Категории

Заключение брака в мусульманской традиции

5 минут на чтение

Понятие «брак» шариатом определяется как заключение договора, по которому женщина перестает быть посторонней, «запретной» для мужчины, с которым она вступила в брачный союз. Одного желания мужчины или женщины недостаточно для бракосочетания. Как для постоянного, так и для временного брака требуется прочитать формулу бракосочетания и заключить брачный договор.

В основе норм, регламентирующих вопросы заключения брака во всех странах Запада и Северной Америки, лежит принцип моногамии. Непременным условием заключения действительного брака в соответствии с законодательством этих стран является отсутствие другого зарегистрированного брака.

Что касается возраста новобрачных, то достаточно, чтобы будущие супруги достигли половой зрелости. Но это физиологическое условие не является необходимым, когда речь идет о браке на основании джебра, то есть принуждения вступить в брак. По мусульманскому закону согласие на брак должно исходить лишь от жениха и невесты, которые при этом могут, выразить свою волю через вали, опекунов или доверенных лиц.   Во многих мусульманских странах, как того требуют мусульманские традиции, значительными правами при заключении брака пользуется опекун невесты ( в отдельных случаях и жениха ) функции которого выполняют ее отец или другие ближайшие родственники. Как правило, требуется, чтобы опекуном было находящиеся в здравом рассудке совершеннолетнее лицо. Кроме того иногда предусматривается, что опекуном мусульманина может выступать только мусульманин. Если у невесты нет родственников, которые по закону могут играть роль опекуна, функции последнего переходят к мусульманскому судье. Роль опекуна усиливается если заключение брака происходит раньше установленного законом срока брачной правоспособности.
Следует отметить, что жениха и невесту можно заставить вступить в брак в силу права джебр – принудительного брака. Применение джебра распространяется, с одной стороны, на все виды запрещения брака, связанные с случаями умопомешательства; с другой  –  в различных мусульманских толках – на мальчиков до достижения ими половой зрелости, на девушек, не лишившихся девственности в первом браке.

Согласие девушки на брак требуется лишь в тех случаях: когда она признана дееспособной или является вдовой, или разведенной, или сиротой;
 когда отец хочет выдать ее за сумасшедшего, за эпилептика,  или за урода; и когда ей отказывают в разрешении выйти за муж и она прибегает к помощи кади (шариатский судья, выносящий  решение на основе самостоятельного истолкования Корана).

При любом мусульманском браке обязателен махр или саадак (в исламе свадебный подарок невесте) , соответствующий материальному положению жениха и невесты. Выкуп должен быт непременно реальным, а не фиктивным. Отсюда действительность брака, носящего название ширар, или брака с возмещением выкупа. Супруг, даже если ему приходится жениться по принуждению, все равно обязан платить выкуп, который в доисламский период предназначался родителям жены, а по Корану принадлежит самой жене. Как правило, устанавливается, что махром может быть как денежная сумма, так и любая вещь, обладающая определенной ценностью, или свойство предмета, способное удовлетворять одну из потребностей человека, пользование которым разрешено законом.

         Поскольку махр предоставляется мужем и становится собственностью жены, определение его как приданого, является неудачным. В принципе считается, что правом на махр обладает только жена. Однако в отдельных случаях допускается его передача ее представителю. Законодательство нескольких мусульманских стран устанавливает, что от имени невесты, которая впервые выходит замуж, махр может получить ее отец или дед, выполняющие функции ее опекуна. Поэтому неверным является утверждение, что мужчина платит выкуп за невесту ее отцу. Современный иранский кодекс считает признание долгов денежным возмещением за плотские наслаждения.

Временный брак − самый архаичный из брачно-семейных договоров шариата. Такая форма брака существовала в раннем исламе. В настоящее время временный брак постепенно уходит из практики и сохраняется главным образом среди пожилых людей в отдаленных местностях Ирана, Ирака и в других местах.

