За период развития независимого белорусского государства произошли значительные изменения в системе вузовского исторического образования, а соответственно и в подготовке учебников по истории.
Создание учебников нового поколения по всеобщей истории, которые отвечали бы педагогическим и идейным потребностям современного общества, можно назвать главной задачей ученых-историков.
В 80-е годы ХХ века вузовское историческое образование основывалось на российских учебниках. Содержание образовательных программ было однотипно на всей территории Советского Союза, соответственно, разрабатывалось и утверждалось в Москве. Историческим дисциплинам уделялось особое внимание – их содержание должно было коррелировать с идеологией советского государства, а также с содержанием дисциплин по общественным наукам, прежде всего, историей КПСС.
Для вузов в советское время был издан целый ряд учебников и учебных пособий различных авторов, качество которых было достаточно высоким, несмотря на то, что повышенное внимание в содержании уделялось социально-экономической проблематике и социальной борьбе.
С распадом СССР и прекращением монопольного господства в исторической науке марксистско-ленинского учения об обществе в молодых суверенных постсоветских государствах встала задача формирования новой системы исторического образования. Она подразумевала выработку новой концепции, новых программ, новых организационных структур, а также подготовку учебников и учебных пособий.
В достаточно короткое время в независимой Республике Беларусь была создана собственная концепция исторического образования, созданы новые программы по истории для вузов. Современные белорусские учебники и учебные пособия для вузов по всеобщей истории строятся на основе методологического плюрализма, а если точнее, «методологического дуализма», т. е. сочетании цивилизационного и формационного подходов. Вопрос о соотношении формационного и цивилизационного подходов к анализу истории человечества находился в центре дискуссий отечественных историков в первой половине 1990-х гг. о периодизации всеобщей истории. Внедрение новых критериев периодизации отразилось в содержании учебников по всеобщей истории. В итоге постепенно воспринимается периодизация по стандартам западноевропейской историографической традиции XX в., хотя, несомненно, она страдает «европоцентризмом».
Немногочисленные отечественные специалисты по всеобщей истории сосредоточились на разработке школьных учебников. Ситуацию с изданием отечественных учебников по всеобщей истории для высших учебных заведений можно назвать более сложной. Работы в данном направлении практически не велись, и учебники закупались в России, либо в учебном процессе использовались советские издания 1960–1980-х гг.
Исключением стало учебное пособие по истории Древнего Востока для студентов исторических специальностей вузов, подготовленное А. А. Прохоровым, Г. И. Довгяло, О. В. Перзашкевичем, изданное в 2002 г. и переизданное в 2012 г. [1]. Как и в школьных учебниках, авторская концепция строится на основе сочетания формационного и цивилизационного походов. В 2009 г. впервые была издана хрестоматия по истории Древней Греции и Рима.
Первое пособие по истории средневековых цивилизаций в 1997 году подготовил заведующий кафедрой всеобщей истории исторического факультета Могилёвского государственного университета Я. Г. Риер [2]. Автор даёт своё понимание проблемных вопросов истории средневековья в масштабе различных регионов мира. Наиболее важное место в его анализе средневековых цивилизаций занимают политические и социально-экономические структуры, а для стран Востока добавляется ещё природно-климатический фактор. Именно по данным критериям выявляются типологические различия средневековых обществ. На наш взгляд, этого не достаточно. Более объективным был бы анализ по большему количеству критериев, с привлечением социокультурных факторов, религиозных и ментальных структур. Несомненной заслугой Я. Г. Риера является подробный анализ генезиса феодализма, функционирования феодальных структур на примере обобщения материала в глобальном масштабе.
В 2002–2003 году вузы Беларуси получили учебное пособие «История средних веков. Западная Европа и Византия», подготовленное авторским коллективом исторического факультета БГУ, под редакцией В. А. Федосика и И. О. Евтухова [3]. В первой части пособия рассматриваются два периода – раннее и высокое средневековье, которые охватывают V–XIII вв. Вторая часть посвящена периоду позднего средневековья (XIV–XV вв.). В отличие от школьных учебников в пособие не включены материалы по славянскому средневековью, средневековой истории Азии, Африки и Америки, средневековой культуре. Эти темы в вузах, как правило, изучаются в отдельных лекционных курсах.
В пособии используется цивилизационный подход к историческому процессу. В нём рассматриваются две цивилизации (западноевропейская, латинская, католическая и византийская, греческая, православная). В основу структуры пособия положены хронологический и страноведческий подходы. Пособие написано хорошим стилем, теоретические рассуждения дополняются фактическим материалом.
Большим достижением отечественной историографии стало издание учебного пособия для студентов исторических специальностей высших учебных заведений «Западная Европа и Соединенные Штаты Америки (1815–1918 годы)». Его авторами являются ученые Белорусского педагогического университета имени Максима Танка Р. А. Чикалов и И. Р. Чикалова [4]. Авторы учли новые подходы и принципы к изучению прошлого, заимствованные у западной исторической науки. Поэтому многие главы учебника посвящены нетрадиционным для учебного материала темам. Уникальные материалы собраны в главах: «Модернизация Европы», «Политические доктрины», «Женские общественные организации и явления», «Социальная структура и образ жизни».
Еще одним учебным изданием, предназначенным для студентов исторических специальностей, стала хрестоматия «Страны Западной цивилизации. ХІХ – начало ХХ в.», подготовленная И. Р. Чикаловой и Р. А. Чикаловым [5]. Это первая хрестоматия для вузов по истории нового времени, изданная белорусскими учеными. Она восполнила недостающий пробел в учебном процессе, связанный с наличием у студентов текстов источников по истории нового времени. В издании они осветили ряд нетрадиционных для историографии проблем: формирование территории капиталистических государств, историю народонаселения, эволюцию социальной политики, раскрыли идеологические и политические доктрины эпохи. Впервые в учебный процесс были включены документы по истории складывания территорий европейских государств, истории международных отношений, ключевым аспектам политической и социальной эволюции стран Запада.
Таким образом, новые учебные пособия стали объективным отражением смены методологических парадигм в изучении всеобщей истории в отечественной историографии, создали предпосылки для дальнейшего включения белорусской исторической науки в мировое пространство.
Однако на сегодняшний день ощущается недостаток, особенно по всеобщей истории новейшего времени в учебных пособиях, где бы рассматривались основные концептуальные проблемы исторической науки, и которые соответствовали новейшим достижениям мировой исторической мысли.
Г. В. Васюк, Н. В. Козловская, Е. И. Мелешко, А. П. Минич
Проблемы и перспективы инновационного развития университетского образования и науки : материалы Междунар.науч. конф. (Гродно, 26–27 февр. 2015 г.) / М-во образования Респ. Беларусь, ГрГУ им. Я. Купалы ; редкол.: А. Д. Король (гл. ред.) [и др.]. – Гродно : ГрГУ, 2015. – 364 с.