Остановить мгновение люди пытались с глубокой древности. Но первая фотография появилась только в 1826 году во Франции. Военный инженер и независимый изобретатель Джозеф Нисефор Ньепс создал камеру-обскуру с линзой и раздвижной трубкой объективом, которая зафиксировала изображение на слое асфальтового лака. Результатом этого исследования воспользовался ещё один француз Луи Дагер. У него было заведение, которое называлось «Диарама». Это прообраз современного кинематографа. На больших холстах показывались представление. Он искал способ быстрее рисовать картины изображения. Будучи химиком, он изобрел более надёжный способ изготовления фотографий, который назвал догатипией. Было получено устойчивое изображение, которое долго хранилось. То, чего не могли получить другие исследователи до него. Его знакомый и друг художник Араго уговорил его сделть доклад на заседании Парижской академии наук. В 1839 году права на эту технологию выкупило французское правительство и сделало её достоянием всего человечества. Однако имя Ньепса не осталось забытым. В 1972 году на его Родине в бургунском городке Шалон-Сюрсон был создан музей фотографий, названный его именем. Музей входит в число 50 лучших музеев Франции. Там помимо фото, помимо фондов фотографических ещё находятся предмет, которые так или иначе связаны с фотографией. Это уникальный музей не только для Франции, но и для Европы, так как он полностью посвящён фотографии. Последняя сенсационная находка случилась в 1993 году. Члены общества друзей музея приобрели у одного из парижских антикваров альбом с фотографиями 19 века. На обороте значилось место и дата: поместье Вялое, Литва, 1883 год. А также имя – Бенедикт Тышкевич. Но кто такой этот таинственный Тышкевич? Коллекционер? Автор снимков? Если так, то почему о его творчестве ничего неизвестно ни музейщикам, ни искусствоведам?
Тышкевичи – один из самых знатных и богатых родов эпохи Великого Княжества Литовского и Речи Посполитой. Им принадлежали огромные земельные наделы в Беларуси, на Украине, в Литве. В роду Тышкевичей были воеводы, министры финансов, епископы, а также археологи, этнографы и историки. В 19 веке род разделился на несколько ветвей. Прадед Бенедикта Тышкевича – Михаил – принадлежал к Бержанской линии. Их родовое гнездо находилось в имении Красный двор. Сейчас это Литовский посёлок Удонтварис, расположенй в 1 км от Каунасса. Имение графов Тышкевичей в Рондотварисе в 19 веке во время их правления было знаменито двумя вещами. Тышкевичи гордились своей огромной библиотекой, насчитывающей более 20 тысяч книг, и своей коллекцией цитрусовых деревьев. Согласно некоторым свидетельствам, 15 огромных шкафов были заполнены книгами только на французском. Было много книг на польском, на латинском, на итальянском и на других языках Западной Европы. Старший Тышевич ничего не жалел для обучения единственного внука: нанял ему лучшим учителей, разрешал ему пользоваться библиотекой, часто брал с собой во Францию, где имел несколько домов. Однажды дед его отвёл в Париже в фотоотелье. Их усадили в высокие кресла. Фотограф, укрывшись тёмной тканью, пообещал, что сейчас из круглого окуляра вылетит птичка. Дед продемонстрировал внуку их первую совместную фотографию. Бенедикт был поражён. Оказывается, для того, чтобы получить портрет на память, вовсе не обязательно позировать в мастерской художника часами. Именно тогда он и заинтересовался фотографией, или, как называли её в Российской Империи, светописью. Чем привлекла эта техническая новинка 19 века? Всё дело в творческой натуре юноши. С фотокамерой в руках, Бенедикт чувствовал себя художником. Ему не надо были дни и недели на обдумывание сюжета. Он просто выбирал картинку в природе, которая ему нравилась, находил нужный ракурс, щёлкал затвором и в считанные минуты получал точную копию увиденного. Фотография получалась на серебрянной пластинке. Поэтому это удовольствие было по карману не всем. Когда Бенедикту исполнился 21 год , он вступил в права наследства и стал тратить деньги исключительно на свои прихоти. У него была давняя мечта – покорить океан. А для этого требовалось судно высокого класса. Лучшие судостроительные завода, по мнению Бенедикта, находились в Америке. Он отправился на северо-восток США, в Бостон. Яхту своей мечты ему