Трансатлантические отношения были и остаются стержневым направлением американской внешней политики. Ни с одним другим регионом мира у США нет такого объемного и долгосрочного совпадения ценностей, интересов, целей и возможностей, как с Европой.
Долгосрочное целеполагание развитию отношений США с государствами объединяющейся Европы задает их интеграция в единую систему безопасности в рамках НАТО и официально заявленное "стратегическое партнерство" между НАТО и ЕС. Соединенные Штаты рассматривают европейские страны в качестве надежной опоры и самого верного союзника в решении наиболее сложных проблем международной безопасности: в борьбе с терроризмом, распространением оружия массового уничтожения, урегулировании международных кризисов, обеспечении кибербезопасности и др.
Актуальность исследования определяется несколькими факторами. Особую политическую значимость тема диссертации обретает в связи с тем, что наряду с нарастанием взаимозависимости и углублением интеграции не ослабевает и взаимная конкуренция партнеров по две стороны Атлантического океана. За формулой "стратегического партнерства" стоит никогда, по сути, не прекращавшееся стратегическое соперничество. Европейские амбиции по формированию независимых от США структур безопасности и попытки найти оптимальную линию противостояния Вашингтону во взаимовыгодном, но асимметричном союзе формируют "проблемное поле" трансатлантических отношений в области безопасности.
С научно-теоретической точки зрения, актуальность и новизна темы исследования определяется необходимостью дать научный анализ трансформации американской стратегии в сфере международной безопасности после терактов 11 сентября 2001 г. и выявить новые подходы США к отношениям с союзниками и партнерами в данной области. Начиная с 1989 г., Соединенные Штаты находились в состоянии войны каждые два года из трех.
Современная американская внешняя политика призвана не допустить перенапряжения сил и снизить финансовое бремя и политические риски США, разделив их с европейскими союзниками и партнерами. Вывод войск из Ирака в 2011 г., свертывание американского военного присутствия в Афганистане в 2014 г., перенос военных приоритетов США в Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР) и переговоры о создании Трансатлантического торгового и инвестиционного партнерства (ТТИП), инициированные Вашингтоном в 2011 г., являются свидетельством начала поворота во внешнеполитической стратегии США, который затрагивает и европейский вектор.
С точки зрения научно-практической, развитие трансатлантических отношений имеет непосредственное отношение к оценке угроз национальным интересам Республики Беларусь. С одной стороны, страны Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ), расположенные к западу от наших границ, включены в военные структуры НАТО и в орбиту расширяющегося политического и экономического пространства ЕС. С другой — на восточном направлении развивается тесное военное сотрудничество с Россией. Развитие событий в Украине, которая с ноября 2013 г. оказалась в центре нового геополитического противостояния, актуализирует проблематику эффективного противодействия реальным и потенциальным вызовам для белорусского государства.
В январе 2015 г. Президент Республики Беларусь подчеркнул: "Наряду с продолжением сотрудничества с Россией Беларусь будет целенаправленно стремиться к нормализации отношений со странами Евросоюза и США. В данном ракурсе исследование избранной проблематики, учет специфики трансатлантических отношений уместны для разработки долгосрочной стратегии Беларуси в отношении США и европейских стран.
Бычковская Ольга Михайловна