Категории

Белосток еврейский (1921-1941 гг.)

9 минут на чтение

С началом ХХ века население города Белостока пережило ряд потрясений: немецкую оккупацию в годы Первой мировой войны; Советско-польскую войну 1919-1920 гг., по итогам которой в 1921г. город вошел в со- став Польского государства; трагические годы Второй мировой войны. В первой половине ХХ века наиболее стабильным временем в жизни города был период Второй Речи Посполитой.

В 1919 году Польша подписала на Парижской мирной конференции договор о правах национальных меньшинств. Согласно договору, что нашло отражение и в мартовской конституции 1921 года, евреям была гарантирована национальная школа, пользующаяся поддержкой государства; суббота признавалась выходным днем для всего еврейского населения страны; официально запрещалась любая дискриминация по религиозным, расовым или национальным признакам; провозглашалось, что все народы, живущие в Польше, могут следовать своим национальным традициям [1].

Еврейское население Белостока в период Второй Речи Посполитой составляло на 1921год – 39 602 челове- ка; на 1929 год – 43 150 человек; на 1932 год – 39 165 человек; на1936 год – 42 880 человек. В процентном со- отношении ко всему населению численность евреев составляла в 1929 году – 47, 8 %; в 1932 году – 60, 5 %; в 1936 году – 43, 0 % [1]. Уменьшение численности еврейского населения в период с 1929 по 1932 гг. связана с миграцией евреев, вызванной мировым экономическим кризисом.

В период Второй Речи Посполитой Белосток представлял собой город, где пересекались иудейская и хри- стианская культуры. Носителями христианской культуры были в первую очередь поляки. Именно польская и еврейская общины были приблизительно равны по численности и составляли абсолютное большинство населе- ния города. В Белостоке проживало незначительное число немцев, русских, белорусов [2, с.8.]

Образ жизни еврейского населения города качественно отличался от христианского. Это обусловлено в первую очередь религиозной спецификой и общинностью с внутренним самоуправлением. В еврейской среде существовали различные движения, которые возникли под влиянием еврейского Просвещения, а так же реак- ции на него в еврейском обществе. Что в свою очередь влияло на жизнь города.

В годы после Первой мировой войны возникла сложная экономическая ситуация, вызванная экономиче- ским кризисом и трудностями складывания единого территориально-хозяйственного организма Польского гос- ударства. В это время особенно пострадала текстильная промышленность. Сложившаяся ситуация способств о- вала эмиграции евреев из Белостока [3].

Среди евреев существовало экономическое расслоение. Верхушкой еврейского общества являлись круп- ные фабриканты. Представителями другой социальной прослойки были учителя, врачи, инженеры, адвокаты, служащие. Среди еврейского населения города было много ремесленников – портных, сапожников, столяров, жестянщиков и т.д. Так же евреи являлись владельцами небольших лавочек [2, с. 8]. По данным 1921 года 93% коммерсантов Белостока были евреи, им принадлежало 89% промышленных предприятий. В 1928 году евреи составляли 78,3% предпринимателей города [1]. 1926-1928 годы были наиболее стабильными в экономической жизни города. Начиная с 1926 года еврейские торговцы и производители текстиля из Белостока начали расши- рять свою деятельность на рынки Венгрии и Балкан [3].

Мировой экономический кризис сильно ударил по экономике Польши. В Белостоке производство снизи- лось на 25 %. В 30-х годах продолжалась миграция  евреев Белостока в США, Канаду, Аргентину, Бразилию  [3].

Во Второй Речи Посполитой в Польше еврейское политическое движение было весьма неоднородным. Политический спектр еврейского населения Белостока включал три основные части – еврейскую социал- демократию, организации сионистского направления, а также коммунистов [2,с. 8].

В Белостоке действовала партия Агудат Израиль, деятельность которой была направлена на поддержание единства общины на основе общей религиозной идентичности. В городе функционировали сионистские партии Поалей Цион, Мизрахи, целью которых было создание государства Израиль на территории Палестины [3]. Так же действовала рабочая партия Бунд, которая выступала против сионизма и религиозных партий, но при этом сотрудничала в различных областях с другими еврейскими рабочими партиями [3].

В политическую жизнь города была втянута молодежь. Еврейские школьники, гимназисты, а так же рабо- тающая молодежь были членами различных организаций и союзов. На базе еврейской социал-демократии были созданы детская и молодежная организации – Скиф – Социалистический союз детей; Цукуфта – Будущее. У всех легальных молодежных организаций была своя форма. Например, у молодежной организации еврейской социал–демократии была синяя блузка и красный галстук [2, с. 15]. Политическими организациями создавались различные спортивные клубы. Сионистами был создан клуб «Маккаби», бундовцами «Моргенштерн» («Утрен- няя заря»). В противовес этим клубам был создан независимый спортивный клуб «Штрал» («Луч»). Этот клуб собирал оппозиционно настроенную бундовскую молодежь, коммунистов, внепартийных левых [2, с.11].

