Начало военному образованию в России было положено Петром I на рубеже XVII—XVIII вв.
В 1701 г. в Москве была образована Школа математических и навигацких наук, находившаяся до 1706 г. в ведении Оружейной палаты, а затем Приказа морского флота и Адмиралтейской канцелярии. В школу принимали желающих и по принуждению сыновей дворян, бояр и низших сословий в возрасте 12‑17 лет (позже и 20-летних). Выпускники-дворяне назначались во флот, в артиллерию, инженерами, а лица низших сословий, которые обучались только грамоте и счету, становились писарями, служащими Адмиралтейства.
С учреждением в Петербурге в 1715 г. Академии морской гвардии Московская школа стала при ней подготовительным заведением, потеряв самостоятельное значение. В 1712 г. в Москве, а в 1719 г. в Петербурге открылись Инженерные школы, объединенные в 1723 г. в одну Она должна была готовить инженеров из всяких чинов людей. Однако после смерти Петра I созданные им артиллерийские школы перестали существовать.
В силу принудительного характера обучения, в военных школах культивировались жестокие порядки, а учебно-воспитательный процесс носил формальный характер. Обучение сводилось к зазубриванию материала и к списыванию букв и цифр. К учащимся применяли все виды наказаний, а за побег из военно-учебного заведения карался вплоть до смертной казни.
Вопрос об улучшении подготовки офицеров был решен с учетом опыта европейских государств, таких как Пруссия, Франция, Дания. Благодаря русскому послу в Пруссииграфу П. И. Ягужинскому в июле 1731 г. в Петербурге было принято решение об учреждении кадетского корпуса по образцу существовавшего в Пруссии. Это учебное заведение создавалось с целью подготовки будущих офицеров с малолетнего возраста.
Кадетский корпус был открыт 17 февраля 1732 г. В него принимали грамотных детей дворян в возрасте 13 ‑18 лет. Учебный курс состоял из четырех классов,причем в трех старших учеба должна была продолжаться пять- шесть лет. Но даже там система обучения была несовершенна, все сводилось к вызубриванию учебного материала.
Во второй половине 50-х ‑ начале 60-х гг. XVIII в. стали формироваться совершенно новые подходы к военному образованию. Это связано с деятельностью просвещенных сановников того времени. Они пропагандировали мысль о необходимости при подготовке кадет обращать внимание на общее культурное развитие будущих офицеров.
В 1762 г., при Екатерине II Артиллерийская и инженерная дворянская школа была преобразована в Артиллерийский и инженерный шляхетный кадетский корпус. На протяжении нескольких десятилетий почти весь состав артиллерийских и инженерных офицеров комплектовался из воспитанников этого корпуса.
Однако атмосфера, в которой в течение 15 лет находились воспитанники кадетского корпуса, приводила к тому, что молодые люди оказывались оторванными от реальной жизни. Выпускники получали отличное образование и воспитание, но, после выпуска не могли найти достойное применение тому, чему их учили долгие годы.
Во второй половине 1790-х гг. военно-учебные заведения вновь подверглись реорганизации. В кадетских корпусах вновь стали делить не по возрастам, а по ротам. Благодаря новым подходам к организации обучения и воспитания будущих офицеров руководство военно-учебных заведений добивалось главной цели ‑ подготовить профессионально грамотных командиров пехотных и кавалерийских подразделений. [1]
Неудачный для России исход Крымской войны привел к резкому падению авторитета Вооруженных Сил, на которые обрушился настоящий шквал критики. Ведь ведущим типом военно-учебных заведений, готовивших офицеров, были кадетские корпуса, которые имели закрытый (интернатный) характер, принимавшие в свои стены почти исключительно детей дворян, также были обнаружено и другие недостатки.
В октябре 1862 года, для обсуждения реформы военно-учебных заведений, был учрежден специальный комитет под председательством князя Михаила Николаевича. Комитет особое внимание уделил «записке» генерал-лейтенанта Д.А.Милютина (на тот момент занимавшего пост военного министра), который решительно выступал за отказ от существующей системы кадетских корпусов и за сосредоточение в руках Военного министерства только специальных учебных заведений.
Однако его проект не был одобрен всеми начальниками военных училищ. К концу ноября 1862 года был выработан общий проект реформы, который был одобрен императором Александром II. Этот проект был компромиссом между различными точками зрений. Разработка конкретных мер по претворению проекта в жизнь была поручена главному управлению военно-учебных заведений, созданному в январе 1863 года в составе Военного министерства.
В мае 1863 года Александр II утвердил проект, по которому старшие классы кадетских корпусов сводились в три военных училища. В мае штаты и табели этих училищ были утверждены в качестве опыта на 3 года.
На базе общих классов кадетских корпусов создавались военные гимназии, целью которых должна была стать подготовка детей дворян к поступлению в военные училища.
В июне 1867 года Александр II утвердил Положение Военного совета о военных училищах, которое подробно регламентировало все стороны организации и деятельности этих учебных заведений.
В первую очередь в военные училища зачислялись выпускники военных гимназий. Они даже не сдавали вступительных конкурсных экзаменов и направлялись в младшие классы училищ.
Срок обучения во всех училищах, за исключением инженерного и артиллерийского (3 года), составлял 2 года. Хотя, тех, кто отличался особенными успехами в точных науках, могли направить на службу в артиллерию непосредственно из двухклассного училища.
Лица прошедшие полный курс военных училищ, делились на 3 разряда. К 1-му разряду относились те, кто при 12-бальной системе оценок имел средний бал по всем предметам не ниже 8 и не ниже 9 баллов – по поведению. Данная категория выпускников начинала проходить службу в пехоте подпоручиками, а в кавалерии – старшими корнетами. Ко 2-му – выпускники, не добравшие необходимые баллы, но сдавшие выпускные экзамены удовлетворительно. Они шли в армейскую пехоту прапорщиками, а в кавалерию – корнетами. К 3-му разряду относились худшие выпускники, которые направлялись на службу юнкерами и могли стать офицерами только по истечении 6 месяцев службы, по ходатайству начальства.
Юноши, прошедшие полный курс, но признанные не годными к строевой службе по состоянию здоровья, получали гражданские чины, соответствовавшие по «Табели о рангах» военным чинам, установленных для выпускников.
В 1883 году военные училища получили новые учебные программы, в которых заметно усиливалась роль специальных, военных предметов. Между курсами кадетских корпусов и военных училищ имелась явная преемственность, которая и позволяла педагогам последних меньше отвлекаться на общую подготовку юнкеров. К началу 1880-х годов военные училища, таким образом, полностью оформились как важный структурный элемент системы военного образования. [2]
И.Е.Логинов
Боевое братство славян на защите мира: сб. науч. ст. / ГрГУ им. Я. Купалы; редкол.: С.А. Пивоварчик (гл. ред.) [и др.] - Гродно: ГрГУ, 2014- 341 с.