Категории

Методика проведения викторин по истории Великой Отечественной войне среди учащейся молодежи

15 минут на чтение

Викторина – от латинского слова «viktoria» – победа. Игровая форма состязательной деятельности школьников и студенческой молодежи. Наиболее популярная из игровых форм, проводимых в школах. Занимательная игра, в процессе которой перед школьниками в определенной последовательности ставятся вопросы, на которые они дают ответы в устной или письменной форме. Викторина развивает интерес учащихся к знаниям, расширяет их кругозор, способствует развитию памяти и мышления, творческое воображение, находчивость. Помогает выявить интересы, склонности воспитанников. Викторины являются самостоятельным видом внеклассной работы, но могут проводиться и на заседаниях факультативов, клубов, кружков, вечерах, праздниках, походах.)

Цели и задачи викторины, посвященной трагическому и героическому 1941 году: на основании исторического материала начального периода Великой Отечественной войны должны опираться на то, чтобы обратить внимание на неимоверные трудности и невзгоды, которые выпали на долю наших соотечественников, мужество и героизм воинов, партизан и подпольщиков, оборонявших родной край, формировать чувства непримиримости к захватчикам, гордости за героизм и мужество защитников Родины, воспитывать уважение к ветеранам, памятным священным местам, стимулировать желание больше узнать о тех героических и трагических событиях военной поры. Она рассчитана на возраст 16 – 18 лет. Местом проведения может быть классная комната, музей боевой славы (если есть в городе). Время проведения: 1,5 часа. Оформление и оборудование: плакаты военной поры, изображающие призыв защищать Родину-мать, стол для жюри, доска (стационарная или переносная), музыкальное оформление.

Подготовительная работа должна включать следующие виды воспитательной организаторской деятельности: собрать и подготовить команды к викторине, помочь найти и познакомить их с нужной литературой, провести инструктаж, подобрать и скомпоновать вопросы по вариантам (лучше привлечь для этого учителя истории или военной подготовки), найти из числа старшеклассников или студентов-практикантов ведущего, приготовить призы, познакомить с правилами игры участников и болельщиков, выбрать независимое жюри (лучше, если ученики или студенты сами назовут, кого они хотят видеть в этой роли. Желательно в жюри иметь человека военной профессии, историка или куратора от каждого класса, группы, курса. Перед началом викторины выбирается ответственный за подсчет очков и ведения табло для фиксации баллов, заработанных командами. Попросить команды приготовить для соперников по одному вопросу. С помощью жеребьевки, определить какой у кого вариант.

Предупредить, что болельщики могут принести своим командам дополнительные очки, если ответят на вопрос, который был трудным для команды или внесет существенные дополнения в ответ. Можно предложить сразиться и капитанам, при равном счете.

Для проведения викторины необходимо создать команды из 5 – 6 человек (это могут быть ученики, студенты, которые желают принять участие в викторине, ориентируясь при этом в событиях Великой Отечественной войны).

Нужно создать оргкомитет, который объявит о проведении викторины, расскажет о правилах и условиях ее проведения, определит состав жюри, призы, а также укажет литературу (например, школьный учебник по истории Беларуси, Герои Советского Союза: Краткий биографический словарь в двух томах., Навечно в сердце народном: справочник, Б.Д. Долготович «Беларусь в годы Великой Отечественной войны», Гродна: Энцыклапедычны даведнік. «Беларусь у Вялікай Айчыннай вайне 1941 – 1945 гадоў», Энциклопедия, Нарысы гісторыі Беларусі, ч.2, Памяць Беларусі 1941 – 1945: Рэспубліканская кніга / Рэд. кал. Г.П.Пашкоу і інш. и т.д.), место и время проведения викторины, обеспечит соответствующей информацией школу, колледж, или вуз.

Командам следует ознакомиться с рекомендованными материалами.

В состав жюри можно включить учеников или студентов, владеющих материалом по истории, обязательно учителя или преподавателя истории, а также человека, который готовит вопросы к викторине. Могут присутствовать ветераны войны, спонсоры вуза, шефы школы, выпускники в качестве почетных членов жюри.

Можно дать возможность несколько вопросов подготовить и самим командам. Они должны быть сданы заранее, для включения их в викторину.

Важно учитывать равнозначность вопросов по трудности в каждом варианте. (Например, 1 -я группа вопросов по краеведческому материалу, 2 – на знание хронологии военных действий, 3 -я подвиги наиболее выдающихся героев военной поры, 4 -я – оценка событий; опровергнуть высказывание, доказать тезис и т.д.)

