих специалистов, с учетом тех рекомендаций и указаний по ее организации и осуществлению, которые изложены в нормативно-правовых документах Министерства образования Республики Беларусь. В частности, в «Концепции патриотического воспитания граждан Республики Беларусь» названы условия успешного воспитания гражданственности и патриотизма у учащейся молодежи в учреждениях образования, важнейшими из которых являются следующие: осознание сущности гражданственности, патриотизма, привитие глубокого уважения к национальному наследию, традициям, обычаям, культуре, конфессиям народа Беларуси; изучение Конституции Республики Беларусь, создающей условия для демократии и гражданского согласия, свободного и достойного развития личности; воспитание уважительного отношения к государственным символам (гербу, флагу, гимну), органам государственной власти; формирование чувства гордости за свою страну и готовности к выполнению социальной роли гражданина Республики Беларусь; воспитание в духе национального взаимодействия, дружелюбия, единства народов Республики Беларусь, интернационализма; развитие ценностного отношения к природе, формирование потребности в защите окружающей природной среды; воспитание уважения к вооруженным силам Республики Беларусь и защитнику Отечества, воину; пропаганда социально-экономических достижений белорусского государства; формирование моральной и психологической готовности к выполнению конституционной обязанности по защите родины; формирование культуры мира, неприятие экстремизма, национальной и религиозной нетерпимости; педагогическая поддержка молодежных общественных объединений, студенческого самоуправления, развитие социально-значимой деятельности студентов [1, с. 4].
В качестве организационно-методических условий осуществления гражданско-патриотического воспитания студенческой молодежи в системе вузовского обучения выступают: системность и преемственность по годам обучения; единство словесных и деятельностных форм воспитания; тесная взаимосвязь учебной и внеучебной работы; стимулирование творческой самостоятельности, гражданской инициативы, активной жизненной позиции и других гражданско-патриотических качеств студентов в учебно-познавательной, общественно-полезной, культурно-массовой, художественно-эстетической, спортивно-оздоровительной и других видах деятельности; постоянный контроль со стороны педагогических кадров за достигнутыми результатами в целях совершенствования и коррекции дальнейшей воспитательной работы со студентами; применение новых информационных технологий в методическом обеспечении учебно-воспитательного процесса вуза; повышение воспитательного потенциала социально-гуманитарных дисциплин; целенаправленное взаимодействие высшей школы, семьи и социума, позволяющее сформировать у студентов устойчивые представления о мире, обществе, государстве, их социальных связях и отношениях; высокий уровень информированности педагогических работников и студентов по основным вопросам государственной политики и идеологии, по основным проблемам развития белорусской республики; создание условий для проявления и поддержки молодежных инициатив, привлечение всех заинтересованных лиц к участию в них; активное использование внешней атрибутики и государственной символики в идейно-воспитательной работе; формирование авторитета государственной власти и уважения к государственным символам, ознакомление с правилами их использования.
Для формирования у студентов гражданско-патриотических качеств нужно знать не только их сущность, содержание, но и и те внутренние психолого-педагогические компоненты, которые в своей совокупности являются носителями этих качеств. Такими компонентами являются: потребностно-мотивационный, когнитивно-интеллектуальный, эмоционально-чувственный, поведенческий и волевой. Воспитательная работа по формированию каждого из этих компонентов должна осуществляться через образовательные программы учебных предметов; организацию научно-исследовательской работы студентов (научные кружки, научные студенческие общества, олимпиады, конкурсы, конференции); использование возможностей межпредметного подхода; различные формы внеучебной воспитательной работы со студенческой молодежью; участие обучающихся в работе органов студенческого самоуправления, общественных объединений БРСМ, БРПО; краеведческую деятельность (экскурсии, туристические походы, турслеты, видеопроекты); развитие спортивно-юношеского туризма; воспитательную деятельность кураторов студенческих групп; работу педагогических студотрядов; возрождение музейной педагогики, ориентированной на раскрытие генопамяти молодежи; волонтерскую деятельность; изучение материалов тематических конференций, постановлений правительства Республики Беларусь, Концепций и Программ по гражданскому и патриотическому воспитанию на семинарских занятиях и интернет-сайтах; организацию общественно-полезной деятельности студентов (благотворительные акции, аукционы идей, акции милосердия); идейно-просветительскую деятельность (работа со СМИ, политический клуб, выпуск стенгазет гражданско-патриотической направленности, выставки, встречи с общественными деятелями); создание информационной базы в сети Интернет по проблемам патриотизма и национальной культуры; создание компьютерных игр по гражданско-патриотической тематике, основанной на героике отечественной истории и популяризации национальной духовной культуры; проведение конкурса проектов и программ в сфере национально-патриотического и духовно-нравственного воспитания молодежи; подготовку и издание информационных материалов о деятельности и опыте работы патриотических объединений и движений Гомельщины; проведение социологических исследований по национально-патриотическим проблемам с целью выявления особенностей формирования национальной культуры и патриотических чувств у детей и юношества нашего региона; обеспечение прав ребенка и человека; направленность педагогических усилий на построение самой личностью социально приемлемых ценностных ориентаций; предоставление студенту свободы выбора и принятия ответственности и самоответственности и др.
