Спортивный туризм можно определить как вид спорта, в основе которого лежат соревнования на маршрутах, включающих преодоление категорированных препятствий в природной среде (перевалов, вершин (в горном туризме), порогов (в водном туризме), каньонов, пещер и пр.), и на дистанциях, проложенных в природной среде и на искусственном рельефе. Такой туризм характеризуется повышенной активностью и экстремальностью и относится до категории активного туризма.
Туристическая индустрия спортивного туризма охватывает совокупность предприятий, учреждений и организаций материального производства и непроизводственной сферы, обеспечивающих производство, распределение, обмен и потребление туристического продукта, освоение и использование туристских ресурсов, и создание материально-технической базы туризма. Являясь сложным межотраслевым народнохозяйственным комплексом, туристическая индустрия, в том числе и спортивного туризма, включает в себя следующие компоненты [40, с.45]:
-организаторов туризма, туристические предприятия по разработке, продвижению и реализации туристического продукта (туроператоры и турагенты);
-предприятия, предоставляющие услуги по размещению (гостиницы, мотели, пансионаты, дома отдыха и т.д.);
- предприятия питания (рестораны, кафе, бары и др.);
-транспортные предприятия (авто- и авиационные предприятия, железнодорожные ведомства, предприятия речного и морского транспорта и др.)
-экскурсионное бюро;
-производственные туристические предприятия (производство сувениров для туристов, гостиничной мебели, туристского снаряжения);
-предприятия торговли (магазины по реализации туристского снаряжения и сувениров);
-предприятия сферы досуга и развлечений (тематические парки, киноконцертные залы, клубы по интересам, залы игровых автоматов и др.);
-учреждения самодеятельного туризма (туристские, альпинистские, велосипедные клубы);
-органы управления туризмом (государственные учреждения, общественные туристические организации);
- учебные, научные, проектные учреждения.
Приведенный перечень является далеко не полным. По мере расширения и усложнения процессов организации спортивного туризма все новые отрасли и предприятия национальной экономики вовлекаются в туристическое производство. Обслуживанием туристов занимаются предприятия торговли, банки, страховые компании. Косвенно формируют туристическую индустрию предприятия, обслуживающие не только туристов, но и другие группы населения: учреждения культуры, лечебные и медицинские учреждения, организации связи, предприятия по производству товаров народного потребления, общественный пассажирский транспорт и т.д. [38, с.97]
Исходя из этих предпосылок, Закон Республики Беларусь «О туризме» определяет туристическую индустрию как "совокупность объектов для размещения туристов, транспортных средств, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов оздоровительного, делового, познавательного и иного назначения, используемых для удовлетворения потребностей туристов, возникающих во время осуществления путешествия и (или) в связи с этим путешествием" [1].
Спортивный туризм оказывается в разных странах тем рычагом, использование которого позволяет оздоровить всю национальную экономику страны. Во многих странах он играет значительную роль в формировании валового внутреннего продукта, создании дополнительных рабочих мест и обеспечении занятости населения, активизации внешнеторгового баланса [10, с.24].
Спортивный Туризм оказывает огромное влияние на такие ключевые отрасли экономики, как транспорт и связь, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления и другие, т.е. выступает своеобразным катализатором социально-экономического развития. Спортивный туризм стал одним из самых прибыльных видов туристического бизнеса в мире [12,с.90].
Спортивный туризм оказывает огромное воздействие на экономику, поскольку он:
- является источником валютных поступлений в страну и средством обеспечения занятости населения;
- создает стимулы для притока в национальную экономику иностранного капитала;
- повышает привлекательность страны с точки зрения международного предпринимательства и делового сотрудничества;
- выполняет важнейшую социальную функцию, обеспечивая возможность восстанавливать и восполнять физические, духовные и эмоциональные силы человека, пополнять знания и повышать культурный уровень населения;
- способствует диверсификации экономики, оказывая стимулирующие воздействия на отрасли, обслуживающие сферу туризма;
- выступает стимулом сохранения и рационального использования культурно-исторического и природного наследия и др.
- спортивный туризм является важным фактором оздоровления населения.