В 1930-х гг. резко ухудшившееся экономическое положение польского еврейства и усиление антисеми- тизма привели к серьезным переменам в политической жизни евреев Польши. Упала популярность партий Мизрахи, Агуддат Исраэль. Эти партии пытались добиться улучшений для евреев путем соглашения с властя- ми. Возросла популярность Бунда.

В период Второй Речи Посполитой существовала культурная автономия еврейского населения. В Польше была создана автономная система еврейского образования — от детских садов до высшего учебного заведения. Высоким уровнем подготовки отличалась система средних школ «Тарбут», где преподавание велось на иврите. Первая подобная школа была основана в 1917 году в Белостокском воеводстве. К 1937 году в Польше насчиты- валось 267  таких школ,  в которых обучалось  42 976  учащихся.  Так  же  открывались религиозные школы для девочек «Бейт-Яков». 19 февраля 1918 года в Варшаве было открыто первое высшее учебное заведение евреев Польши – Институт еврейских исследований. Он одновременно являлся научно-исследовательским центром по истории евреев Польши. Институт готовил раввинов и преподавателей для средних еврейских школ [1].

В Белостоке действовало четыре частные еврейские гимназии с преподаванием на польском языке. В них обучались дети ассимилированной интеллигенции, а так же зажиточных евреев. В таких школах давалось кач е- ственное образование, которое содействовало полонизации [2, с. 17].

Начиная с 1923 г. негласно существовала «процентная норма» в средних и высших учебных заведениях. Число еврейских студентов и школьников старших классов все время уменьшалось и к концу 1930-х гг. состав- ляло лишь 12%. Дискриминация евреев приняла издевательские формы: например, в последних рядах универ- ситетских аудиторий устанавливались так называемые еврейские скамьи. Несмотря на статьи польской консти- туции и постановления Парижской мирной конференции (1919г.), гарантировавшие поддержку национальным школам, еврейские школы, за исключением нескольких начальных, не получали никакой помощи от государ- ства. Правительство ограничивало прием евреев на работу в государственном секторе. Очень небольшое число евреев-учителей работало в государственных школах. В Варшавском университете в 1920–30 гг. было всего два еврея-профессора. [1]

Период Второй Речи Посполитой был временем бурного развития еврейской прессы в Польше. Издава- лось более 200 еврейских газет и журналов, большинство из них существовало до начала немецкой оккупации. Польша была крупнейшим центром еврейской культуры на идиш: выходили газеты, функционировали много- численные театры, действовали издательства. В Белостоке издавались такие газеты: "Dаs Naye Leben", "Unser Leben", "Bialistoker Werker", "Der Bialistoker Arbajter"," Bialistoker Sztern ", "Unser Weg", "Bialistoker Tagblatt". Так же в городе действовало два еврейских кинотеатра "Аполлон" и "Модерн" [3].

В этот период Белосток был также важным еврейским религиозным центром. Город был одним из центров литовского хасидизма.

Антисемитизм в Польше существовал на государственном и бытовом уровнях. В первом случае евреев не принимали в госаппарат, административные организации, суды, армию, полицию [2, c.16]. Существовали огра- ничения в получении высшего образования евреями.

Антисемитизм господствовал в различных кругах польского общества, особенно среди студенческой мо- лодежи, многие представители которой вступили в организацию Национально-радикальный лагерь, созданную в апреле 1934 г.

1 сентября 1939 года Германия вторглась в Польшу. Германская армия имела значительное превосход- ство, но, тем не менее, польская армия сражалась героически и прилагала все усилия, чтобы остановить фаши- стов. Немцы стремительно продвигались в глубь страны, и вскоре возникла реальная угроза вторжения в Бел о- сток. С целью обезопасить себя в Белостоке, как впрочем, и в других городах, началась эвакуация. Следует от- метить, что мирные жители были уверены в том, что ситуация вскоре изменится, так как все ожидали помощи союзников, благодаря которым немцы будут изгнаны с территории Польши [2, с. 20].

Но, как нам известно, история распорядилась иначе. Жители Белостока были вынуждены покидать свои дома и бежать на Восток. С. С. Беркнер писал, что он и его семья бежали в Барановичи. На протяжении всего пути беженцы были мишенью гитлеровских пулеметов [2, с. 20]. Вскоре беженцы, находившиеся в Баранов и- чах, узнали о том, что Красная Армия перешла советско-польскую границу и продвигается на Запад. В соответ- ствии с договоренностью германские войска покинули «советскую» территорию Польши. Постепенно беженцы начали возвращаться в родные города и местечки.

