Много лет отделяют нас от Великой Отечественной войны (1941-1945), но время не снижает интереса к этой теме, обращая внимание сегодняшнего поколения к далёким фронтовым годам, к истокам подвига и мужества советского солдата - героя, освободителя, гуманиста. Да, слово писателя на войне и о войне трудно переоценить: меткое, разящее, возвышающее слово, стихотворение, песня, частушка, яркий героический образ бойца или командира - они вдохновляли воинов на подвиги, вели к победе. Эти слова и сегодня полны патриотического звучания, они поэтизируют служение Родине, утверждают красоту и величие наших моральных ценностей. Вот почему мы вновь и вновь возвращаемся к произведениям, составившим золотой фонд литературы о Великой Отечественной войне.
Как не было ничего равного этой войне в истории человечества, так и в истории мирового искусства не было такого количества различного рода произведений, как об этом трагическом времени. Особенно сильно тема войны прозвучала в советской литературе. Тысячи писателей принимали участие в боевых действиях на фронтах Великой Отечественной войны, «пером и автоматом» защищая родную землю. Из тысячи с лишним писателей, ушедших на фронт, более четырехсот не вернулись с войны, двадцать один стали Героями Советского Союза. Русская литература стала литературой одной темы - темы войны, темы Родины. Писатели дышали единым дыханием с борющимся народом и чувствовали себя "окопными поэтами", а вся литература в целом, по выражению А. Толстого, была "голосом героической души народа". Советская литература военного времени была многопроблемной и многожанровой. Стихотворения, очерки, рассказы, пьесы, поэмы, романы создавались нашими писателями в годы войны. Опираясь на героические традиции русской и советской литературы, проза и поэзия времен Великой Отечественной войны достигли больших творческих вершин. Для прозы военных лет характерны: усиление романтических и лирических элементов, широкое использование художниками декламационных и песенных интонаций, ораторских оборотов, обращение к таким поэтическим средствам, как аллегория, символ, метафора. С первых дней войны советские писатели и поэты вместе со всем народом встали на борьбу с фашистами. Их оружием были и винтовка, и пулемет, и слово: стихи, рассказы, песни, строки военной корреспонденции. В первый день войны А. Сурков обратился к стране со стихотворением "Присягаем победой". К. Симонов в грозные предвоенные годы писал, что перья штампуют из той же стали, которая завтра пойдет на штыки. А когда ранним июньским утром в родной дом вломилась коричневая чума, писатели одели военные гимнастерки и стали армейскими корреспондентами. На страницах "Правды", рядом с военными сводками и фронтовыми корреспонденциями стали появляться такие стихотворения, как "Мужество" А. Ахматовой и многие другие. "Как ни приходилось мокнуть, дрогнуть и чертыхаться на дорогах нашему брату – военному корреспонденту, все его жалобы на то, что ему чаще приходится тащить машину на себе, чем ехать на ней, в конце концов, просто смешны перед лицом того, что делает сейчас самый обыкновенный рядовой пехотинец, один из миллионов, идущих по этим дорогам, иногда совершая переходы по сорок километров в сутки... ", – писал К. Симонов [2, с. 135]. Во время войны он был фронтовым журналистом. Именно поэтому многие его произведения посвящены войне. Его знаменитое стихотворение "Жди меня, и я вернусь" хранили в карманах своих гимнастерок многие солдаты:
Не понять, не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Да и сейчас эти строки известны всем, ведь тема любви и верности всегда актуальна. В другом стихотворении "Майор привез мальчишку на лафете" автор рассказывает, как майор, отступая из Брестской крепости, везет маленького сынишку, привязанного к лафету пушки. Седой мальчик прижимает к себе игрушку. Обращаясь к нам, Симонов говорит:
Ты это горе знаешь понаслышке,
А нам оно оборвало сердца.