Шариат допускает заключение временного брака, в частности в том случае, когда нет намерения интимного сближения. Это обычно бывает, когда брачный договор заключают пожилая женщина и старик, чтобы ухаживать друг за другом, или когда пожилая женщина намерена ухаживать, готовить пищу, заниматься домашним хозяйством у одинокого пожилого мужчины, поскольку ислам запрещает женщине пребывание в жилище постороннего мужчины. В шариате говорится, что, если жена во время заключения договора о временном браке поставила условие, чтобы муж к ней не приближался, брак считается действительным и муж удовлетворяется лишь всеми остальными благами семейной жизни, кроме физической близости. Если женщина забеременела во временном браке, она не имеет права требовать от мужа средства или наследовать его состояние. Муж тоже не имеет права наследовать имущество жены, с которой он состоит во временном браке.

Женщины, состоящие во временном браке, обладают более широкой свободой и правами по сравнению с женщинами, состоящими в браке постоянном. Но в тоже время женщина, состоящая во временном браке, не имеет права требовать от мужа того, чего может потребовать от него постоянная жена. Женщина, состоящая во временном браке, формально имеет право выходить из дому без разрешения мужа, но если этим как-то ущемляются интересы мужа, то она лишается этого права. Временный брак, как и постоянный, обязывает мужа не покидать жены более чем на четыре месяца. Если женщина соглашается на заключение с мужчиной временного брака, указывается срок истечения этого брака и размер махра, а мужчина самовольно заключает постоянный брак, исход этого дела по шариату таков: если женщина, узнав об этом, соглашается на постоянный брак, брачный договор имеет юридическую силу, если же она заявляет о своем не согласии, брачный договор считается недействительным. Шариат допускает превращение временного брака в постоянный по обоюдному согласию состоящих во временном браке. Временный брак используется у мусульман и для того, чтобы женщина имела возможность находится в чужом доме, где она сможет столкнуться с посторонними мужчинами.

Так же для вступления в брак необходимо наличие следующих условий:

1) правильное произнесение слов заключения брака;

  1. добровольное согласие мужчины и женщины;
  2. достижение обоих брачного возраста;
  3. согласие вали (попечитель невесты: близкий родственник невесты: отец, дедушка, родной брат и т.д.) на заключение брака;
  4. отсутствие каких-либо обстоятельств, препятствующих браку;
  5. наличие двух свидетелей;
  6. женщины, которые ранее состояли в браке, после его расторжения должны дождаться истечения срока идда (срок равный 4 месяцам и 10 дням).

Заключение брака для лиц, страдающих различными заболеваниями, помимо психических расстройств, относительно возможно. Супруг, не знающий о наличие заболевания у другого, имеет право требовать расторжения брака. По мусульманскому праву супруг может признать брак недействительным при обнаружении у другого какого-либо венерического заболевания (СПИД, сифилис и т.д.), которое будет делать невозможным половые отношения. Так же расторжение брака возможно, если супруг не знал о наличии психологического расстройства, либо тяжесть заболевания была весьма приуменьшена при заключении брака.

В мусульманском праве большое значение придается религиозной принадлежности супругов. Мусульманин имеет право вступать в брак только с мусульманкой либо китаби (лица, принадлежащие к христианской либо иудейской конфессии).

Самолётова Александра Игоревна

Facebook Vk Ok Twitter Whatsapp

Похожие записи:

Тысячелетняя история  Беларуси имеет последовательное развитие традиции захоронения, на формирование которой оказали влияние конфессиональные, национальные и политические факторы. К сожалению, захоронения долгое время практически не фиксировались учёными и не ...
На развитие православной культовой архитектуры Беларуси конца ХХ – начала ХХI  века  наложили  отпечаток  семь  десятилетий  антиклерикальной  политики, обусловленной особенностями исторического пути советского общества. Результатом запрета  на  возведение  хр...
Изучение отечественной и зарубежной историографической традиции данного аспекта исследуемой проблемы свидетельствует о том, что она в значительной мере еще недостаточно исследована в работах предшественников. Наиболее капитальное исследование, посвященное исто...