Говоря о современном неофашизме, необходимо вернутся к его корням, дабы правильно понять суть данного явления, понять причины его возникновения и найти способы борьбы с ним.
Победа стран-участниц антигитлеровской коалиции во Второй мировой войне нанесла сокрушительный удар по фашизму. В историческом противоборстве с силами мира, демократии и социального прогресса фашизм понес не только военное поражение. Он потерпел полное крушение и как идеология, и как политическое движение. В ходе войны не только была разгромлена военная машина Гитлера, но и был обнажен преступный человеконенавистнический характер духовного багажа и политической программы нацизма. В разоблачении античеловеческой сущности фашизма немаловажную роль сыграл судебный процесс над верхушкой гитлеровского рейха в Нюрнберге, со всей юридической тщательностью были вскрыты чудовищные преступления нацистов против мира, их военные преступления против человечности [1, c. 117].
Однако, минувшее время показало, что, возведя на эшафот нацизм, мир не избавился от его метастазов. Неофашизм – понятие, объединяющее некоторые современные праворадикальные движения, которые в политическом и идейном отношении являются преемниками фашистских организаций, распущенных после 2-й мировой войны 1939–1945 гг. Стремясь зачастую отгородиться от скомпрометировавших себя фашистских движений прошлого, неофашисты выявляют на практике свою глубокую идейно-политическую связь с формами фашизма, сложившимися между двумя мировыми войнами. Важнейшие отличительные черты всех неофашистских политических течений и организаций – крайний национализм, расизм, критика с ультраправых позиций правительств, действующих в рамках парламентской системы; применение насильственных, террористических методов политической борьбы. Используя модифицированные (применительно к складывающейся политической обстановке) методы социальной и националистической демагогии, неофашисты пытаются охватить своим влиянием часть населения [1, c. 118].
После второй мировой войны раньше всего неофашистские силы заявили о себе в странах, где фашизм в свое время сумел создать массовую базу.
Впервые термин «неофашизм» появился в Италии после окончания Второй мировой войны и был связан с попытками в той или иной форме возродить фашистское движение. Долгое время крупнейшей организацией итальянских праворадикалов была партия «Итальянское социальное движение» (ИСД), образованная в 1946г. и названная так в память об Итальянской социальной республике, созданной Муссолини в конце войны. Партия стремилась добиться реабилитации фашистского режима, включала в свой состав его прежних функционеров. В восточной оккупационной зоне Германии открытое восстановление нацистских организаций в первые послевоенные годы было невозможным. Поэтому силы, которые стремились к продолжению в той или иной форме нацистской деятельности, первоначально действовали в западных зонах под флагом правых групп, опиравшихся на традиции донацистского периода. Среди них были представлены различные течения: монархисты, проповедовавшие возврат к «старым добрым» кайзеровским временам; националисты разных мастей с их программой «великогерманского рейха»; проповедники «солдатских традиций», в том числе догитлеровского «Стального шлема». Они не относились к национал-социалистским организациям и поэтому не подлежали запрету. Что же касается их идейных и политических установок, которые в свое время в существенной мере вошли в духовный и политический багаж нацизма, то они не вызывали возражений западных оккупационных властей. Причины возникновения неофашизма в послевоенные годы, по сути те же, что и возникновения самого фашизма в межвоенный период. Это недовольство итогами Второй Мировой войны, желание быстрыми темпами и любой ценой восстановить прежнее положение ряда стран Европы, узурпация власти определенными слоями с определенной нацистской идеологией. Но всё же в первое послевоенное десятилетие любая попытка неофашистских сил хоть как то проявить себя была обречена на провал. Это было время, когда фашизм повсеместно осуждался, а итоги недавней войны были очевидны для всех и никто пока еще не пытался их переписать. Понимая это, силы фашистского толка начали приспосабливаться к новым условиям существования. Они изменяли свое название, меняли свою программу, реформировали курс и методы достижения своих целей, дабы замаскировать свое истинное лицо и продолжить свою деятельность. Получив сокрушительное поражение по итогам Второй мировой войны, идеология и политика фашизма была осуждена всем миром и запрещена законодательно во многих странах [2, c. 54].
Можно сказать, что даже упоминание о фашизме в положительном ключе была просто неприличным, стыдным для людей, переживших войну.