Кто раз увидел этого мальчишку,
Домой прийти не сможет до конца. Что может быть страшнее, чем ребенок, поседевший от горя и ужаса? Другие произведения Симонова, такие как "Смерть друга", "Три брата", "Зима сорок первого года" и многие другие, вызывают в нас сочувствие к людям, пережившим войну. Но в то же время мы гордимся и восхищаемся их мужеством, их непоколебимой верой в победу. Анне Ахматовой не довелось побывать на фронте, однако горечь войны она вкусила сполна - ее сын воевал. В своей поэзии она передала всю боль и горе матерей, сестер, любимых, одновременно вселяя в их сердца веру в победу:
И та, что сегодня прощается с милым, -
Пусть боль свою в силу она переплавит.
Мы детям клянемся, клянемся могилам,
Что нас покориться ничто не заставит.
Эти строчки из стихотворения "Клятва" учат не поддаваться горю, забыть о слезах, надеяться на встречу с близкими. Самым же чудовищным в войне было то, что гибли безвинные дети. Эта проблема была особо близка Ахматовой, как женщине, матери. Стихотворение "Памяти Вали" вызывает у нас слезы сострадания:
И с головки твоей золотистой
Я кровавые смою следы.
Но даже такое страшное горе не сломило волю народа. Самоотверженно боролись люди за правое дело, за свою родную землю. Идея о непобедимости русского народа нашла свое отражение во многих произведениях Ахматовой военного цикла. Это и "Мужество", и "Памяти друга", а так же "Победа", "Причитание" и т. д.
Я только раз видала рукопашный,
Раз — наяву и тысячу — во сне.
Кто говорит, что на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне.
Именно эти строки принесли Юлии Друниной самую большую известность. Переломным событием в жизни Юлии стал 1941 год – в это время она окончила школу и началась Великая Отечественная война. Выйдя с остатками армии из окружения, Юля вернулась в Москву, а ее семья перебралась подальше от фронта – в Сибирь, но Юля вернулась на фронт и попала на передовую в пехоту. «Подстриженная под мальчишку, была похожа я на всех», – вспоминала она много позже. А ее стихи, написанные позже о войне, были внешне просты и сдержаны, но за каждым словом открывалась бездна чувств.
Целовались.
Плакали
И пели.
Шли в штыки.
И прямо на бегу
Девочка в заштопанной шинели
Разбросала руки на снегу…
За участие в военных действиях она была награждена медалью «За отвагу» и орденом Красной Звезды – это было справедливое признание ее заслуг.
Тема Великой Отечественной войны занимает важное место в творчестве Василия Быкова. Честь, совесть, человеческое достоинство, верность своему долгу - именно эти проблемы затрагиваются писателем. Но все-таки главной темой творчества Быкова остается, безусловно, тема героизма. Причем писателя интересует не столько его внешнее проявление, сколько то, каким путем человек приходит к подвигу, к самопожертвованию, почему, во имя чего совершает героический поступок. Характерной особенностью военных повестей Быкова является то, что в центре изображения оказывается человек в экстремальной ситуации, и положение таково, что герой должен немедленно сделать выбор: героическая смерть или позорная жизнь предателя. И к такому приему автор прибегает не случайно, ведь в обычной обстановке не может полностью раскрываться характер человека. В этом отношении не составляет исключения и повесть «Сотников». Именно эта повесть стала одним из первых произведений о войне, в котором рассматривалась тема предательства, возведенного в абсолютно новую нравственную категорию. Дело в том, что писатель дает возможность трактовать проступок Рыбака как поступок солдата, идущего на все, чтобы сохранить свою жизнь и продолжить борьбу с врагами. Ведь автор сам неоднократно подчеркивал: «... Чаще всего я говорю не о героях и не о возможном с их стороны героизме. Мне кажется, я смотрю шире. Я говорю просто о человеке. О возможности для него и в самой страшной ситуации – сохранить свое достоинство. Если есть шанс – выиграть. Если нет – выстоять. И победить, пусть не физически, но духовно». Писатели дышали одним дыханием с борющимся народом и чувствовали себя «окопными поэтами», а вся литература в целом, по меткому выражению А. Твардовского, была «голосом героической души народа» [4, с. 390]. События Великой Отечественной войны не оставили равнодушным А.