Вариант вопросов решает жеребьёвка, после чего жюри отмечает у себя, кто какой вариант получил. Это также фиксируется на табло.

Ведущего викторины лучше выбирать «со стороны» вожатого, студента-практиканта (не ведущего уроки в этом классе), члена ораторской или информационной группы. Требования к ведущему следующие: глубокое знание вопросов и ответов викторины, способность видеть в историческом материале воспитательную силу и уметь показать это молодежи, четкая дикция, умение владеть собой и принимать правильные решения в трудных ситуациях, чувство юмора, такта, умение «гасить» слишком сильные эмоции болельщиков, поддерживать надежду на победу.

Призы для победителей могут быть разными: присуждение званий «знаток истории», самодельные медали «победитель викторины», фотографии на память, выражение благодарности от администрации школы или вуза, родителям победителей, сувениры, сделанные на уроках труда или в кружках, заказанные в специальных фирмах.

Количество призов также может быть различным. Можно наградить наиболее активных участников из группы поддержки.

Оценивать викторину лучше всего по 3-х балльной системе: 3 балла  –полный ответ, 2 балла за короткий правильный ответ, 1 балл за правильный ответ на вопрос другой команды (так как право ответить на вопрос, на который команда затрудняется дать ответ, предоставляется первому поднявшему руку из другой команды или группы поддержки). Большие по объему вопросы могут дополнять сразу несколько человек. Дополнительный балл выглядит на табло +1. Его ставят отдельно – тогда наглядно видна активность команд.

На обдумывание командам дается одна – две    минуты. После каждого ответа команд жюри выставляет баллы и комментирует свое решение.

Табло находится на доске, на хорошо видном для обеих команд месте. Выглядеть оно может следующим образом:

№ вопроса

Команда I

Команда II

 

Вариант II

Вариант I

1

2

3

2

3

2+1

3

1+1

3+1

4

2

3

5

3+1

 

Всего:

13

15

Заполнять его может студент или ученик старших классов, внимательно следящий за решениями жюри.

Для того, чтобы сделать во время проведения викторины участники прочувствовали то далекое время и дать возможность отдохнуть командам, можно делать музыкальные или поэтические паузы, в это время ученики или студенты исполняют песни военного времени, читают стихи поэтов-фронтовиков; можно предложить общий вопрос группам поддержки. Для проведения данной викторины рекомендуется создавать не более 2 – 3 команд. Викторина «ШЕЛ СОРОК ПЕРВЫЙ ГОРЬКИЙ ГОД...» посвящается истории начального этапа Великой Отечественной войны против немецко-фашистских захватчиков. Предлагаем несколько вариантов вопросов к ней:

ВАРИАНТ 1

Вопрос 1: Какова численность населения республики была накануне войны, в 1941 году?

Ответ: Накануне Великой Отечественной войны в Беларуси численность населения составляла 10528 человек.

Вопрос 2:  Какая группировка противника наступала  на территорию Беларуси?

Ответ: Самая крупная группировка немецко-фашистских войск – группа армий «Центр».

Вопрос 3: Что вы слышали о генерале армии Д.Р.Павлове?

Ответ: Он был командующим Западного особого округа накануне нападения Германии на СССР. В 1936 – 1937гг. сражался добровольцем в Испании на стороне республиканского правительства. За Испанию был удостоен звания Героя Советского Союза, принимал участие в советско-финляндской войне. 22 июня был назначен командующим войсками Западного фронта, который прикрывал границу от Литвы до реки Припять. Внезапным ударом немецких войск группы армии «Центр» в первые часы начала войны были уничтожены авиация и большая часть танков фронта. Удержать позиции без их поддержки при мощном наступлении численно превосходящего противника было невозможно. За неделю боев войска Западного фронта были отброшены на 50 км. Дмитрий Григорьевич Павлов и его ближайшее окружение были арестованы по обвинению в предательстве, приговорены к высшей мере наказания. В 1957 г. Военная коллегия суда ССР отменила приговор по делу Павлова «за отсутствием состава преступления».

Вопрос 4: Докажите, что целью оккупационной политики гитлеровцев было планомерное уничтожение белорусского народа.

