В конце XVIII в. на территории Беларуси, последовательно включаемой в состав Российской империи в результате разделов I Речи Посполитой, происходили определенные перемены в системе образования. Они были продиктованы конкретными потребностями развития общества, стремлением части прогрессивных кругов населения ликвидировать очевидную отсталость страны, в том числе в области образования, науки, культуры.
К 1786 г. пиары располагали 24 резиденциями и 6 коллегиями (тип учебного заведения средней ступени), часть из которых были основаны в Вильно, Щучин, Лида, Зельва и др. районах Беларуси и Литвы.
В соответствие с решением Эдукационной Комиссии, действующей в то время, школа пиаров в Щучине была включена в государственный реестр в 1796 г. и была объявлена "публичной", т. е. светской школой.
Двумя годами позже — в 1798 г. в Щучине была основана резиденция женского католического ордена "Сестёр милосердия", а при ней заложена школа, в которой на первых порах занималось всего 16 учеников.
Школа пиаров в Щучине была отнесена в разряд "неполных" с 3 классами и включена в каталог школ Литовского учебного округа. В скором времени данная школа значительно укрепила свой авторитет среди аналогичных в Беларуси.
Основателем резиденции пиаров, коллегии и школы при ней явился местный шляхтич С. Хлебецкий. Пиары заложили костёл, поначалу деревянный (а затем перестроенный в каменный) и освятили его в честь св. Юрия в 1825 г. При резиденции монахи основали неполную (по другим сведениям начальную) школу с 3 классами обучения, а также аптеку.
В 1832 г. костел св. Юрия сохранил свое значение, как важнейшего в местечке и получил статус приходского. К слову сказать, католическая парафия в Щучине насчитывала в 1781 г. 598 верующих, из них к шляхетскому сословию были отнесены 102 человека, к категории мещан (торгово-ремесленной) всего 8 человек, а остальные прихожане скорее всего представляли собой крестьян.
Не представляется возможным выяснить точное количество учащихся в щучинской пиарской школе. Ряд документов позволяет судить о том, что школу посещали не менее двух десятков учеников. События 1812 г. не могли не сказаться на сокращении количества учащихся в местечке. По историческим данным в 1818 г. здесь насчитывалось всего 8 учеников, однако в 1828 г. пиары обучали уже 72 человека, что составляло заметное число в сравнение с аналогичными школами в Вильно, Ковно, Гродно и др.
Следует обратить внимание, что в том же местечке пиары основали детский приют и "элементарную" (начальную) школу". Ежегодно в приюте содержалось около 60 сирот, причем местные жители приводили своих дочерей (приют был девичьим), где они совместно с питомцами монахов обучались языкам и музыке.
При школе была сформирована библиотека, основная часть фонда которой была составлена книгами богословского содержания, предназначенные для обучения теологии будущих священников. Тем не менее, большая часть литературы была светского, научного характера. В первой четверти XIX в. фонд щучинской школы насчитывал 2.751 книгу. В этом плане она уступала только таким значительным библиотекам, которые имелись в пиарских школах в Вильно и Гродно. Этот факт также может служить косвенным подтверждением значимости школы в Щучине в масштабах Беларуси и Литвы.
Безусловно, одним из важнейших критериев уровня образования является квалификационный состав преподавателей. В этом смысле щучинская школа была представлена весьма авторитетными педагогами.
В 50-80 гг. XVIII в. в местечке преподавали известные специалисты не только в области богословия, но также в различных отраслях естествознания, истории и философии. В эти годы учебный план коллегиума и школы включал 7 основных курсов (история церкви, всеобщая история, логика и метафизика, этика, теология, иностранные языки, лексика) и ряд дополнительных, которые в совокупности давали возможность добротного образования как богословского, так и светского по характеру.
В разные годы на рубеже XVIII и XIX ст. руководили щучинской школой также авторитетные деятели образования, как С. Мациевский (назначенный позднее директором Виленского школьного округа); Л. Россоцкий, Ю. Шанявский и ряд других.
Многие профессора неоднократно приглашались для чтения учебных курсов в Варшаву, Вильно, ряд университетских центров в Германии также принимал на своих кафедрах преподавателей из Щучина. Не случайно, что в 1820 г. Виленский университет дал редкое по тем временам разрешение на придание пиарской школе в Щучине статуса 6-ти классной, в то время как значительное большинство (более 30) школ данного ордена в пределах учебного округа оставались 3-х и 4-х классными.
В целом, в первой четверти XIX в. школа в Щучине принадлежала к числу наиболее значительных в масштабах Беларуси и в 1828 г. была переведена в разряд поветовых государственных школ.
Одним из наиболее известных выпускников школы в Щучине явился выдающийся ученый XIX в., национальная гордость польского и белорусского народов — Игнатий Домейко - основатель Национального университета Чили в г. Сантьяго, автор фундаментальных научных трудов в области геологии, ботаники, этнографии.