До недавнего времени проблема репатриации советских граждан не изучалась в отечественной историографии. Такое положение сложилось не случайно. Архивные документы по этому вопросу имели закрытый характер и относились к важнейшим государственным секретам. В первой половине 1990-х гг., в связи с большей доступностью закрытых прежде материалов, обозначилось внимание к этой теме публицистов, ученых, в том числе в связи с ростом интереса к судьбам репатриированных.
В белорусской историографии вопросы репатриации не получили столь широкого освещения как в российской. Лишь последние два десятилетия благодаря доступу к новым источникам произошли изменения в исследованиях этой проблемы.
Первые статьи о репатриации граждан СССР начали появяться в периодических изданиях в начале 1990-х годов. В 1993 году в газете «Літаратура і мастацтва» была опубликована статья В.Е. Снапковского «Сталін і рэпатрыянты: гісторыя вяртання савецкіх людзей да камуністычнага раю» [9]. К сожалению, автор не ссылался на источники, которые он использовал при написании статьи.
Своего рода рубежом в изучении проблемы репатриации стал 1998 год, когда был издан третий сборник документов серии «Белорусские остарбайтеры». Материалы, собранные в нем раскрывают процесс возвращения на родину населения БССР, угнанного на принудительные работы в Германию в годы оккупации. Большинство из них были опубликованы впервые [3].
Цель создания работы имела больше практический, чем теоретический характер. Идея публикации документов о белорусских остарбайтерах появилась в 1994 году. Импульсом послужили состоявшиеся в 1993 году переговоры между делегациями Федеративной Республики Германии, Республики Беларусь, Российской Федерации и Украины о судьбах лиц, преследовавшихся при нацизме и использовавшихся на принудительных работах.
Перед историками Беларуси стояла задача создать базу данных, найти и изучить документы, которые касались проблемы в целом, т.е. угона и репатриации советских граждан. Проводилась поисковая работа в библиотеках, музеях, отечественных и зарубежных архивах. Были выявлены многочисленные документы в Национальном архиве Республики Беларусь, Белорусском государственном архиве кинофотофонодокументов, Информационно-аналитическом центре Министерства внутренних дел Республики Беларусь.
Поддержку в издании оказал созданный в 1993 году, как посредник для оказания финансовой помощи пострадавшим от нацистских преследований, белорусский республиканский фонд «Взаимопонимание и примирение».
На переговорах правительственных делегаций Беларуси, России, Польши, Чехии, Израиля, Украины, США, ряда неправительственных организаций с правительством и представителями деловых кругов ФРГ, которые проходили с мая 1999 по июль 2000 года в США и ФРГ, обсуждались вопросы компенсаций гражданам, находившимся в годы Второй мировой войны на принудительных работах в Германии. Документы, опубликованные в сборниках «Белорусские остарбайтеры» интенсивно использовались при возникновении спорных моментов. Ни одна из стран, принимавших участие в переговорах, в то время подобной работой не располагала [4, с. 5 – 6].
Авторы-составители этого сборника, М. Бондаренко и Г.Д. Кнатько, опубликовали ряд статей, в которых охарактеризовали процесс репатриации в БССР в целом, не анализируя отдельные его аспекты [1].
Значительный интерес представляет первая коллективная монография «Белорусские остарбайтеры», посвященная комплексному изучению вопросов угона и репатриации населения БССР [4].
В монографии, которая базируется на материалах одноименного сборника документов, рассматриваются международные соглашения о репатриации, процесс создания органов репатриации и их деятельность, организация работы железнодорожного транспорта, медицинское обслуживание, трудоустройство репатриантов и ряд других. Вместе с тем, как отмечают сами авторы, книга охватывает проблему в самом широком плане и не претендует на детальное освещение всех вопросов. К примеру, не получили освещения такие аспекты, как устройство репатриированных сирот, социальное обеспечение, репатриация коллаборантов и отношение к ним местного населения, особенности репатриации советских граждан из различных европейских стран. Кроме того, поднятые в монографии проблемы требуют уточнения, детализации с привлечением новых источников.