купить не удалось. Но зато из Америки он вернулся с женой, 16-летней Элизабэт Клэр, дочерью бостонского судовладельца. Наконец Бенедикту удалось построить долгожданную яхту, которую он назвал «Жемайтия», в честь земли, где Тышкевич провёл детство. В 1875 году судно отправилось в кругосветное путешествие с командой 40 человек. Решили начать с Африканского континента. Зашли в Алжир, который в то время был Французской колонией, а затем отправились в Северную Америку, где в Филадельфии проходила международная выставка искусств и промышленных изделий. Камеру взял с собой по привычке. Снимал исключительно то, что видел. Решил поучаствовать в выставке от избытка самоуверенности . Тогда ему несказанно повезло. Его работы не только приняли, но и присудили за них золотую медаль. После успеха на американской выставке, жизнь молодого графа изменилась. Летом 1883 года Бенедикт Тышкевич вернулся из очередного путешествия. Вскоре его жена умерла в возрасте 26 лет. Несколько лет Бенедикт Тышкевич пытался избавится от затяжной депрессии. В начале глушил тоску алкоголем. Не помогло. Затем обратился к врачам.Те посоветовали сменить обстановку, уехать туда, где ничто не напоминает о потере. Выбрать такое место оказалось непросто. Они с Элизабэт много путешествовали по Европе. Свой выбор он остановил на поместье Вялом. Вместе с детьми он отправился в Вялое. До наших дней сохранились лишь остатки усадьбы. У него было 2 фотолаболатории: в Париже и в поместье Вялое. Которые стоили огромных денег, ведь он использовал новейшее оборудование тех времён. Депрессия стала приобретать странные формы. У него начались видения. Тогда, бродя вечерами по окрестностям, он видел среди деревьев знакомую фигур жены. Он судорожно искал выход и не находил. Жизнь Тышкевича превратилась в ад. Он проявил фотографию, но остался разочарован. Это была не та Элизабэт, которую он любил и боготворил. Однако Бенедикт поймал себя на мысли, что пока он менял химический состав, ни разу не вспомнил о своём горе. Более того, весь фотографический процесс приносил ему удовольствие. Он понял, что его спасение в фотографии. Поэтому начал снимать всё подряд. Во время очередной прогулки с фотоаппаратом, он услышал пение, а через мгновение – Элизабэт. Но она выглядела как-то по-другому. Бенедикт вдруг понял, что перед ним не Элизабэт, а местная крестьянская девушка. Он сделал несколько снимков. Бенедикт стал первым фотографом, чей объектив был направлен на простых сельчан. Он много фотографировал, и депрессия отступила. Он одним из первых начал использовать новшество, придуманное витебским фотографом Сигизмундом Юрковским – моментальный штольно-щелевой затвор камеры, что позволяло вести репортажную съёмку, фотографироать человека в движении. Правда на Родине Достижения Юрковского не оценили. Такие затворы начали выпускать немцы и англичане. Развитие фотографии повлияло и на живопись. Живопись и фотография стали высвобождаться из взаимного плена. Фотографию наконец-то признали искусством, и она разделилась на художественную, документальную и прикладную. Граф Бенедикт Тышкевич вступил в Французское сообщество фотографов и стал членом Парижского фотоклуба. За цикл снимков белорусских крестьян в 1899 году он получил золотую медаль на первой выставке художественной фотографии в Берлине. Когда началась Первая Мировая войнв, Тышкевичу было уже 62 года. Искренне переживал, что не успел вывести из Беларуси свой фотоархив. При первой возможности отправил в Вялое сына. Но тот вернулся с плохими новостями : имение разграблено, уникальные фотоаппараты и аппаратура исчезли. Бенедикт Тышкевич умер в 1935 году в курортном городке Минтора на лазурном берегу Франции. Ему было 83 года.
В 1993 году несколько членов сообщества музея Ньепса ходили по блошиному рынку в Париже в поисках роритетов. К ним попался альбом с фотографиями крестьян, на обороте которого было указано место и дата: Поместье Вялое, Литва, 1883 год, Бенедикт Тышкевич. В мире фотоискусства эта находка стала сенсацией.
Заслуга Тышкевича в мировой фотографии заключалась в том, что он являлся одним из немногих людей , которые смогли перейти к сюжетам более простым (крестьяне, пейзаж, быт). В 2009 году посольство Франции организовали выставку работ Бенедикта Тышкевича в Минске.
Ирина Козак