Население Западной Беларуси вошедшей в состав СССР и БССР столкнулось с новой действительностью. Начали происходить качественно иные изменения в жизни общества, которые навязывались «сверху». Вхожде- ние в состав Советского Союза вызывало различную реакцию жителей Белостока. С.С. Беркнер в своей книге писал о том, что белорусские крестьяне, еврейские и польские рабочие, левые круги интеллигенции вхождение  в состав СССР восприняли ликованием [2, с. 21]. Но их энтузиазм сохранялся только на начальном периоде. Подобная реакция была далеко не у всех, немало людей отнеслось к приходу Красной Армии крайне враждеб- но. К ним относились в первую очередь представители крупной и средней буржуазии и выражающие их инте- ресы партии, польское офицерство, чиновники, полиция, «осадники», кулаки.

Вскоре население Белостока столкнулось с новыми реалиями жизни в составе СССР. Начали происходить стремительные изменения, которые затронули все сферы жизнедеятельности людей. Резко ухудшилось эконо- мическое положение, вызванное нехваткой товаров, спекуляцией. Сразу после присоединения были упраздне- ны и конфискованы многие еврейские фирмы и предприятия. Закрывались еврейские политические, обще- ственные и учебные организации. Многие сотни евреев были арестованы и депортированы из Белостока в отда- ленные районы Советского Союза, прежде всего это коснулось во время высылки представителей буржуазных классов и активистов различных общественных и политических движений [3]. Новая власть начала репрессии, жертвами которых становились и простые люди. Весной 1941 года начались массовые депортации «неблагона- дежных». Удивительно, но репрессии и депортации спасли жизнь какой-то части людей от фашистского гено- цида  [2,  с.  25].  На  «присоединенные»  территории  Польши с целью агитации местного населения прибывали

«восточники». Их внешний вид качественно отличался от внешнего вида местного населения. С.С. Беркнер в своих воспоминаниях отмечал, что девушки и молодые женщины носили красные или белые береты и были одеты очень скромно. «Мужчины, как правило, в плохо скроенных костюмах» [2, с. 23]. Советское руководство на «присоединенные» территории отправляло своих сотрудников (работников), среди которых были и евреи, которые на момент начала Великой Отечественной войны жили в Белостоке. В последствии ставшие жертвами гитлеровцев.

Тем не менее, молодежь быстро адаптировалась к новым реалиям.

С самого начала Второй мировой войны в Белосток бежали евреи-беженцы из оккупированных Варшавы, Лодзи и других польских городов. Именно от них местные жители узнавали о зверствах гитлеровцев [2, с. 24].  С наплывом беженцев увеличивается численность еврейского населения города. По различным оценкам чис- ленность евреев на рубеже 1939  - 1940 гг.  могла достигать пятидесяти шестидесяти тысяч человек [3].

Весной 1941 года появилась реальная угроза войны. С.С. Беркнер вспоминал: «Лондон передавал о скоп- лении немецких войск на нашей границе, а ТАСС опровергал эти сообщения, называя их провокациями» [2, с. 25]. По городу ходили слухи о войне. Часть молодых мужчин призвали в армию для фортификационных работ. В этот период усилились аресты и депортации «неблагонадежных» [2, с. 25].

22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война, за годы которой гитлеровцами было уничто- жено фактически все еврейское население Белостока.

Д.С.Янученя

Наука-2013 : сб. науч. ст. В 2 ч. Ч. 1 / ГрГУ им. Я. Купалы ; редкол.: Г. А. Хацкевич (гл. ред.), Г. М. Третьяков (зам. гл. ред.) [и др.]. – Гродно : ГрГУ, 2013. – 377 с.

Facebook Vk Ok Twitter Whatsapp

Похожие записи:

На территории Западной Беларуси в 1921–1939 гг. насчитывалось 198 местечек, из них в Белостокском воеводстве – 31, Виленском – 81, Новогрудском – 54, Полесском – 32. В местечках еврейское население являлось значимой и зачастую доминирующей демографической груп...
Знакомясь с работами отечественных ученых, так или иначе затрагивавших эту тему, приходится констатировать тот факт, что историография проблемы сравнительно невелика по объему. В белорусской историографии ХХ- начала ХХI в. обобщающих работ о белорусской истори...
Заключэнне Рыжскага мірнага дагавора ў 1921 г. негатыўна паўплывала на сацыяльна -эканамічнае і палітычнае жыццё Беларусі. Амаль на дваццацігоддзе беларускі народ аказаўся падзеленым на дзве часткі,якія жылі ў розных палітычных,сацыяльных і эканамічных умовах....