Категории

Городской быт в отражении фельетона начала ХХ века (на примере Гомеля)

5 минут на чтение

 Городской быт является важным аспектом в контексте изучения культуры населения городов Беларуси начала XX века. Достаточно  разносторонне эта тема запечатлена на страницах  периодической печати. Целые рубрики газет посвящались фиксации хроники местной жизни, эти тексты полны колоритных деталей, расширяющих наше представление о повседневной жизни различных слоев городского населения. Помещались в газетах и статьи полемического содержания, привлекавшие внимание общественности к проблемам городского благоустройства, взаимоотношениям жителей разных поколений и социальных групп, морально-этическим темам и пр., такие материалы дают основание судить о вопросах, актуальных для горожан той эпохи, рассматривать различные явления городской жизни с учетом взгляда на них самих носителей культуры.  В начале минувшего века читателям газет также предлагались материалы познавательного характера, юбилейные статьи, посвященные творчеству выдающихся писателей, поэтов, художников, печатались короткие рассказы и стихи на различные темы. Особое место в числе публикаций принадлежит такому газетно-литературному жанру, как фельетон, который все чаще обнаруживается на страницах местных периодических изданий накануне и в годы первой мировой войны.

Фельетон на страницах гомельских газет (“Гомельская копейка”, “Полесская жизнь”, “Полесская мысль” и др.) в обозначенный отрезок времени был довольно распространен. Популярностью пользовались и перепечатки наиболее  актуальных и интересных по содержанию фельетонов из других периодических изданий. Авторы фельетонов, которые, как правило, скрывались за псевдонимами либо вообще не указывали своего имени, − быстро, образно и  точно реагировали на все новое, что приходило в повседневность городского обывателя. Строки фельетонов выразительно отразили как изменения городского быта, так и уже давно “наболевшие” вопросы городского благоустройства, злободневные проблемы бытового контраста городской верхушки и социальных низов и пр. На некоторых из  этих сюжетов остановимся более подробно.

Несмотря на введение в обиход телефона, устройство водопроводной сети, благоустройство центральных кварталов города и пр., в Гомеле начала XX века все еще остро стоял вопрос о замощении большинства улиц города. Фельетонисты не обошли вниманием эту проблему, актуальную и в других городах белорусских губерний, отразив в поэтических строчках воображаемую сцену обращения гомельчан к “отцам города” с просьбой улучшить их быт. Жители Ветреной, Рогачевской и др., затопленных грязью улиц, жалобными голосами “поют” хором, обратившись лицом к зданию городской думы:

“Спасите!

В грязи безжалостной мы тонем, −

О, дума, дума, пожалей!

Не закрывай, когда мы стонем.

Своих общественных ушей!

Извозчик трезвый к нам не возит, −

Плати ему хоть миллион!

Вор, проклиная, не тревожит,

Нас проклинает почтальон.

В домах мы пленники весною,

Сильнее грязь замка тюрьмы

Летать над юдолью земною?

Но разве Уточкины мы?” [1, с. 2].

        Интенсивное экономическое развитие Гомеля, ставшего крупным транспортным узлом, привело к тому, что реклама различных товаров и услуг в рассматриваемое время в небывалых масштабах заполонила город. Ответом на это становится публикация фельетона, посвященного рекламе, настолько вездесущей, что она готова, по мнению фельетониста, распространиться и на луну:

“Она царит везде, во всем

Мы все молебны ей поем,

Она – богиня в царстве том,

Где бог один – златой телец,

Ликуй, промышленный делец,

Преобразишь ты, наконец,

Лицо луны – не в циферблат, −

А в “сандвичи”, и огненный плакат! [2, с. 3]

Желание гомельчанок следовать моде также не осталось незамеченным местным фельетонистом:

“Дамы, дамочки – кокетки,

Разных классов и всех рангов

Щеголяют в платьях – танго,

В шляпах – танго и жакетках.

Танго – крик последний моды,

Покорил он все народы,

Роскошь всю и туалеты.

