В конце XX в. появилась экономика нового типа – глобальная экономика. Ее отличительной особенностью является то, что все основные виды экономической деятельности осуществляются в мировом масштабе. Появились глобальные корпорации, представляющие собой крупные финансово-производственные, научно-технологические, торгово-сервисные объединения. Основной из причин глобализации является максимизация прибыли как главного мотива иностранного инвестирования.
Большое влияние этот процесс оказал и на индустрию туризма. Важнейшей причиной глобализации международного туризма стали усиление ценовой конкуренции и необходимость получения гарантий оказания туристических услуг на зарубежном курорте. Для минимизации стоимости продукта туроператору необходимо наличие оптимальных цен на туристические услуги поставщиков. Для повышения качества услуг необходимо минимальное количество поставщиков, так как чем больше поставщиков вовлекает туроператор, тем сложнее становиться ему контролировать ход оказания забронированных услуг и их качество. Поэтому в глобальные организации приобретают своих поставщиков или участвуют в них, вкладывая инвестиции. Так они получают максимальную гарантию предоставления и качества услуг.
Глобальные объединения создаются в соответствии с различными формами предпринимательства:
- создание новой туристской организации за рубежом;
- приобретение действующей иностранной организации индустрии туризма;
- приобретение доли участия в капитале иностранной туристской организации, дающей право контроля;
- приобретение ценных бумаг иностранных организаций индустрии туризма, не дающих права контроля;
- предоставление займов и кредитов иностранным филиалам на расширение их деятельности или иностранным фирмам.
Путь построения глобальных экономических связей включает в себя ряд исторических этапов.
Первый этап длился до середины прошлого века. В это время международный туризм был частью классической мировой торговли, при которой туроператоры, вступая в торговые взаимоотношения с иностранными поставщиками услуг (отелями, перевозчиками, предприятиями питания), формировали туристический продукт, в составе которого имелись туристические услуги, характеризующие ту или иную страну. Рост туризма во всем мире сдерживали невысокие туристические потоки, а так же несовершенство и недостаточное количество транспорта и средств коммуникации [12, c. 59].
Второй этап характеризуется стремительным развитием технологий, распространением авиатранспорта, удешевлением международной телефонной и появлением электронных средств связи, на фоне происходивших во второй половине XX века социально-экономических изменений. В этот период значительно повысился уровень материального благосостояния людей, увеличилась длительность свободного времени рабочих, сократился пенсионный возраст, были разработаны социальные программы в развитых государствах, уменьшилось количество многодетных семей, выросла доля работающих женщин. Все это привело к популяризации международного туризма и росту туристических потоков в Западной Европе. Рост эффективности туристического бизнеса привел к обострению конкурентной борьбы на туристических рынках. Появилась жесткая ценовая конкуренция, ведь все чаще клиентами туроператоров становились потребители со средним достатком, которые обдуманно подходят к вопросу расходования собственных доходов. Так же в данный период появились и получили распространение иностранные инвестиции в туризм. Причины этого были следующие: увеличение концентрации капитала в странах Запада; рост рентабельности туристического бизнеса; наличие большого количества экономически слабых государств с уникальными туристическими ресурсами. Рост инвестиций – главная особенность рассматриваемого этапа, поэтому его и назвали «интернационализацией», что означает распространение устойчивых туристических связей [12, c. 61].
Третьим этапом и вершиной эволюции международного туризма стала непосредственно глобализация [12, c. 62]. Основными ее предпосылками стали следующие факторы:
1. Становление массового международного туризма;
2. Распространение информационных технологий и средств связи, а также формирование единого информационного поля для неограниченного количества пользователей;
3. Появление и распространение современных средств транспорта;
4. Резкое сокращение издержек производства турпродукта;
5. Создание и распространение стандартов в сфере туризма и гостиничного хозяйства;
6. Формирование единого рыночного пространства;
7. Рост концентрации капитала в трех мировых центрах;
8. Рост мобильности населения планеты;
9. Усиление роли международных организаций, занимающихся регулированием мирового туризма и международных туристических потоков.
Глобализация туризма характеризуется высокой скоростью изменений, как в мировом масштабе, так и в рамках отдельной компании. Под влиянием быстро изменяющейся внешней среды компании вынуждены изменять свою структуру, стандарты и технологии управления.
