Категории

Спортивные игры татар и башкир Среднего Поволжья о Приуралья: традиции и новации

5 минут на чтение

 

Идиатуллов Азат Корбангалиевич Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова

г. Чебоксары

Azat Korbangalievich Idiatullov

I.N. Ulyanov Chuvash State University

Cheboksary

TRADITIONAL SPORTS OF THE TATARS AND BASHKIRS OF THE MIDDLE VOLGA AND URAL REGIONS: TRADITIONS AND INNOVATIONS

Abstract: the purpose of this article is to analyze the preservation of tra- ditional sport games among the Tatars and Bashkirs of the Middle Volga and the Urals. the article was based on internet-survey data, in which 463 respond- ents from the Tatars and 116 people of Bashkir nationality participated. the au- thor believes that the interest in traditional sports among the Tatars and Bash- kirs at the present time is extremely high. For the most part, these games are played as part of the Sabantui holiday.

Keywords: sports, Tatars, Bashkirs, traditions.

Спортивные игры татар и башкир представляют собой самую много- численную и популярную игровую группу у данных этносов. По всей ви- димости, это вполне объяснимо. Как справедливо отмечал В.Н. Всеволод- ский-Гернгросс [1, с. 49], спортивные игры являются «наиболее соци- ально полезными из всех игр в целом», так как развивают сразу и физиче- ские и умственные навыки, учат побеждать. Поэтому они наиболее стой- кие, в меньшей степени подвержены изменениям, к тому же они самые организованные.

Целью нашей статьи является выяснение степени сохранности спор- тивных игр в татарской и башкирской среде Среднего Поволжья и При- уралья, а также анализ современных изменений в данной игровой группе у изучаемых этносов. В основу статьи легли данные интернет-опроса 2016–2017 г., проведённого в 14 субъектах Приволжского Федерального округа (далее ПФО), а также в Челябинской, Астраханской, Московской, Тюменской областях, Ханты-Мансийском автономном округе, г. Москве и Санкт-Петербурге. В опросе приняли участие 639 респондентов, из ко- торых 463 человека представители татарской, 116 – башкирской, 46 – рус- ской и 14 – других национальностей. Большинство респондентов из татар и башкир проживают в ПФО. Самая большая часть выборки приходится на татар Татарстана (157 чел.), татар Ульяновской области (145 чел.), баш- кир Башкортостана (89 чел.).

На вопрос «Знаете ли Вы национальные игры своего народа?» татары ПФО  и  сопредельных  территорий  ответили  следующим   образом:  164 (35,42%) знают, 299 (64,58%) не знают. Это в целом предсказуемые данные, так как частичная утрата этноидентификационных признаков уже отмечалась в предыдущих исследованиях [2, с. 55; 3, с. 225–228]. Сходные ответы зафиксированы нами и в ответах татар отдельных регионов.

 

Например, 49 (33,79%) татар Ульяновской области и 53 (33,76%) татар Татарстана знают национальные игры, а 96 (66,21%) татар Ульяновской области и 104 (66,24%) татар Татарстана не знают. У башкир ПФО и со- предельных территорий аналогичные ответы распределились следующим образом: 64 респондента (55,17%)  знакомы с национальными играми,  52 респондента (44,83%) не знают о них. Иными словами, башкиры про- демонстрировали большую заинтересованность в сохранении знаний о своих традиционных играх. Ещё больше это заметно у башкир Респуб- лики Башкортостан, среди которых знакомых с национальными играми оказалось 57, 3% респондентов. В ходе опроса респондентам также пред- лагалось назвать и описать те игры, которые они считают националь- ными. Татары и башкиры назвали около 70 игр, игровых праздников и иных традиций игрового характера. Анализ этих «игр», показывает, что значительная их доля относится к спортивным (табл. 1). Особенно рас- пространены среди татар и башкир спортивные игры, приуроченные к традиционному празднику Сабантуй. Это и национальная борьба куреш, и конные скачки, и бег в мешках, и бой мешками. В этом смысле следует считать, что в среде данных народов сохраняется устойчивая традиция интереса к национальным видам спорта. Тот же куреш, к примеру, был популярен у казанских татар ещё в середине XIX в.: «В праздник Сабан собираются около полудня на луг; верёвкой огораживают круг, на сере- дину его выходят два борца, обвязываются своими кушаками так, что оба охватывают их руками, и начинают бороться, стараясь повалить один дру- гого на землю» [6, с. 103–104]. Приуроченность большинства спортивных игр татар к Сабантую отмечается и позднее, в конце XIX в. в трудах из- вестного педагога Е.А. Покровского: «Эти игрища и состязания татарские очевидно ведут начало из глубокой древности» [5, с. 14]. Интересно, что сохранность праздников, приуроченных к Сабантую, у башкир также фиксируется исследователями [4].

