Категории

Роль образовательной среды в гражданско-патриотическом воспитании студенческой молодежи

7 минут на чтение

Социальный заказ требует от системы образования формирования творческой, активной личности, компетентной в решении жизненных и профессиональных проблем, ответственной за благополучие и процве­тание своей страны, готовой выполнять обязанности гражданина, пат­риота, труженика и семьянина. Это означает, что выпускник вуза дол­жен получить не только достаточный объем знаний, необходимых ему для профессиональной деятельности, но и достаточную для современ­ного человека гражданско-патриотическую подготовку с тем, чтобы компетентно ориентироваться во всех сферах национальной и общест­венной жизни, делать научно обоснованные выводы и давать аргумен­тированные, объективные оценки для последующего принятия важных решений, активно и творчески решать проблемы развития и укрепления белорусской государственности.

Воспитательная деятельность современной высшей школы пред­ставляет собой целостную систему разнообразных методов, подходов, направлений и действий ректората, деканатов, кафедр, кураторов, педа­гогов, общественных организаций и включает в себя три взаимосвязан­ных компонента: воспитание в процессе обучения, внеучебную деятель­ность, межличностное общение. Работа по гражданско-патриотическому воспитанию студентов предполагает максимальное использование всех возможностей, заложенных в вузовской системе подготовки будущих специалистов, с учетом тех рекомендаций и указаний по ее организации и осуществлению, которые изложены в нормативно-правовых докумен­тах Министерства образования Республики Беларусь. В частности, в «Концепции патриотического воспитания граждан Республики Бела­русь» названы условия успешного воспитания гражданственности и патриотизма у учащейся молодежи в учреждениях образования, важ­нейшими из которых являются следующие: осознание сущности граж­данственности, патриотизма, привитие глубокого уважения к нацио­нальному наследию, традициям, обычаям, культуре, конфессиям народа Беларуси; изучение Конституции Республики Беларусь, создающей ус­ловия для демократии и гражданского согласия, свободного и достой­ного развития личности; воспитание уважительного отношения к госу­дарственным символам (гербу, флагу, гимну), органам государственной власти; формирование чувства гордости за свою страну и готовности к выполнению социальной роли гражданина Республики Беларусь; воспи­тание в духе национального взаимодействия, дружелюбия, единства народов Республики Беларусь, интернационализма; развитие ценност­ного отношения к природе, формирование потребности в защите окру­жающей природной среды; воспитание уважения к вооруженным силам Республики Беларусь и защитнику Отечества, воину; пропаганда соци­ально-экономических достижений белорусского государства; формиро­вание моральной и психологической готовности к выполнению консти­туционной обязанности по защите родины; формирование культуры мира, неприятие экстремизма, национальной и религиозной нетерпимо­сти; педагогическая поддержка молодежных общественных объедине­ний, студенческого самоуправления, развитие социально-значимой дея­тельности студентов [1, с. 4].

В качестве организационно-методических условий осуществления гражданско-патриотического воспитания студенческой молодежи в сис­теме вузовского обучения выступают: системность и преемственность по годам обучения; единство словесных и деятельностных форм воспи­тания; тесная взаимосвязь учебной и внеучебной работы; стимулирова­ние творческой самостоятельности, гражданской инициативы, активной жизненной позиции и других гражданско-патриотических качеств сту­дентов в учебно-познавательной, общественно-полезной, культурно-массовой, художественно-эстетической, спортивно-оздоровительной и других видах деятельности; постоянный контроль со стороны педагоги­ческих кадров за достигнутыми результатами в целях совершенствова­ния и коррекции дальнейшей воспитательной работы со студентами; применение новых информационных технологий в методическом обес­печении учебно-воспитательного процесса вуза; повышение воспита­тельного потенциала социально-гуманитарных дисциплин; целенаправ­ленное взаимодействие высшей школы, семьи и социума, позволяющее сформировать у студентов устойчивые представления о мире, обществе, государстве, их социальных связях и отношениях; высокий уровень ин­формированности педагогических работников и студентов по основным вопросам государственной политики и идеологии, по основным пробле­мам развития белорусской республики; создание условий для проявле­ния и поддержки молодежных инициатив, привлечение всех заинтересо­ванных лиц к участию в них; активное использование внешней атрибу­тики и государственной символики в идейно-воспитательной работе; формирование авторитета государственной власти и уважения к госу­дарственным символам, ознакомление с правилами их использования.