Для этого компания выделяет множество денежных, материальных, природных ресурсов. От 50 % и более издержек компаний в развитых странах составляют расходы, связанные с взаимодействием с другими организациями, это такие как: расходы на поиск информации, обмен ею с партнёрами, регулярный мониторинг действий конкурентов и другое. Поскольку такие затраты значительно выше чем на взаимодействие внутри организации, компании пытаются объединяться с компаниями-сотрудниками, создавая вертикально-интегрированные холдинги. Это позволяет получить определенный уровень защиты от конкурентов и создать барьеры, которые затруднят выход конкурентов на новые рынки, повысив их затраты на взаимодействие.
Сократить затраты на координацию действий компаний и взаимодействие между ними позволили выработка стандартов на продукцию, появление деловых процессов и форматов общения, новые возможности передачи данных и распространения информации через интернет.
Международный туризм обеспечивает самые высокие в мире поступления от экспорта и для большинства стран является важным фактором обеспечения платежного баланса.
Сфера туризма стала одним из важнейших источников создания рабочих мест в мире, большинство из которых создается в развивающихся странах для установления баланса экономического роста, а также содействия закреплению и переселению жителей в сельские местности предотвращая их отток в перенаселенные города. В туриндустрию ежегодно вкладываются огромные инвестиции, большая часть которых идет на улучшение качества жизни как местного населения, так и туристов. Он обеспечивает правительствам значительные финансовые поступления в виде налоговых сборов.
Важным фактором улучшения международного взаимопонимания являются межкультурные связи, возникающие в процессе туристского обмена.
В туризме, как и в других отраслях экономики, появилась тенденция глобализации, которая отражается в сотрудничестве государств и социальных организаций в области политики, экономики, культуры и других.
Сегодня туристские услуги предлагают практически все страны мира, и каждая из них имеет свои характерные только ей особенности, которые положительно влияют на увеличение спроса и мотивацию поездок туристов. Поэтому индустрия туризма превращается в лидирующую отрасль мировой экономики.
Характерной особенностью процесса глобализации в туристской сфере является применение новейших информационных и телекоммуникационных технологий, что способствует повышению эффективности работы компаний, повышению качества обслуживания клиентов, ускорению всех процедур.
В туристском бизнесе активно развивается торговля услугами в онлайн режиме через Интернет.
Однако в процессе глобализации туристской деятельности появляются и серьезные проблемы. Многие страны мира принимают общие для всех стандарты услуг, что ведет к утрате уникальности местной и национальной культуры.
Во многих странах ведется разработка законодательства и стратегии для сохранения экологической системы и специфических особенностей окружающей среды, памятников культуры.
Одной из распространенных форм делового партнерства в туризме являются стратегические альянсы.
Главной причиной создания альянса является сотрудничество между предприятиями с целью повышения конкурентоспособности входящих в него участников. Данное партнерство может иметь различные формы — от договора о сотрудничестве до совместного предприятия. Партнерство осуществляется путем совместной разработки эффективных стратегических направлений деятельности, взаимного обмена ресурсами и информацией.
Компании объединяются для достижения определенных целей, в то же время сохраняя независимость. Они совместно контролируют процесс выполнения поставленных задач и затем делят преимущества, полученные в результате объединения. Такие альянсы очень гибкие, поэтому они могут быстро изменяться в зависимости от ситуации на рынке.
Удовлетворить потребности туристов можно лишь используя ресурсы многих компаний. Ни один производитель туристских услуг не может в одиночку предоставить все многообразие услуг, не прибегая к услугам средств размещения, транспортных компаний, индустрии развлечений, туристских фирм.
Деловое партнерство в туризме приводит к различным формам сотрудничества:
-для борьбы с конкурентами;
-объединение с участниками бизнеса из других сфер деятельности;
-создание «клубов» для совместной работы по реализации специфического туристского продукта на рынках других стран;
-для совместной перевозки туристов;
-создание франчайзинговых сетей;
-внедрение инноваций [23, c. 113].
Таким образом, индустрия туризма прошла несколько этапов на пути к построению глобальных экономических связей. Глобализация оказала влияние на все сферы деятельности человека, в том числе и на туризм. С каждым годом туристические компании мира укрупняются, создают союзы, объединяются, тем самым создавая прочные связи между всеми структурными элементами туристической индустрии. Это способствует организации более слаженной работы между ними, что способствует снижению затрат на производство турпродуктов, повышению их качества и доведению всех видов услуг до единых стандартов. Так же расширение компаний помогает популяризировать туризм за счет выхода на новые рынки в самых отдаленных точках мира.