Для меня искусство – одна из важнейших форм накопления, распространения и передачи информации, опыта, представлений о мире. Безусловно, оно прекрасно во всех его формах, однако мне, как и многим обычным людям, наиболее близко такое его проявления как литература. Для кого-то литература есть нечто особенное, квинтэссенция человеческих знаний. Что же касается моего мнения, тот я всегда вспоминаю слова У. Берроуза, который говорил, что литература – если она вообще на что-либо годится – нужна для того, чтобы предупредить об опасности. Последняя прочитанная мною книга очень тесно связана с этой идеей. Эта книга была «Цветы для Элджернона» Д. Киза. Первоначально, это был научно-фантастический рассказ, однако позднее автор дописал его до полноценного романа с таким же названием, но в дальнейшем речь пойдет именно о рассказе. Предпосылки и идеи для создания подобного рода рассказа формировались на протяжении долгих лет жизни автора, на основе его собственного жизненного и научного опыта в различных сферах. Основной сюжет в книге создается вокруг образа Чарли Гордона, тридцатисемилетнего мойщика полов, обычного служащего. Доктор Штраусс и доктор Немюр – ученые совершившие невероятное открытие: искусственное улучшение интеллекта путем хирургического вмешательства. Они уже провели такую же операцию Элджерноном, лабораторной мышью, и были заинтересованы в проведении подобной процедуры на умственно отсталом человеке. Их выбор остановился на нашем главном герое – он демонстрирует явное желание стать умнее, научиться читать и писать. Больше всего мне понравилось, что рассказ ведется в форме своеобразных отчётов-заметок о происходящем от лица главного героя. Вместе с тем, как повышались интеллектуальные способности героя в тексте исчезало огромное количество разного рода пунктуационных и грамматических ошибок, усложнялись многие стилистические элементы. После операции уровень интеллекта Чарли увеличивается в три раза. Его мировоззрение переживает глобальные изменения, а кругозор расширяется. Вместе с тем главный герой начинает привязываться к Элджернону. На каком-то уровне подсознания он понимал, что мышь -- единственное существо с судьбой, которая так похожа на его собственную. И в скором, несмотря на позитивные или негативные элементы такого хода событий, это сыграло с самим героем злую шутку: поведение зверька начинает настораживать, его интеллектуальные способности начинают исчезать так же быстро, как и появились. В скором времени Элджернон умирает. Подобная судьба постигает и Чарли, его интеллект угасает, и становится ниже прежнего. В конце рассказа герой решает покинуть город и при этом он ни о чем не жалеет и желает добра всем, кто его окружал. Текст рассказа, представленный заметками главного героя, снова пестрит различными ошибками и сообщает нам о том, что Чарли решает обязательно «все время старатца стать умным чтобы опять было так хорошо». В конце его дневника есть лишь одна просьба: «P.P.S. Если у вас будет возможность положите пожалуста немножко цветов на могилу Элджернона которая на заднем дворе...». Подытоживая все вышеперечисленное, я хотел бы сказать, что рассказ поразил меня тем, как он показывает взлет и падение человеческого разума и духа. Он заставил задуматься насколько на самом деле велика роль разума, насколько его уровень способен предопределить и преобразить общение с людьми. Человеческий разум – нечто настолько неясное, недоступное, непознанное, что весь рассказ, используя этот фактор в правильном ракурсе, завораживает и поражает меня от самого первого слова и до самого последнего. Антропов Артем