Принцип единства рационально-логического и иррационального означает, что процесс познания и понимания эстетического смысла произведения искусства осуществляется с опорой на эстетические чувства личности, эстетические переживания и рациональное начало, проявляющееся в знаниях, суждениях, взглядах личности в контексте искусствоведения и эстетики. Принцип диалога предполагает взаимодействие будущего педагога с произведениями искусства средствами языка данного вида искусства на различных уровнях познания и понимания их эстетической ценности. В тоже время обозначенный принцип подразумевает осуществление общения и между будущими педагогами, и с преподавателем, проявляющееся не только в обмене знаниями, умениями, навыками, но и личностными смыслами, что, безусловно, способствует сотворчеству студентов в образовательном процессе. Еще одним вариантом реализации рассматриваемого принципа диалогичности выступает диалог личности с определенной эпохой, через понимание произведений искусства в контексте того времени. Введение в герменевтическое учение принципа диалога связано с именем философа В. Гумбольдта. Принцип симметричности гносеологии и герменевтики подразумевает, что при выборе педагогом эффективных форм, методов, приемов организации обучения и воспитания параллельно поступательному процессу эстетического познания студентом эстетических ценностей произведения искусства, их эстетического переживания личностью, обогащения последней искусствоведческими знаниями и знаниями по эстетике будет осуществляться процесс понимания. Методологическим основанием данного принципа послужило определение Е.С. Рапацевич о том, что «герменевтическая концепция выстраивается симметрично гносеологической. Познание идет от явления к сущности, от эмпирии к общему. Понимание – поступательный процесс, на каждом этапе которого достигается определенный уровень обретения смысла (от ограниченного до глубокого)» [4, с. 95]. Принцип рефлексии в эстетическом воспитании личности средствами искусства предполагает такую организацию педагогического процесса, при которой будущий специалист в области МХКсможет правильно оценить уровень и состояние своего эстетического развития, саморазвития, проанализировать успешность своей эстетической деятельности в осуществлении диалога с художественно-эстетическими ценностями, а также определить свое эстетическое отношение к ним. Принцип открытости в рассмотрении произведения искусства означает вариативность существования его интерпретации, подразумевает такую организацию эстетического воспитания студентов, которая основывается на различных видах общения, направленности поиска личностного смысла в отношении рассматриваемого произведения путем взаимопринятия суждений, мнений по поводу данного произведения искусства, взаимопонимания, диалога. Принцип герменевтического круга предполагает циклический характер осуществления понимания произведения искусства и формирования эстетического отношения к нему либо понимания эстетики произведений различных видов искусства определенной исторической эпохи. Данный принцип отражает процесс, в котором отмечается постоянное возникновение и разрешение противоречий между целым произведением искусства и частями, общим и его составляющими. Методологическим основанием данного принципа выступает положение Ф. Шлейермахера о том, что процесс понимания имеет бесконечный характер и каждое последующее возвращение от целого к части и наоборот изменяет, делает глубже понимание самого смысла части и целого. Данное положение дополнил В. Дильтей, включив в него философскую позицию автора, его психологические особенности, а также контекст социально-исторических условий, в которых произведение искусства создавалось.
В основу герменевтического подхода положены взаимосвязанные процессы – познание и понимание. Познание в данном случае выступает как творческий процесс получения и постоянного обновления знаний, необходимых человеку. В зависимости от того, что служит источником для получения знаний, выделяют различные виды познания: бытийное, научное, художественно-эстетическое и другие. Когда речь идет о познании личностью произведений искусства через восприятие эстетических качеств объекта, художественных образов, эмоциональное переживание, эстетическую оценку имеет место художественно-эстетическое познание. В отличие от научного, оно характеризуется целостностью, образностью, синкретичностью. В герменевтическом подходе отмечается тесная связь процесса познания с процессом понимания. Последний определяется универсальностью, так как имеет место в различных сферах жизнедеятельности личности. Без понимания невозможно развитие ее общей культуры и эстетической как части общей, а также профессионального становления. Понимание может обозначать и процесс, и результат. Оно проявляется в возникновении чувственного образа, способности объяснить, к примеру, особенности художественно-эстетического решения произведения искусства, умении дать ему эстетическую оценку, выразить свое эмоциональное чувствование по отношению к произведению искусства, в определении его основной художественно-эстетической идеи, в возможности различных форм интерпретации изучаемого предмета, постижении замысла автора. Согласно взглядам педагога Ю.В. Сенько, «понимание – это духовная сторона любой человеческой деятельности, в которой прослеживается и осмысливается его уникальность» [5, с. 7]. Процесс понимания является более сложным явлением в сравнении с усвоением определенного объема знаний, сохраняющихся в памяти и способствующих лишь поверхностному пониманию произведений искусства. Понимание представляет собой верное восприятие или трактовку изучаемого явления, предполагающего использование определенной системы методических правил, с помощью которых устанавливается значение, смысл художественного факта. Другими словами, процесс понимания предполагает такую работу сознания личности, которая направлена на постижение смысла конкретного предмета, объекта. Воспринимая определенный художественный образ произведения искусства, будущий педагог ассоциирует с ним смысловую единицу из своего индивидуального контекста и подобным образом наделяет его смыслом, причем последний опосредован опытом личности и ее ценностными ориентациями. Обозначенное явление, как результат понимания личностью, может возникать и на основе эстетического переживания, эмпатии, связанных с художественным образом произведений искусства. Понимание их реципиентом является внутренним процессом, в течение которого, происходит побуждение к творческому воображению воспринимающего, при этом важным условием понимания выступает умение личности перекодировать их образы на свой внутренний язык. В герменевтике понимание отождествляется с интерпретацией ценностей мирового и отечественного искусства, жизнетворчества. В силу своего кругового характера процессы понимания и познания в эстетическом воспитании являются непрекращающимися; итоговый результат или поле интерпретации какого-либо произведения искусства, памятника архитектуры, образа всегда открыто. Как отмечает философ Е.Н. Шульга, «на уровне предмета (материала рассуждения) необходимо наличие некоторой меры знания о том, что мы собираемся обсуждать [6, с. 144]. Наличие этого знания как бы предшествует познанию и пониманию произведения искусства и дает возможность тем самым включиться в дальнейший процесс интерпретации, происходящий по принципу герменевтического круга. Осуществление интерпретации произведения искусства или памятника зодчества имеет глубокий замысел, который предполагает преодоление культурной отдаленности, «расстояния», отделяющего личность от произведения, чтобы поставить его на один с ним уровень и таким образом включить образ этого произведения в настоящее понимание, каким обладает воспринимающая личность. Такой способ освоения мира ведет к воспитанию эстетических чувств личности, самопознанию, осмыслению художественно-эстетических ценностей мирового и отечественного искусства, жизнетворчеству [6].
Таким образом, герменевтический подход представляет собой единство принципов, методов организации учебного процесса по достижению ею понимания смысла, значений произведений искусства. Барьером понимания личности может являться недостаточность ее жизненного опыта и несоответствие его содержанию образования, противоречие между имеющимися знаниями, умениями, навыками и необходимыми для решения познавательной задачи. Специфика герменевтического подхода заключается в направленности студента на освоение произведения путем установления смысловых связей между приобретаемыми знаниями и знаниями приобретенными.