Для формирования у студентов гражданско-патриотических качеств нужно знать не только их сущность, содержание, но и и те внутренние психолого-педагогические компоненты, которые в своей совокупности являются носителями этих качеств. Такими компонентами являются: потребностно-мотивационный, когнитивно-интеллектуальный, эмоцио­нально-чувственный, поведенческий и волевой. Воспитательная работа по формированию каждого из этих компонентов должна осуществляться через образовательные программы учебных предметов; организацию научно-исследовательской работы студентов (научные кружки, научные студенческие общества, олимпиады, конкурсы, конференции); исполь­зование возможностей межпредметного подхода; различные формы внеучебной воспитательной работы со студенческой молодежью; уча­стие обучающихся в работе органов студенческого самоуправления, общественных объединений БРСМ, БРПО; краеведческую деятельность (экскурсии, туристические походы, турслеты, видеопроекты); развитие спортивно-юношеского туризма; воспитательную деятельность курато­ров студенческих групп; работу педагогических студотрядов; возрожде­ние музейной педагогики, ориентированной на раскрытие генопамяти молодежи; волонтерскую деятельность; изучение материалов тематиче­ских конференций, постановлений правительства Республики Беларусь, Концепций и Программ по гражданскому и патриотическому воспита­нию на семинарских занятиях и интернет-сайтах; организацию общест­венно-полезной деятельности студентов (благотворительные акции, аукционы идей, акции милосердия); идейно-просветительскую деятель­ность (работа со СМИ, политический клуб, выпуск стенгазет граждан­ско-патриотической направленности, выставки, встречи с обществен­ными деятелями); создание информационной базы в сети Интернет по проблемам патриотизма и национальной культуры; создание компью­терных игр по гражданско-патриотической тематике, основанной на героике отечественной истории и популяризации национальной духов­ной культуры; проведение конкурса проектов и программ в сфере на­ционально-патриотического и духовно-нравственного воспитания моло­дежи; подготовку и издание информационных материалов о деятельно­сти и опыте работы патриотических объединений и движений Гомель­щины; проведение социологических исследований по национально-пат­риотическим проблемам с целью выявления особенностей формирова­ния национальной культуры и патриотических чувств у детей и юноше­ства нашего региона; обеспечение прав ребенка и человека; направлен­ность педагогических усилий на построение самой личностью соци­ально приемлемых ценностных ориентаций; предоставление студенту свободы выбора и принятия ответственности и самоответственности и др.

Среди методов гражданского и патриотического воспитания, обес­печивающих формирование у будущих педагогов гражданско-патриоти­ческой культуры и подготавливающих их к будущей воспитательной работе со школьниками, можно выделить диспуты, беседы, соревнова­ния, ситуативно-ролевые игры, деловые игры, социодраму, социально-психологические тренинги, интеллектуальные аукционы, метод анализа социальных ситуаций морально-этического характера, метод проектов. Включение в вузовский воспитательный процесс имитационно-игровых и проблемно-ситуационных методов позволяет реализовать деятельно­стный подход в гражданско-патриотическом воспитании будущих спе­циалистов: участвуя в ходе занятий в ролевых и деловых играх, сту­денты находятся в позиции активного деятеля. Проигрывая различные роли, они вынуждены постоянно действовать и демонстрировать свои действия и способности, что закрепляет опыт гражданского и патриоти­ческого поведения и позволяет студентам проводить рефлексию инди­видуального опыта в гражданско-правовой сфере, активизирует процесс осмысления собственных прав, свобод и обязанностей как гражданина, труженика, патриота; развивает критическое мышление, способность к моделированию собственной деятельности, тем самым формируя граж­данские компетенции – потенциальные умения, которые будущие спе­циалисты смогут применить в конкретной жизненной или профессио­нальной ситуации. Моделируя реальную деятельность, деловые и роле­вые игры способствуют повышению у студентов мотивации к деятель­ности, формированию и обогащению личностного потенциала – сово­купности теоретических знаний в гражданско-правовой сфере, граждан­ско-патриотических качеств, способов поведения и деятельности. Алго­ритм использования проблемно-ситуативных методов предполагает на­личие интеллектуального затруднения (проблемы). Студент предприни­мает попытку практического действия для его разрешения, акцентирует внимание на своих возможностях для разрешения проблемы, строит проект действий для приобретения новых качеств и компетентностей, осуществляет этот проект и приобретает необходимые гражданско-пат­риотические черты и качества.