Таблица 1

Наиболее популярные «игры» татар и башкир Среднего Поволжья и Приуралья

 

Название игр

Количество упоминаний

Игры на Сабантуе

21

«Куреш» (борьба на Сабантуе, татарская национальная борьба на поясах)

20

«Йозек салыш», «Йозек салу», «балдак салыш», «балдак уены» (колечко-колечко)

17

«Ай тирек, кук тирек» (белый тополь, синий тополь)

15

«Аулак ой» (вечёрки, посиделки)

7

 

 

Скачки на Сабантуй

7

«Тышаулы атлар» (спутанные кони)

7

Бег в мешках

6

«Читамне, бузме» (угадай и догоняй)

6

«Карга ашы», «карга буткасы» (воронья каша)

5

Разбей горшок

5

«Чулмак уены» (продавец горшков)

5

Бой мешками

5

Тирме (юрта)

5

Таким образом, исследование показало, что интерес к спортивным играм сохранился в татарской и башкирской среде и в настоящее время. Несмотря на некоторое размывание компетенций в игровой сфере, именно представление о спортивных играх, группирующихся главным образом вокруг Сабантуя, остаётся наиболее важной частью игровой тра- диции татар и башкир.

Литература

  1. Игры народов СССР: Сборник материалов / В.Н. Всеволодским-Гернгросс

[и др.]. – М.; Л.: Academia, 1933.

  1. Идиатуллов А.К. Трансформация традиционной духовной культуры в поли- этничном регионе (на примере русских и татар Ульяновской области). – Улья- новск: УлГТУ, 2014.
  2. Идиатуллов А.К. К вопросу о роли ислама в этнической идентификации та- тар Ульяновской области // European Social Science Journal (Европейский журнал социальных наук). – 2014. – № 9. – Т. 2. – С. 225–228.
  3. Лепехин И.И. Дневные записки путешествия по разным провинциям Рос- сийского государства в 1770 году. – СПб., 1802. – Ч. II.
  4. Покровский Е.А. Детские игры. – СПб.: Историческое наследие, 1994.
  5. Фукс К.Ф. Казанские татары в статистическом и этнографическом отноше- ниях. – Казань: Университетская типография, 1844.
Facebook Vk Ok Twitter Whatsapp

Похожие записи:

Абставіны з’ўлення татар на беларускіх зямлях – гэта адзін з найбольш важных і спрэчных пытанняў па гісторыі беларускіх татар, так як дакументальных крыніц захавалася няшмат. Гістарычная навука апіраецца толькі на факты, на крыніцы, якія даследаваны на дадзены...
За период развития независимого белорусского государства произошли значительные изменения в системе вузовского исторического образования, а соответственно и в подготовке учебников по истории. Создание учебников нового поколения по всеобщей истории, которые отв...
Олимпийские Игры обладают огромной историей, которая уходит далеко-далеко в прошлое. Приблизительно 3 000 лет тому назад всё возникло в Греции. Спортивные турниры проходили в Олимпии , и из-за этого получили такое название . Ни один человек не знает точное вре...