Твардовского. Он принял непосредственное участие в военных действиях, на себе испытал все тяготы и потери. В то нелегкое для всего русского народа время произведения А.Твардовского давали людям надежду на завтрашний день, дарили тепло, воспоминания о родном доме, семье. Поэт ясно понимал, что на войне проверяется каждый человек. Он показывает свое истинное лицо. Война мобилизует в людях все лучшее: волю, жертвенность, победу над страхом. Герои стихотворений Твардовский – самые обычные, скромные солдаты. Но именно они ежедневно шли на подвиг, о котором сами не догадывались. Они не требовали наград и почестей, а просто и мужественно выполняли свою работу, свой долг во имя победы. Именно эти ничем непримечательные труженики войны – истинные герои и победители. Одно из самых ярких стихотворений о войне – «Я убит подо Ржевом» (1945-1946). Повествование идет от лица погибшего безымянного воина. Он обращается к тем, кто смог выжить, и напоминает им о том, чтобы они помнили мертвых. Это стихотворение стало первым в русской литературе, где был использован подобный художественный прием. Необычным было то, что реальное повествование сочетается с фантастическим. Если в начале указывается реальное место, рота, где служил солдат, то позже эти реальные очертания исчезают.Касаясь темы Великой Отечественной войны у Твардовского, невозможно не упомянуть поэмы «Дом у дороги» и «Василий Теркин». В поэме «Василий Теркин» поэт показал фронтовую жизнь. В ней проявилось своеобразное понимание поэтом героического. Героизм проявляется не в отдельной исключительной ситуации, а в самом потоке жизни. Все, что происходит в поэме: подвиги и будни, наступления и отдых бойцов, переправа через реки и затор на фронтовом шоссе, госпиталь, описание раненых в полковом госпитале – лишено ореола героического. Эта поэма поставила вопросы жизни и смерти. А как интересно обращение героя к Смерти в главе “Смерть и воин”, когда тот раненый лежит и замерзает, а ему чудится, что пришла к нему Косая:
Буду плакать, выть от боли,
Гибнуть в поле без следа,
Но тебе по доброй воле
Я не сдамся никогда.
И Теркин не покоряется судьбе, он побеждает смерть. А. Т. Твардовский в своем произведении показал жизненную силу человека, силу народного характера, а также привел читателя к осознанию нравственного величия русского воина. Семь десятилетий минуло со дня окончания Великой Отечественной войны. Но сколько бы ни прошло лет, не потускнеет, не сотрется в памяти благодарного человечества совершенный нашим народом подвиг. Нелегкой была схватка с фашизмом. Но даже в самые тяжелые дни войны, в самые критические ее минуты не покидала советского человека уверенность в победе. Литература и искусство неизменно выступают как хранители памяти поколений. С особой силой это проявляется в произведениях, запечатлевших героические страницы жизни нации. Никогда связь искусства с жизнью народа, сила воздействия писательского слова на события огромного исторического значения не проявлялись так наглядно и так впечатляюще, как в годы войны. Произведения, созданные в годы войны, обладают ныне силой документа – прямого свидетельства непосредственного участника событий. Своей жестокой рукой война коснулась каждой семьи. Сегодня мы говорим слова благодарности и чтим память тех, кому мы обязаны счастьем жить на Земле, тех, кто отстоял наши жизни на полях войны. "В том, что страна вновь и вновь вспоминает о подвиге своих сыновей, есть высокая историческая справедливость. Мир был бы другим, если бы советские люди не выстояли, не выдержали этих четырех лет", – так писал К. Симонов [1, с. 293].
Скакун А. В.