Ответ: По плану «Ост» на территории Беларуси планировалось уничтожить или выселить в Сибирь 75 % населения, 25 % белорусов подлежали онемечиванию                  использованию в качестве сельскохозяйственных рабов. На территории Беларуси создали 260 лагерей смерти, провели более 140 крупных карательных операций, в ходе которых уничтожали деревни и поселки вместе с жителями, переделывая целые районы в «зоны пустыни».

Вопрос 5: Какое значение в борьбе с врагом имела организация подпольного движения на территории Беларуси, начавшаяся летом 1941 года?

Ответ: В городах и других населенных пунктах вместе с партизанами активно стали действовать подпольщики. Именно здесь размещались важные военные объекты гитлеровцев: штабы, склады, базы обеспечения, аэродромы, узлы связи, склады топлива и другие объекты, которые имели важное значение для функционирования всех служб вермахта, для работы всего оккупационного аппарата.

Вопрос 6: Почему, как вы думаете, расходятся количественные данные об участии партизанских отрядов и групп в 1941 году на территории Беларуси. По одним источникам – их  99, по другим – 231?

Ответ: Трудность состоит в том, что часть партизанских отрядов создавалась централизованно. Именно эти цифры считались официальными, однако, в создании партизанских отрядов, которые действовали на территории республики, активную роль принимали военнослужащие Красной Армии, попавшие в окружение и оказавшиеся на оккупированной врагом территории. Многие отряды и партизанские группы были организованы ими самостоятельно или при поддержке местного населения. Нередко в этот первоначальный военный период партизанские группы стихийно создавались комсомольцами, молодежью. Из-за конспирации и отсутствия связи с централизованным подпольем они также не были зарегистрированы в центре. Но об их деятельности свидетельствуют как немецкие сводки, так и воспоминания очевидцев. Историками сегодня найдены и включены в списки материалы о существовании многих таких отрядов и групп.

Вопрос 7: Гитлеровцы вынуждены были уже летом 1941 года для борьбы с партизанами провести ряд крупных карательных операций. Что вы о них знаете?

Ответ: Для борьбы с партизанами фашисты привлекали не только охранные дивизии, но и дивизии действующих армий. Так одной из крупных карательных операций этого периода стала операция «Припятские болота» в июле – августе 1941г., проводившаяся в Брестской, Минской, Пинской областях.

Вопрос 8: Опровергните утверждение, что заградительные отряды были сугубо карательной, расстрельной силой.

Ответ: Было сформировано 193 заградотряда. С 1 августа по 15 октября 1942г. ими задержаны 140755 военнослужащих, бежавших с передовой линии фронта. Возвращены в свои части и на пересыльные пункты 131094 человека. Арестованы 3980 человек (2,8 % от числа задержанных), направлены в штрафроты 2776 человек, в штрафбаты  – 185 человек. Расстреляны 1198 человек (0,85 % от числа задержанных) [1, с. 11].

ВАРИАНТ 2

Вопрос 1: Какое внимание уделялось укреплению обороноспособности западных границ республики?

Ответ: На протяжении 470 км пограничной полосы на территории Беларуси планировалось строительство 550 дотов и 990 укреплений полевого типа. Готовилась модернизация старых и строительство новых военных аэродромов.

Вопрос 2: Кто противостоял нападению захватчиков в начале Великой Отечественной войны на территории Беларуси?

Ответ: Войска западной особого военного округа (с 22 июня преобразована в Западный фронт – 3-я ( командующий генерал-лейтенант В.И.Кузнецов), 10-я (генерал-лейтенант Голубев), 4-я (генерал-майор А.А.Коробков) армии, которые насчитывали стрелковые, моторизованных, 12 танковых, 2 кавалерийские дивизии (всего 44), 3 воздушно-десантные бригады и 8 укрепрайонов, значительное количество особых частей и подразделений – всего около 650 тыс. человек.

Вопрос 3: Задачей большой государственной важности было эвакуация в сжатые сроки в восточные районы страны населения, материальных ценностей и промышленных предприятий из районов, которым угрожала оккупация. Каков результат эвакуации?

Ответ: Эвакуация была проведена только из Витебской, Гомельской, Могилевской и Палесской областей. Осуществление ее проходило в сложных условиях. Основные железнодорожные и шоссейные магистрали были загружены перевозкой войск и военного снаряжения и подвергалось беспрестанными ударами противника с воздуха, часть перерезалась вражескими танками, десантными группами, которые прорывались и сеяли смерть и панику. Всего в Беларуси в восточные районы страны было эвакуировано около 1,5 млн. человек, 124 крупных промышленных предприятий союзного и республиканского значения, материальные и культурные ценности, 60 научно-исследовательских институтов, 20 высших и среднеспециальных учебных учреждений, 6 театров и т.д.