Но начиная с 1960-х годов и вплоть до наших дней, неофашистские силы сумели найти способ существования и даже процветания в современном мире. Как же удалось добиться этого? Все просто, несмотря на всю антигуманность и античеловечность, фашизм, прежде всего, является фарисейской идеологией, рассчитанной на большое количество последователей, слепо ей повинующихся. Как известно, идеологию нельзя победить оружием, ее нельзя достать из головы человека или уничтожить. Также стоит отметить, что фашизм доказал свою состоятельность как система антикризисных мер в сложное время, как например положение Германии после Первой мировой войны. И даже высокая цена жесткой политики оправдывается последователями данных убеждений. Под руководством нацистов Германия стала выходить из кризиса, выстраивая свою автаркическую экономику. Именно это и принесло Гитлеру огромную популярность. Эти же факторы лежат и в основе современного неофашизма. Мировые кризисы, неустроенность молодежи в первую очередь подталкивают многих к поиску виноватых в этом. И, как в фашистской Германии, снова и снова находили виноватых – страны-победительницы, коммунисты, евреи и т.п., так и в современном мире у неофашистов имелся большой соблазн поискать виноватых в нестабильном социально-экономическом положении и за их счет решить свои собственные проблемы [3, c. 82].
Сегодня, спустя 70 лет после Великой Победы, мы наблюдаем, что неофашизм существует наряду с другими идеологиями и имеет достаточно серьезную социальную базу. Итоги войны желают пересмотреть разные страны и политические силы. Самое страшное, что даже на территории постсоветского пространства эта идеология имеет существенный вес. Вот примеры, как коричневые бациллы делают свое дело. Подпитывают попытки пересмотреть решения Нюрнбергского трибунала, на котором, к примеру, был осужден украинский национализм. Буквально в последние годы на Украине были героизированы многие пособники нацистов. Типичный пример – Степан Бандера. Мало того, что его именем названы центральные улицы городов и лучшие школы, так указом президента Виктора Ющенко ему было присвоено почетное звание Героя Украины [4, c. 16].
В странах Балтии послевоенные события, связанные с борьбой «лесных братьев» против советской власти, героизируются, романтизируются, искажаются и подаются в выгодном политическом свете. Хотя общеизвестно, что среди этих «братьев» была немалая часть коллаборационистов, активно в годы временной оккупации территории Советской Литвы сотрудничавших с нацистами [4, c. 17].
А как, кроме как попытку обелить нацизм, можно расценить скандальную историю с нацистской свастикой, случившуюся в клайпедском суде. Нормальные люди ждали осуждения действий неонацистов. Но, как посчитали судьи, молодые люди со свастикой демонстрировали не символ фашистской Германии, а символ солнца, являющийся историческим наследием Литвы. Оказывается, это не нацистские атрибуты, а ценные символы культуры балтов – древние знаки наших предков, которые позднее у наших предков присвоили и вероломно использовали другие народы. Они символизируют не фашизм, а устройство вселенной. Такую позицию занял адвокат Мильвидас Юшкаускас. И убедил суд в своей правоте, что просто поразительно [4, c. 19].
