Категории

Применение трубопроводов для обеспечения горючим боевых действий войск: история и современность

7 минут на чтение

Впервые трубопровод был применен в военных целях в 1917 году для снабжения дизельным топливом кораблей военно-морского флота Великобритании. 
Опыт Великобритании по применению трубопроводов для военных целей получил развитие перед второй мировой войной. Это было связано с тем, что армии ведущих стран мира стали интенсивно оснащаться военной техникой, что вызвало резкий рост их потребности в нефтепродуктах. Обеспечить поставки таких объёмов нефтепродуктов без использования трубопроводов становилось всё сложнее и сложнее. 
В связи с этим в Красной Армии начались работы по созданию сборно-разборных (полевых) трубопроводов. В декабре 1933 г. Управлением по обеспечению РККА горючим совместно с трестом «Нефтепроводстрой» была закончена разработка проекта сборно-разборного полевого магистрального трубопровода диаметром 75 мм, пропускной способностью 350 тонн в сутки для для транспортирования горючего на расстояние до 100 км. В 1934 г. был сделан заказ промышленности на изготовление опытного образца трубопровода. Однако, ввиду недостатка производственных мощностей, реализовать этот проект в предвоенные годы не удалось. В 1935 году трестом «Нефтепроводстрой» по заказу Красной Армии был создан и в начале 1937 года принят  на  снабжение войск  полевой  сборно-разборный  складской (технологический) трубопровод      (в те годы он назывался полевым коллектором) протяженностью 1,5 км.  предназначенный для выполнения технологических операций по перекачке горючего в полевых условиях на армейских и фронтовых складах горючего.
Первое «боевое крещение» полевые коллекторы прошли 1939 году в войне с Финляндией – с их помощью на складе горючего № 1012 8-й армии Ленинградского военного округа осуществлялся приём горючего из поступавших на склад железнодорожных цистерн. 
Ранней весной 1942 года на Волховском фронте войска 4-й и 52-й армий, находившиеся на захваченных на левом берегу реки Волхов нескольких плацдармах, с началом таяния льда стали испытывать нехватку горючего, которое до этого доставлялась автомобильным транспортом по льду. В этих условиях было найдено оригинальное техническое решение, состоявшее в сочетании подводного и надводного способа преодоления полевым трубопроводом водной преграды. Подводная часть состояла из соединённых между собой и резинотканевых труб, а надводная – из металлических труб (из комплектов полевых коллекторов. Задача обеспечения горючим войск 4-й и 52-й армий была успешно решена. В дальнейшем в ходе Великой Отечественной войны полевые коллекторы нашли широкое применение при обеспечении горючим войск Ленинградского, Брянского, Сталинградского, Южного, Юго-Западного, 3-го Украинского, 1-го и 2-го Белорусских фронтов, Балтийского флота. 
Большую роль в обеспечении боевых действий войск горючим сыграли и сварные трубопроводы. Первый «боевой» опыт они приобрели уже в начале войны на Ленинградском направлении. Всем известна «Дорога жизни», по которой осуществлялась доставка материальных ресурсов для осаждённого Ленинграда, но не все знают о существовавшей «Артерии жизни». 
Выход из создавшегося положения был найден в прокладке трубопровода по дну Шлиссельбургской губы Ладожского озера. До этого в мировой практике прокладка трубопроводов в подобных условиях не осуществлялась. В марте 1942 года Управлением снабжения горючим и смазочными материалами Красной Армии с участием специалистов треста «Нефтепроводпроект» были выполнены расчёты и подготовлены предложения по прокладке этого трубопровода с применением сварного типа соединений труб. В апреле группой специалистов треста «Нефтепроводпроект» прибыла в Ленинград, приступила к проектированию трубопровода. К концу апреля проект трубопровода был готов. 