Вопрос 4: Кого называли «ледяной» генерал?

Ответ: Так называли генерал-лейтенанта, руководителя строительством укрепрайонов на территории Гродненщины летом 1941 года Карбышева Дмитрия Михайловича. При попытке прорваться для соединения с отступающей Красной Армией был контужен и взят в плен. Отказался сотрудничать с фашистами. С 1941 по февраль 1945 года фашисты всячески пытались заставить Карбышева изменить своей Родине. За эти годы плена он прошел 11 лагерей смерти (Острув -Мазовецка, Хаммельбург, Замосць, Лангвассер, Флосенбург, Майданек, Дахау, Освенцим, Нюрнберг, Заксенхаузен). Последний был Маутхаузен в Австрии, где мужественный генерал погиб от переохлождения. Фашистские изверги на морозе поливали его из шланга холодной водой, пока он не заледенел. «Ледяной» – не сломленный, непокоренный.

Вопрос 5: Что вы знаете об отношении фашистов к еврейскому населению?

Ответ: Уже в первые дни оккупации начались расстрелы еврейского населения, проживающего на территории республики. Для этих целей создавались гетто, куда загонялись евреи. Жизнь там была сущим адом. Люди лишены были работы по специальности, продуктовых промышленных товаров, медицинской помощи, отсутствовали элементарные человеческие права (ходить по тротуару, собираться более 3-х человек, говорить на родном языке, пользоваться общественным транспортом, посещать места культурного и общественного пользования и т.д.). С 1943 года жители гетто подвергались планомерной ликвидации,

Вопрос 6: История белорусского антифашистского подполья включает как героические, так и трагические страницы. Расскажите о них.

Ответ: Большая часть организаторов первых городских подпольных формирований погибла в 1942 – 1943гг. из-за нарушения правил конспирации. Из-за провалов некоторые подпольщики были незаслуженно обвинены в предательстве и сотрудничестве с оккупантами. Только в 1990 году, например, было возвращено доброе имя И.К. Ковалеву, секретарю минского подпольного горкома КП(б)Б с октября 1941 г до октября 1942г – до момента ареста фашистскими оккупантами. Реабилитированы десятки других участников освободительной борьбы.

Вопрос 7: Кому первому из советских партизан было присвоено звание Героя Советского Союза?

Ответ: Командиру партизанского отряда «Красный Октябрь» Бумажкову Т.П.

Вопрос 8: Какие цели преследовал широко известный приказ № 27 от 28 июля 1942 года?

Ответ: Он был создан для того, чтобы в сознании бойцов и командиров произошел духовный перелом в отношении к войне как многотрудному и жестокому делу (не шапкозакидательские установки о войне на чужой территории и малой кровью) и к себе на войне как к человеку, которому вручена судьба Родины. «Это был суровый приказ, вспоминал солдат той войны М.Г.Абдулин. – И он был сильным отрезвляющим средством: «Ни шагу назад!». Приказ был прочитан во всех подразделениях. Слушали его и молча одобряли. Приказ остановил людей. Появилась уверенность в соседях справа и слева — не отступят. Все как-то стабилизировалось и окрепло» [1, с. 10].

ВАРИАНТ 3

Вопрос 1: Назовите проблемы укомплектования военными кадрами вооруженных сил Красной Армии.

Ответ: Вооруженные силы были ослаблены массовыми репрессиями 1937 – 1938             Репрессированных командиров заменяли вчерашние лейтенанты и капитаны, которые не имели знаний и опыта руководства дивизиями и армиями.

Вопрос 2: Кроме непосредственно немецких соединений, готовящихся напасть на нашу страну, были еще силы, противостоящие мирному государству. Назовите их.

Ответ: Это 29 дивизий и 16 бригад сателитов Германии – Финляндии, Венгрии, Румынии. Готовились к оправке на восток и участию в войне против СССР итальянские, словацкие, и хорватские соединения, испанская пехотная дивизия.

Вопрос 3: Одним из проявлений настоящего всенародного характера Великой Отечественной войны явилось создание истребительных батальонов и групп самообороны. Чем они занимались?