Среди методов гражданского и патриотического воспитания, обеспечивающих формирование у будущих педагогов гражданско-патриотической культуры и подготавливающих их к будущей воспитательной работе со школьниками, можно выделить диспуты, беседы, соревнования, ситуативно-ролевые игры, деловые игры, социодраму, социально-психологические тренинги, интеллектуальные аукционы, метод анализа социальных ситуаций морально-этического характера, метод проектов. Включение в вузовский воспитательный процесс имитационно-игровых и проблемно-ситуационных методов позволяет реализовать деятельностный подход в гражданско-патриотическом воспитании будущих специалистов: участвуя в ходе занятий в ролевых и деловых играх, студенты находятся в позиции активного деятеля. Проигрывая различные роли, они вынуждены постоянно действовать и демонстрировать свои действия и способности, что закрепляет опыт гражданского и патриотического поведения и позволяет студентам проводить рефлексию индивидуального опыта в гражданско-правовой сфере, активизирует процесс осмысления собственных прав, свобод и обязанностей как гражданина, труженика, патриота; развивает критическое мышление, способность к моделированию собственной деятельности, тем самым формируя гражданские компетенции – потенциальные умения, которые будущие специалисты смогут применить в конкретной жизненной или профессиональной ситуации. Моделируя реальную деятельность, деловые и ролевые игры способствуют повышению у студентов мотивации к деятельности, формированию и обогащению личностного потенциала – совокупности теоретических знаний в гражданско-правовой сфере, гражданско-патриотических качеств, способов поведения и деятельности. Алгоритм использования проблемно-ситуативных методов предполагает наличие интеллектуального затруднения (проблемы). Студент предпринимает попытку практического действия для его разрешения, акцентирует внимание на своих возможностях для разрешения проблемы, строит проект действий для приобретения новых качеств и компетентностей, осуществляет этот проект и приобретает необходимые гражданско-патриотические черты и качества.
Большим воспитательным потенциалом обладают также интерактивные методы, основанные на рефлексивно-деятельностной позиции всех участников педагогического процесса. Использование в работе по повышению гражданско-патриотической культуры студентов интерактивных методов способствует формированию у них положительной мотивации к осознанному выполнению социальной роли гражданина, развитию гражданско-патриотической направленности, активизации жизненной позиции, стимулированию социальной ответственности. Например, интерактивная игра «Мозаика» [2, с. 109-111], построенная на применении технологий обучения в сотрудничестве, ориентирована на деятельностное освоение теоретического материала. Содержание педагогической деятельности при организации игры заключается в том, чтобы продумать мотивацию к данному виду работы, обеспечить благоприятную атмосферу для коллективной деятельности. В этой игре развиваются ценные гражданские качества личности: ответственность, самостоятельность, коммуникабельность, а также социально значимые умения и навыки, лежащие в основе гражданских компетенций: умения работать с информацией, аргументировать свою точку зрения, выступать перед слушателями, работать в команде. Интерактивная игра «Пожарник» [2, с. 50 – 53] способствует формированию потребностно-мотивационной сферы гражданственности и патриотизма и предполагает работу с конкретным текстом, описывающим проблемную социальную ситуацию. Деятельность студента в рамках этой игры предполагает выбор социальной роли (инспектора отдела образования, Министра образования, преподавателя, ректора, проректора и т.п.), с позиции которой будет осуществляться анализ социальной ситуации, самоопределение по отношению к ней. Воспитательная ценность этой игры состоит в том, что для анализа ситуации участники используют собственный опыт, а также сведения, полученные ими из различных отраслей научного знания. Это создает условия для установления межпредметных связей и систематизации представлений о сущности социально одобряемого, законопослушного поведения в социуме.
Анализ воспитательных возможностей вуза в духовно-нравственном совершенствовании будущих специалистов показывает, что основными формами развития у студентов гражданственности и патриотизма и подготовки их к будущей воспитательной работе со школьниками являются: учебная деятельность; туристические походы по родному краю и стране; организация строительных студенческих отрядов; диспуты и дискуссии тематического характера; анализ социальных, политических и экономических проблем, представленных в средствах массовой информации; тематические вечера; встречи с современными общественными и политическими деятелями, участниками Великой отечественной войны, воинами-интернационалистами, представителями Министерства обороны и Министерства внутренних дел; экспедиции в исторической прошлое Беларуси, анализ исторических событий и фактов; выставки творческих работ и тематические выставки студентов и сотрудников вуза, приуроченные к памятным датам страны; экскурсии в музеи боевой славы; смотры, конкурсы, слеты гражданско-патриотической направленности; деятельность молодежных клубов «Отечество», «Патриот», «Бацькаўшчына»; торжественное празднование таких государственных праздников, как День Победы, День независимости Республики Беларусь, День защитника Отечества и Вооруженных Сил Республики Беларусь, День Конституции Республики Беларусь и др.
Зайцева И.Т.