После выход сборника документов и монографии интерес белорусских историков к проблеме репатриации значительно активизировался.
Так, в статье «Организационные мероприятия властей БССР по приему и обустройству граждан, репатриированных из Германии» Е.А. Гребень обозначил целый ряд проблем, требующих изучения. К примеру, установление точного количества угнанного населения с территории БССР, различие в подходах к проблеме репатриации между союзными и республиканскими властями, с одной стороны, и местными властями, руководителями отдельных предприятий и колхозов, с другой.
Автор схематично освещает деятельность приемно-распределительных пунктов, при этом, совершенно не затрагивая работу, скажем сборно-пересыльных и проверочно-фильтрационных пунктов, а также целого ряда структур в республиканских и местных органах власти, нет сведений о репатриации детей. Материалы взяты в основном из сборника «Белорусские остарбайтеры», имеются ссылки на Государственные архивы Витебской и Минской областей [7].
В статье В.А. Белазоровича «Рэпатрыяцыя на Гродзеншчыне ў 1944 – 1948 гг.» на основе материалов Государственного архива Гродненской области освещаются некоторые мероприятия областных властей, связанные с репатриацией. Автор отмечает, что в западных регионах республики одновременно с репатриацией шло переселение поляков из Беларуси и белорусов из Польши в связи Договором СССР и Польши об обмене населением. В статье также основное внимание уделено деятельности Гродненского ПРП [2].
Таким образом, историки начали работу по вовлечению в научный оборот материалов Государственных архивов Гродненской и Витебской областей. Исследователи также используют дела, хранящиеся в Государственном архиве Брестской области [8]. Здесь на наш взгляд следует обратить внимание на публикации А. Тимоновой, которая одной из первых проанализировала списки репатриированных, которые можно рассматривать, как важный статистический источник, требующий кропотливого анализа [13 – 14].
В ряде публикаций, к примеру, О.В. Бригадиной, Ю. Грибовского, Н. Барабаш тема репатриации затрагивалась, но не получила глубокого освещения [5].
Международный аспект репатриации освещается В.Е. Снопковским [10 – 12]. Он раскрывает деятельность БССР в ООН, её отношение к международным организациям, занимавшимся проблемами беженцев.
В. Воронович и В. Саматыя в статье «Проблема беженцев и перемещенных лиц из СССР в период Второй Мировой войны и в послевоенные годы (1939 – 1951 гг.): белорусский аспект» характеризуют миграционные процессы в послевоенной Европе, рассматривая отношение к насильственным методам репатриации со стороны СССР и союзников, а также отношение БССР к международным организациям, которые в разное время занимались вопросами репатриации советских граждан [6]
Оценивая состояние научной разработки исследуемой проблемы, следует подчеркнуть, что основное внимание исследователей было обращено на изучение роли государственных структур, специальных пунктов в организации процесса возвращения советских граждан. Вместе с тем научная разработка темы все еще далека от завершения. Недостаточно полно изучены проблемы трудоустройства, социально-бытового обеспечения репатриированных, идеологической работы с возвратившимися, устройства детей-сирот, репатриации из Франции, Англии, Бельгии, других европейских стран.
Многие публикации по данной теме имеют незначительную источниковую базу. В основе исследований, как правило, опубликованные документы. Практически не используются материалы периодической печати, эпистолярные источники. Особого внимания требует изучение статистических материалов. Следует вовлекать в научный оборот материалы областных, зональных и ведомственных архивов Республики Беларусь.
Носова А.А.
Развитие методологических исследований и подготовка кадров историков в Республике Беларусь, Российской Федерации и Республике Польша: сборник научных статей; под науч. ред. проф. А.Н. Нечухрина. – Гродно: ГрГУ, 2011. – 372 с.