Ответ: Их бойцы совместно с частями Красной Армии участвовали в обороне городов и сел, других оборонительных мероприятиях. Всего до середины июля 1941 года в республики сформировано 78 истребительных батальонов, в которые добровольно вступили более 13 тыс. человек.

Вопрос 4: Какой партизанский отряд один из первых партизанских формирований Беларуси смело вступил в борьбу с немецко-фашистскими захватчиками?

Ответ: Пинский отряд под командованием В.З.Коржа. 26.06.1941 года его бойцы выявили и задержали около Пинска немецких разведчиков-парашютистов. Через 2 дня они подбили 2 танкетки, захватили трофеи, взяли пленных.

Вопрос 5: Как проявлялся оккупационный режим в отношении молодежи республики?

Ответ: Немецко-фашистские захватчики насильно (или обманом ) вывозили на принудительные работы в Германию молодое население страны. Всего было вывезено 5,3 млн. человек, из них из Беларуси 400 тысяч. Предлагались    так    же    разного    рода    «сотрудничества»    с    немецкой администрацией.

Вопрос 6: В 1941г. в ходе боевых действий партизан стали складываться основы партизанских зон. Расскажите о них.

Ответ: Сначала это были небольшие островки освобожденной от гитлеровцев и контролируемой патриотами территории. Со временем они разрастались, становились базами для дальнейшего развития партизанского движения. Так, 9 июля 1941г. в рабочем поселке Пудать из рабочих и служащих картонной фабрики был создан Суражский партизанский отряд под руководством директора фабрики М.П. Шмырева (батька Минай). В последствии Суражская зона стала одной из военно-экономических и политических плацдармов народного партизанского движения.

Вопрос 7: Что вы знаете о минском подполье?

Ответ: Минское патриотическое подполье действовало с 3 июля 1941 года до июля 1944 года. Его основы составляли коренные минчане, бывшие советские военнослужащие, беженцы из западных районов Беларуси, узники гетто, советские военнопленные. Группы и организации существовали на железнодорожном узле, станкостроительном заводе им. Ворошилова, радиозаводе, мебельной фабрики, ТЭЦ-1, ТЭЦ-2, хлебозаводе, пивзаводе, в медицинских учреждениях. Минские подпольщики сыграли важную роль в создании вокруг города более 20 партизанских отрядов и бригад,

Вопрос 8: Прокомментируйте слова писателя В.Распутина «Никогда еще не бывало, чтобы так долго кровоточили раны и чтобы спустя шестьдесят лет после Победы приходилось с горьким сердцем признавать, что полноценной замены погибшим так и не произошло» [2].

Ответ: Видимо автор опирался на результаты анкетирования, когда более 30 % современных юношей заявили, что они не будут браться за оружие, даже в случае прямой агрессии, около 30 % не желают служить в армии, только 23 % считают себя патриотами. Но ведь не надо закрывать глаза на то, что отнюдь не все, как один, граждане СССР встали на защиту Отечества. Добровольцы, добивавшиеся отправки на фронт, выстраивались в длинные очереди. Летом и осенью было сформировано около 60 дивизий и 200 отдельных полков народного ополчения их добровольцев – граждан, не подлежащих мобилизации. В них состояло почти 2 млн. человек, а заявлений было около 4 млн. Но были и дезертиры, и предатели, и изменники. По немецким данным в той или иной степени с оккупантами сотрудничало около миллиона человек. Однако не они определяли общую картину. Победа стала благодаря великой самоотверженности, массовому героизму советских людей. Это был поистине всенародный подвиг, изумивший и восхитивший мир. Сегодня ведется достаточно серьезная работа по воспитанию будущих защитников своего Отечества.

Facebook Vk Ok Twitter Whatsapp

Похожие записи:

В представленном исследовании впервые в отечественной историографии сделана попытка на примере отдельного региона Беларуси (Минской области) осуществить комплексный анализ развития военно-политических событий Великой Отечественной войны. В отечественной истори...
В последние годы в академической среде, в средней и высшей школе, на страницах научных, учебно-методических, публицистических изданий актуализируется дискуссия по проблеме военно-патриотического воспитания молодежи. То и дело поднимаются вопросы его идеологии,...
Сегодня отечественная и мировая историография накопила очень солидные по количеству пласты исторической, исследовательской информации, документальных и мемуарных источников, связанных с событиями Второй мировой и Великой Отечественной войн на территории Белару...