На развитие православной культовой архитектуры Беларуси конца ХХ – начала ХХI века наложили отпечаток семь десятилетий антиклерикальной политики, обусловленной особенностями исторического пути советского общества. Результатом запрета на возведение храмов, закрытия ряда религиозных образовательных учреждений и массовых репрессий духовенства стало уничтожение системы передачи неявного религиозного знания, что спровоцировало кризис идентичности в Русской православной церкви, к юрисдикции которой относится и православная церковь Беларуси. Постсоветское развитие Православной церкви, характеризующееся синтезом идей русского национального возрождения и православной идентичности, сформировало взгляды теоретиков храмостроения, выраженные в стремлении к восстановлению традиции и следовании канону, и доминирующую архитектурную эстетику, ориентированную на образный язык сакральной архитектуры, сложившийся в Российской империи во второй половине ХIХ – начале ХХ века.
В облике современных православных храмов Беларуси не отражены характеризующие ХХ век художественно-стилевые поиски и изменения мировоззренческого характера, которые проявились в секуляризации общества и определили как новейшие направления христианской теологии, так и основные тенденции мировой сакральной архитектуры. В искусствоведении и теории архитектуры тенденции современного храмостроения Беларуси характеризуются преимущественно языком дихотомии традиции и инновации, что не раскрывает всю сложность и многонаправленность процессов в новейшей архитектуре, актуализируя построение комплексной модели тенденций постсоветского культового зодчества.
Актуальность исследования заключается в необходимости определения перспективных путей развития православного храмостроения, основанных на интерпретации многовековых традиций сакрального зодчества, освоении мировоззренческих основ современного общества и концептуальных идей новейшей архитектуры, прогрессивного опыта возведения современных культовых объектов других конфессий. Наиболее остро стоит проблема поиска выразительных приемов актуальной архитектуры, которые не противоречат функциональному устройству православной церкви, обусловленному особенностями богослужения, устоявшимся внутрицерковным традициям и национальной специфике белорусского культового зодчества.
Балуненко Ирина Ивановна