Монтаж трубопровода длиной 29 км. (в том числе — 21 км. под водой) производился в течении 43 дней под непрерывным огневым воздействием противника (удаление от линии фронта составляло 2-2,5 км.). 19 июня трубопровод был введен в эксплуатацию. Таким образом, с момента начала предпроектной проработки до ввода трубопровода в эксплуатацию потребовалось всего лишь 3 месяца. И это – при отсутствии необходимого опыта, недостатке материально-технических ресурсов, в условиях боевого воздействия противника. По трубопроводу была начата подача автомобильного бензина, лигроина, керосина, дизельного топлива методом последовательной перекачки. В 1943 году протяжённость трубопровода была увеличена еще на 5 км.
Полученный опыт применения трубопроводов для обеспечения войск горючим неоднократно применялся в ходе Великой Отечественной войны и в дальнейшем: трубопроводы прокладывались через реки Ока (весной 1942 года), Волга (осенью 1942 года), Дон (в марте 1943  года),  Днепр (весной 1944 года), Дунай (в январе 1945 года), Висла (зимой 1945 года).
В послевоенный период работы по созданию и совершенствованию полевых сборно-разборных трубопроводов продолжились. Были разработаны и приняты на вооружение:
в 1956 году – трубопровод полевой магистральный стальной (далее – ПМТ) протяженностью 150 км., диаметром 100 мм., производительностью 35 – 70 м3/ч.;
в 1958 году – ПМТ протяженностью 150 км., диаметром 150 мм., производительностью 100 – 200 м3/ч.;
в 1959 году –в 1972 году – трубопровод полевой магистральный стальной повышенной производительности (далее – ПМТП) протяженностью 150 км., диаметром 150 мм.  производительностью 200 м3/ч.;
в 1974 году – ПСТР протяженностью 1,5 км., диаметром 150 мм., производительностью до 200 м3/ч.;
в 1975 году –ПМТП протяженностью 150 км., диаметром 100 мм.  производительностью 75 м3/ч.;
в 1980 году – трубопровод полевой магтстральный стальной большой производительности (далее – ПСТБ) протяженностью 150 км., диаметром 200 мм., производительностью 500 м3/ч.
С самого начала действий войск Советской Армии в Афганистане встал вопрос о сооружении полевых магистральных трубопроводов для подачи войскам горючего в связи с большим объемом его расхода и потерь. В результате было развернуто несколько трубопроводов общей протяженностью более 1200 км. На их долю приходилось около 15% от всего объема доставки войскам материальных средств и 70% от общего объема доставки горючего – от 8 до 12 тыс. тонн горючего в месяц. 
Для развертывания, эксплуатации, свертывания и перемещения полевых магистральных трубопроводов были созданы специальные трубопроводные войска, история которых берет свое начало 14 января 1952 года, когда Директивой Военного Министра № 24646с был сформирован первый «Отдельный батальон по перекачке горючего по трубопроводу» (с января 1953 г. – 71-й отдельный трубопроводный батальон). В 1961 году были сформированы две трубопроводные бригады. Если к концу 50-х годов в Советской Армии действовало 11 отдельных трубопроводных батальонов, то к началу 90-х годов – уже 24 трубопроводные бригады, 6 отдельных трубопроводных батальонов, 3 роты и 6 взводов.
На территории Белорусского военного округа начало развитию трубопроводных частей было положено в 1958 году, когда в н.п. Свислочь был сформирован отдельный трубопроводный батальон (в последующем переформирован в трубопроводную бригаду). В 1969 году был сформирован  отдельный трубопроводный батальон в н.п. Верейцы, а в 1980 году была выведена из группы Советских войск в Германии, размещена в н.п. Щерчево и включена в состав соединений, воинских частей и учреждений службы горючего и смазочных материалов Белорусского военного округа 7-я трубопроводная бригада.
С 1992 года в ходе реформирования Вооруженных Сил была начата оптимизация и приведение структуры службы горючего и смазочных материалов тыла Вооруженных Сил Республики Беларусь. В 1993 году была расформирована трубопроводная бригада (н.п. Свислочь), в 1995 году – расформирован отдельный трубопроводный батальон (н.п. Верейцы), в 2004 году – расформирована трубопроводная бригада (н.п. Щерчево). Таким образом к настоящему времени в составе Вооруженных Сил Республики Беларусь соединений, воинских частей трубопроводных войск не осталось.
