Категории

Современные концепции управления персоналом

4 минуты на чтение

Управление персоналом признается одной из наиболее важных сфер жизни организации, способной многократно повысить ее эффективность, а само понятие  рассматривается в достаточно широком диапазоне: от экономико-статистического до социально-психологического.

Сущность управления персоналом, включая наемных работников, работодателей и других владельцев организации заключается в установлении организационно-экономических, социально-психологических и правовых отношений субъекта и объекта управления. В основе этих отношений лежат различные современные концепции управления персоналом, которые в свою очередь включают принципы, методы и формы воздействия на интересы, поведение и деятельность работников в целях максимального использования их. Правильный выбор определенной концепции влияет на успех работы организации (предприятия, фирмы) [1].

В данной статье будут предложены три основные концепции управления персоналом: Их сущность, основные достоинства и недостатки.

1. Экономический подход. Концепция использование трудовых ресурсов

2. Органический подход. Концепция управления персоналом и концепция управления человеческими ресурсами

3. Гуманистический подход. Концепция управления человеком.

Экономический подход к управлению дал начало концепции использования трудовых ресурсов. В рамках этого подхода ведущее место занимает техническая (в общем случае инструментальная, т.е. направленная на овладение трудовыми приемами), а не управленческая подготовка людей на предприятии. Организация здесь означает упорядоченность отношений между ясно очерченными частями целого, имеющими определенный порядок. В сущности, организация – это набор механических отношений, и действовать она должна подобно механизму: алгоритмизировано, эффективно, надежно и предсказуемо.

Среди основных принципов концепции использования трудовых ресурсов можно выделить следующие:

• обеспечение единства руководства

• соблюдение строгой управленческой вертикали

• фиксирование необходимого и достаточного объема контроля

• соблюдение четкого разделения штабной и линейной структур организации

• достижение подчинения индивидуальных интересов общему делу с помощью твердости, личного примера, честных соглашений и постоянного контроля;

Органический подход акцентирует внимание на человеческом ресурсе, что способствует рождению нового представления об организации. Она стала восприниматься как живая система, существующая в окружающей среде. В этой связи использовались, как минимум, две аналогии (метафоры), способствовавшие развитию нового взгляда на организационную реальность.

Первая, исходившая из отождествления организации с человеческой личностью, ввела в научный оборот такие ключевые понятия, как цели, потребности, мотивы, а также рождение, взросление, старение и смерть или возрождение организации.

Вторая, приняв в качестве образца для описания организационной реальности функционирование человеческого мозга («организация как мозг, перерабатывающий информацию»), позволила взглянуть на организацию как на собрание частей, соединенных линиями управления, коммуникации и контроля.

Ключевые моменты организационного подхода:

• Необходимо делать акцент на окружающей среде, в которой живет организация.

• Организацию надо понимать в терминах взаимосвязанных внутри- и межорганизационных подсистем, выделяя ключевые подсистемы и анализируя способы управления их отношениями со средой. Популярный способ анализа – определение набора ключевых потребностей, которые организация должна удовлетворить для собственного выживания.

• Между подсистемами необходимо создавать равновесие и устранять дисфункции.

Развивающаяся в последнее время гуманистическая парадигма исходит из концепции управления человеком и из представления об организации как культурном феномене. Организационная культура – целостное представление о целях и ценностях, присущих организации, специфических принципах поведения и способов реагирования, становится одним из объяснительных принципов.

При этом культура рассматривается сквозь призму соответствующих эталонов развития, отраженных в системе знаний, идеологии, ценностях, законах и повседневных ритуалах, внешних по отношению к организации, социальных общностей.

Согласно гуманистическому подходу культура может рассматриваться как процесс создания реальности, которая позволяет людям видеть и понимать события, действия, ситуации определенным образом и придавать смысл и значение своему собственному поведению.

Гуманистический подход фокусируется на собственно человеческой стороне организации, о которой мало говорят другие подходы.

Позитивная роль гуманистического подхода в понимании организационной реальности состоит в следующем:

1. Культурологический взгляд на организацию снабжает управленцев связной системой понятий, с помощью которых они могут сделать свой повседневный опыт постижимым. Это позволяет рассматривать определенные типы действий как нормальные, легитимные, предсказуемые и избегать таким образом проблем, детерминированных базисной неопределенностью и противоречивостью, стоящими за многими человеческими ценностями и действиями.

2. Представление об организации как культурном феномене позволяет понять, каким образом, через какие символы и смыслы осуществляется совместная деятельность людей в организационной среде.

3. Гуманистический подход позволяет также интерпретировать характер отношений организации с окружающей средой в том направлении, что организации способны не только адаптироваться, но и изменять свое окружение, основываясь на собственном представлении о себе и своей миссии.

4. В рамках данного подхода возникает понимание того, что эффективное организационное развитие – это не только изменение структур, технологий и навыков, но и изменение ценностей, которые лежат в основе совместной деятельности людей.

Управление персоналом выступает в форме непрерывного процесса, направленного на целевое изменение мотивации работников для получения от них максимальной отдачи, а, следовательно, и достижения высоких конечных результатов в деятельности организации. Главной целью управления персонала является: обеспечение организации кадрами, их эффективное использование, профессиональное и социальное развитие.

Современные концепции управления персоналом основана как на принципах и методах административного управления, так и на теории человеческих отношений, принципах мотивации и всестороннего развития личности.

Таким образом, отличительными особенностями современных концепций управления персоналом являются: применение экономических критериев для оценки роли человеческого фактора; перестройка всей системы работы с кадрами (дополнение ее новыми функциями и распределение за пределы фирмы) [2, с. 726].

В.А. Золотарёва

Facebook Vk Ok Twitter Whatsapp

Похожие записи:

Сегодня в мире существует несколько основных подходов к управлению персоналом. Наиболее распространенным подходом является американский, с другой стороны, японский подход к управлению персоналом пользуется все большим влиянием из-за успехов японских предприяти...
Концепции индустриального и, возникшего на ее основе, единого постиндустриального общества пронизаны ощущением близкого завершения очередной стадии цивилизационного развития и предчувствия наступления нового ее этапа. Индустриальная цивилизация во многом исчер...
1. Протоколы TCP/IP – основные понятия и концепции. 2. Протокол передачи гипертекста HTTP. 3. Элементы языка HTML. Структура HTML-файла. 1. Основой сети Internet является набор протоколов, называемый стеком протоколов TCP/IP (Transmission Control Protocol/Inte...