С головы до ног одеты

В танго все; и туфли – танго,

И прически, и корсеты,

И булавки – танго цвета…

Гомель модою ведь славен,

Не Москве – Парижу равен,

С модами всегда он дружен,

Вечно с модами живет.

Институт бы Гомелю нужен,

Институт красы и мод.” [3, с. 2]

В начале XX века выезд летом на дачи был обусловлен не только потребностью в общении с природой, но и финансовыми соображениями, так как многие гомельчане по причине дороговизны квартир существенно экономили семейный бюджет за счет проживания в летних домах на протяжении теплого времени года. Расширилось использование товаров для загородного отдыха. К летнему сезону гомельчане в начале XX в. приобретали складную мебель (койки и стулья), веревочные и брезентовые гамаки. Выезд семей горожан на дачу представлял собой целую церемонию. Ироничное описание дачного воза запечатлел фельетонист:

“Кровать, этажерка, кушетка, комод,

И в ней обезумевший кот,

Полдюжины стульев, качалка, горшок,

Кастрюля, корыто, перина, мешок,

Труба самовара, Чайковского бюст,

Гитара, жестянка, акации куст,

Две швабры, гравюра “Осенний воздух”,

Часы, мышеловка, мамашин капот,

Ольгина кукла, Анисьин сундук,

Мишенькин стульчик и папин чубук,

Везет это “Молния” – карая масть,

А сбоку оглобли, чтобы ей не упасть…” [4, с. 3].

Военное лихолетье и последовавшие за ними революционные преобразования резко изменили бытовой уклад горожан. Например, на городском ландшафте возникает ставшая впоследствии типичной картина городских очередей за продуктами:

“Длинной лентой извиваясь,

Вдаль куда-то углубляясь,

Вдоль у лавки городской

Протянулся хвост мучной.” [5, с. 4].

В начале XX века  наряду с сохранением устоявшихся форм общественного и семейного быта происходили заметные преобразования в культурно-бытовой сфере горожан, они затронули различные стороны жизни – появляются новые формы досуга, под влиянием моды меняется городской костюм, привлекает к себе внимание новый вид транспорта − автомобили и др. Именно эти нововведения в силу самой специфики жанра и зафиксировали фельетоны, публиковавшиеся на страницах местных газет. Вместе с тем в городском фельетоне, о чем свидетельствуют материалы гомельских газет начала XX века, нашли яркое отражение черты, характерные для привычного уклада жизни жителей как крупных, так и провинциальных городов белорусских губерний. Это обстоятельство делает возможным использование городского фельетона первых десятилетий XX века как весьма информативного историко-этнологического источника.

 

Источники и литература

 

1.       Гомельская мысль. – 1913. – 21 марта.

2.       Гомельская копейка. – 1914. – 16 июля.

3.       Гомельская копейка. – 1914. – 14 апреля.

4.       Гомельская копейка. – 1915. – 3 июня.

5.       Гомельская копейка. – 1917. – 21 февраля.
      

О.Г. Ященко

 
Па матэрыялам: Гарады Беларусі ў кантэксце палітыкі, эканомікі, культуры: зборнік навук. артыкулаў / Гродз.дзярж. ун-т; рэдкалегія: І.П. Крэнь, І.В. Соркіна (адк. рэдактары) [і інш.]. – Гродна: ГрДУ, 2007.

Facebook Vk Ok Twitter Whatsapp

Похожие записи:

Начала исторической науки связаны с простой фиксацией событий, летописанием. Однако уже в античности люди, изучающие прошлое, пытались понять причины происходящего, отыскать причинно-следственные связи между событиями. От объяснения всего случившегося волеизъя...
Традиционная живопись Китая в контексте развития национального и европейского искусства XX – начала XXI века Традиционное искусство с древнейших времен является основой культуры каждого народа и обусловлено укладом его жизни, устоями мировоззрения, исторически...
Комплекс материалов городской статистики Российской империи ХІХ - начала ХХ в. представляет довольно пеструю по характеру и структуре группу исторических источников [1]. К нему применимы, пожалуй, все традиционные для исторической науки методы классификации. И...