Используя модифицированные, применительно к складывающейся политической обстановке, методы социальной и националистической демагогии, неофашисты пытаются охватить своим влиянием часть населения. В первую очередь, мелких предпринимателей, среднее чиновничество, некоторые прослойки молодежи. То есть ту часть населения, которая в первую очередь ощущает удары кризисных явлений экономики. Неофашистские партии Европы умело мимикрируют и подстраиваются под сиюминутные интересы обывателей, надевают маску благопристойности. Например – французская партия «Национальный фронт». Незадолго до взрыва эпидемии Эбола бывший лидер НФ Жан Мари Ле-Пен заявил: «Единственное, что спасет Европу от иммигрантов, – это вирус эбола». Спустя некоторое время его слова начали становиться реальностью, причем именно в тех странах Западной Африки, где в 90-х гг. шли гражданские войны при активном вмешательстве стран НАТО [5]. Украинский «Евромайдан» продемонстрировал, что праворадикалы обладают потенциалом межконтинентального взаимодействия. Радикализация протестов на улице Грушевского, когда был «перейден Рубикон», произошла практически одновременно с взрывом праворадикальных протестов в Венесуэле (а также Египте и Таиланде). То, что западные демократии всё больше проявляют в себе элементы фашистской идеологии и политики, заметили не только на постсоветском пространстве. В вышедшем в 2013 году в Москве сборнике статей западных (в основном американских) учёных под общим названием «Закат империи США» профессор Вильям Робертсон в частности пишет: «Новые формы социального контроля и способы идеологического господства размывают границы, поэтому становится возможным существование конституционного и нормализованного неофашизма с формальными представительными организациями, конституцией, политическими партиями и выборами, в то время как политическая система жестко контролируется транснациональным капиталом и его представителями» [6]. Это заявление требует некоторых уточнений и пояснений. Во-первых, автор признаёт, что современный либерально-демократический капитализм создаёт реальные возможности для его фашизации, во-вторых, что он вводится в рамки конституционного поля, в-третьих, он становится элементом политической системы и, наконец, вместе с другими политическими силами он жестко контролируется транснациональным капиталом. Так либеральный капитализм переходит в глобальный тоталитаризм. Таким образом, фашизм узаконивается как один из элементов политической и идеологической системы глобального общества. А тем временем нарастает угроза фашизма в России, она приобретает зримые и зловещие очертания. Разжигание национальной, расовой и религиозной розни принимает всё более организованный характер. Происходит рост военизированных экстремистских организаций, проповедующих идеи расового превосходства, национальной ксенофобии. В своей деятельности они всё чаще переходят от боевой подготовки (под видом спортивной) к актам прямого террора: хулиганские нападения на лиц «неугодной» национальности, осквернение надгробий, взрывы памятников. Достаточно набрать в поисковике интернета «неофашизм в России» и становится действительно жутковато [4, c. 24]. Что скрывать, неофашизм распространен и в нашей стране. Это и росписи на стенах и ношение свастики, та же национальная, религиозная и расовая нетерпимость. Правозащитные организации периодически обращают внимание белорусских властей на безнаказанную деятельность в стане неофашистов. Белорусский Хельсинкский комитет написал обращение в прокуратуру о том, что оскверняются мемориал в урочище Куропаты, еврейские кладбища в Витебске, Борисове, Гомеле, Минске. Конфликты радикальных группировок с законом правоохранители почти никогда не называют проявлением неофашизма, часто все сводится к обычному хулиганству. Правда, мотивом преступлений иногда признается расовая неприязнь. Однако на самом деле, это, и многое другое происходит под лозунгами неофашизма [4, c. 26]. В современной повседневной жизни европейских демократий фашизм сохраняется в форме контркультуры как разновидности субкультуры, в частности: на знаковом уровне, где хранятся и транслируются культурные коды, в которых выражены базовые ценности и нормы неофашизма; на уровне социальных практик, в которых позиционируются и реализуются эти ценности; а также на уровне сообществ – носителей данной субкультурной формы. Вместе с этим, сохранение разветвленной ценностной системы, ее популярность и способность задавать жизненные ориентиры, позволяет рассматривать фашизм-неофашизм в качестве потенциальной контркультуры, альтернативной по отношению к европейской рациональной соционормативной системе в целом [7]. Вывод прост: для противодействия этому злу необходимо помнить о нем, не поддаваться на его ложь и уметь распознавать его в меняющихся условиях, противостоять всем его формам и проявлениям, общество должно сохранять гуманность и не терять свою человечность. Необходимо воспитывать молодое поколение со знанием о истинной природе данного зла, прививать лучшие морально нравственные ценности такие как: чувство справедливости, честности, добра и т.д. Без главенствующей роли государства в системном подходе в работе с молодежью, сильной гражданской позиции общества в данном вопросе, это, будет невозможно. Пока добродетель бездействует, зло процветает.
А.С.Буйновский
Наука-2015 : сб. науч. ст. В 2 ч. Ч. 1 / ГрГУ им. Я. Купалы ; редкол.: Г. М. Третьяков (гл. ред.) [и др.]. – Гродно : ГрГУ, 2015. – 291 с.
The article discusses the development of the movement of neo in the modern world, the origins of its emergence after the second world war, and his fate. The author emphasizes those manifestations of neo-fascism that we see in the modern world.