В современных условиях ведения боевых действий подвоз горючего представляет собой одну из сложных задач материального обеспечения войск.     С одной стороны постоянно увеличивается потребность войск в подвозе горючего с целью восполнения расхода и потерь, так как увеличиваются масштабы применения боевой техники (особенно авиационной, имеющей большой расход горючего), с другой стороны постоянно увеличиваются возможности противника по  обнаружению  и  огневому  поражению   складов  горючего,  транспортных 
коммуникаций и непосредственно транспорта (железнодорожного, автомобильного, водного) с запасами горючего.  
В этих условиях успешное решение задач по подвозу (доставке) горючего войскам может быть достигнуто только при комплексном использовании железнодорожного, автомобильного, водного, воздушного и трубопроводного транспорта. Комплексное использование всех видов транспорта позволяет создать гибкую и устойчивую систему транспортирования горючего войскам. В этой системе особое место занимает трубопроводный транспорт, и в частности полевые магистральные трубопроводы, так как они являются наиболее эффективным и экономичным средством доставки горючего войскам, в то же время из всех видов транспорта при соответствующей маскировке они наименее уязвимы от воздействия противника.
Работа полевого магистрального трубопровода практически не зависит от климатических условий, характера местности и вида боевых действий войск, что делает его универсальным, незаменимым, а порой единственным и основным средством транспортирования горючего. Так полевые магистральные трубопроводы могут применяться даже в горах, пустынях, на Крайнем Севере, в местностях, где слабо развита, либо повреждена сеть транспортных коммуникаций, в случае действий войск на большом удалении от автомобильных и железных дорог, возникновения проблем с подвозом горючего другими видами транспорта. 
Применение полевых магистральных трубопроводов для обеспечения горючим боевых действий войск позволяет сократить потери горючего, транспортных средств для перевозки горючего и самое главное – личного состава, 
также использование трубопроводного транспорта позволит использовать транспортные средства, высвободившиеся в результате сокращения объема перевозок горючего, для других целей (подвоз боеприпасов, других видов материальных средств, перевозка личного состава, эвакуация раненых и больных, неисправной техники и вооружения и т.п.).
Опыт использования полевых магистральных трубопроводов в войнах и локальных вооруженных конфликтах XX – XXI веков подтвердил эффективность и экономичность применения трубопроводного транспорта для подачи (доставки) горючего для обеспечения боевых действий войск, целесообразность дальнейшего совершенствования оборудования комплектов полевых (магистральных и складских) трубопроводов, развития организации, приемов и способов действий трубопроводных войск при перемещении, развертывании, эксплуатации и свертывании полевых сборно-разборных трубопроводов.  

 
 
Facebook Vk Ok Twitter Whatsapp

Похожие записи:

Среди факторов, оказывающих наибольшее влияние на систему лечебно-эвакуационного обеспечения объединенной группировки Российских войск, в первую очередь следует назвать[1]: -   позиционный характер боевых действий без широкомасштабных наступательных операций; ...
Система тылового обеспечения Объединённых вооружённых сил НАТО создана для обеспечения войск в ходе подготовки и проведения крупномасштабных военных операций на конкретных театрах военных действий. В настоящее время руководство блока НАТО не исключает возможно...
Система тылового обеспечения Объединённых вооружённых сил НАТО создана для обеспечения войск в ходе подготовки и проведения крупномасштабных военных операций на конкретных театрах военных действий. В настоящее время руководство блока НАТО не исключает возможно...