Традиционная живопись Китая в контексте развития национального и европейского искусства XX – начала XXI века
Традиционное искусство с древнейших времен является основой культуры каждого народа и обусловлено укладом его жизни, устоями мировоззрения, исторически сложившимися и передаваемыми из поколения в поколение обычаями, навыками, художественными принципами, нормами. В европейском и китайском искусстве значительное место занимает живопись.
Китайская традиционная живопись (гохуа) – это уникальное и самобытное явление мировой художественной культуры, которое по тематике, форме и изобразительным средствам принципиально отличается от западной живописи. Как вид изобразительного искусства она является одной из немногих существующих в современной культуре неевропейских традиций живописи. Для этого вида изобразительного искусства характерно использование шелковых и бумажных свитков, разведенных в воде туши и красок. Специфика китайской традиционной живописи заключается в высокой технике письма кистью, тонкости цветовых оттенков, пластичности и выразительности линий, особом построении пространства в картине и отсутствии линейной перспективы. Основными ее жанрами являются хуаняо («цветы и птицы»), шаньшуй («горы и вода») и жэньу (портрет).
Для жанра хуаняо характерно отражение красоты и гармонии природы, а также ее взаимодействия с человеком. Наполненные глубоким философским смыслом пейзажи в жанре шаньшуй символизируют единство и борьбу противоположностей инь и ян. Сюжеты их представлены изображениями крутых горных склонов, домов, башен и деревьев. Жанр жэньу включает портретный рисунок, исторические, дворцовые, бытовые, городские сюжеты, а также иллюстрации преданий и легенд. Зародилась китайская традиционная живопись в Древнем Китае и активно развивается по сегодняшний день. В ХVII в. живопись Китая начала испытывать влияние западной традиции в изобразительном искусстве, которое длилось на протяжении всех последующих столетий и особенно усилилось в XX в. На рубеже XX – XXI вв. на фоне столь характерных для наших дней мировых глобализационных процессов данное влияние стало особенно интенсивным. Несмотря на довольно длительное влияние западного изобразительного искусства на живопись Китая, в современном искусствоведении до сих пор нет исследования, посвященного глубокому изучению данного вопроса. Этим и определяется актуальность и своевременность обращения к избранной нами теме исследования.
Не Ци