Большим воспитательным потенциалом обладают также интерак­тивные методы, основанные на рефлексивно-деятельностной позиции всех участников педагогического процесса. Использование в работе по повышению гражданско-патриотической культуры студентов интерак­тивных методов способствует формированию у них положительной мо­тивации к осознанному выполнению социальной роли гражданина, раз­витию гражданско-патриотической направленности, активизации жиз­ненной позиции, стимулированию социальной ответственности. Напри­мер, интерактивная игра «Мозаика» [2, с. 109-111], построенная на при­менении технологий обучения в сотрудничестве, ориентирована на дея­тельностное освоение теоретического материала. Содержание педагоги­ческой деятельности при организации игры заключается в том, чтобы продумать мотивацию к данному виду работы, обеспечить благоприят­ную атмосферу для коллективной деятельности. В этой игре развива­ются ценные гражданские качества личности: ответственность, само­стоятельность, коммуникабельность, а также социально значимые уме­ния и навыки, лежащие в основе гражданских компетенций: умения ра­ботать с информацией, аргументировать свою точку зрения, выступать перед слушателями, работать в команде. Интерактивная игра «Пожар­ник» [2, с. 50 – 53] способствует формированию потребностно-мотива­ционной сферы гражданственности и патриотизма и предполагает ра­боту с конкретным текстом, описывающим проблемную социальную ситуацию. Деятельность студента в рамках этой игры предполагает вы­бор социальной роли (инспектора отдела образования, Министра обра­зования, преподавателя, ректора, проректора и т.п.), с позиции которой будет осуществляться анализ социальной ситуации, самоопределение по отношению к ней. Воспитательная ценность этой игры состоит в том, что для анализа ситуации участники используют собственный опыт, а также сведения, полученные ими из различных отраслей научного зна­ния. Это создает условия для установления межпредметных связей и систематизации представлений о сущности социально одобряемого, за­конопослушного поведения в социуме.

Анализ воспитательных возможностей вуза в духовно-нравственном совершенствовании будущих специалистов показывает, что основными формами развития у студентов гражданственности и патриотизма и под­готовки их к будущей воспитательной работе со школьниками являются: учебная деятельность; туристические походы по родному краю и стране; организация строительных студенческих отрядов; диспуты и дискуссии тематического характера; анализ социальных, политических и экономи­ческих проблем, представленных в средствах массовой информации; тематические вечера; встречи с современными общественными и поли­тическими деятелями, участниками Великой отечественной войны, вои­нами-интернационалистами, представителями Министерства обороны и Министерства внутренних дел; экспедиции в исторической прошлое Беларуси, анализ исторических событий и фактов; выставки творческих работ и тематические выставки студентов и сотрудников вуза, приуро­ченные к памятным датам страны; экскурсии в музеи боевой славы; смотры, конкурсы, слеты гражданско-патриотической направленности; деятельность молодежных клубов «Отечество», «Патриот», «Бацькаўшчына»; торжественное празднование таких государственных праздников, как День Победы, День независимости Республики Бела­русь, День защитника Отечества и Вооруженных Сил Республики Бела­русь, День Конституции Республики Беларусь и др.

Зайцева И.Т.

Facebook Vk Ok Twitter Whatsapp

Похожие записи:

Викторина – от латинского слова «viktoria» – победа. Игровая форма состязательной деятельности школьников и студенческой молодежи. Наиболее популярная из игровых форм, проводимых в школах. Занимательная игра, в процессе которой перед школьниками в определенной...
Потребительское поведение обычно рассматривают в контексте экономического поведения. Изучение покупательских предпочтений и мотиваций редко выходит за рамки экономического дискурса [1], в котором выявляются промежуточное и конечное потребление, анализируется с...
В современных условиях перехода к информационному обществу и связанной с ним глобализацией произошли некоторые изменения в образовательной системе. В связи с этим возникла необходимость переосмысления методологических, научно-теоретических основ процесса воспи...