Категории

Роль междисциплинарных связей в отражении многомерности исторического процесса

5 минут на чтение

Начала исторической науки связаны с простой фиксацией событий, летописанием. Однако уже в античности люди, изучающие прошлое, пытались понять причины происходящего, отыскать причинно-следственные связи между событиями. От объяснения всего случившегося волеизъявлением богов мыслители древности пришли к пониманию значимости социальных процессов, роли личности в истории, значению государственного устройства для судеб народов. Так еще во времена Аристотеля сложились начала политологии. Далее историческая наука становилась все более синтетичной, вбирая в себя знания о разных сторонах жизни человеческого сообщества. Из недр исторической науки выросли и отделились как самостоятельные отрасли знания социология, политология, культурология, антропология, этнология и другие современные науки, изучающие общество и человека. Однако история не потеряла органичной связи с этими науками и по-прежнему носит интегрированный характер.

Признание значимости и необходимости междисциплинарных связей в образовательном процессе нашло свое отражение в определении их нескольких типов [1]. Первый тип – учебно-междисциплинарные прямые связи. Они осуществляются в том случае, когда усвоение одной дисциплины базируется на знаниях другой, предшествующей дисциплины. Такие связи характерны для дисциплин, входящих в один блок. При их изучении, прежде всего, необходимо определить структуру системных связей всего блока и базисные знания каждой дисциплины.

Исходя из этого, определена последовательность изучения специальных дисциплин в вузовском учебном плане. Блок исторических дисциплин выстроен в нем таким образом, что изучение одних и тех же хронологических периодов всемирной истории, истории России и Украины, отечественной истории осуществляется не всегда строго синхронно. В рамках всемирной истории на первом курсе изучается древний мир, в то время как материал по истории России и Украины и истории Беларуси охватывает и средние века. И далее такая асинхронность сохраняется, что априори предполагает осуществление междисциплинарных связей, обращение к пройденному по другим историческим дисциплинам материалу.

Именно сопоставления позволяют лучше представить особенности исторического развития Востока и Запада, различные типы государственного устройства, характерные черты социально-экономического строя и т.д. Полученные знания закрепляются, систематизируются, формируют целостное представление об историческом процессе.

Следует подчеркнуть роль вспомогательных исторических дисциплин, изучаемых на первом курсе: хронологии, палеографии, археографии, метрологии. Этнология изучает исторические формы этнических общностей и этнические процессы, рассматривая их в длительной временной протяженности. Социально-культурная антропология объясняет причины и описывает конкретные проявления единства и культурного разнообразия человечества в исторической перспективе.

Второй тип – исследовательско-междисциплинарные прямые связи. Они возникают в том случае, когда две и более дисциплины имеют общие проблемы или объект исследования, но рассматривают их в различных аспектах или на основе разных дисциплинарных подходов. В этом случае встает задача определить поле общих проблем и при помощи сравнительного анализа синтезировать многомерное видение той или иной проблемы и комплексный подход к ее решению. Так, социум является общим объектом исследования для ряда социально-гуманитарных дисциплин, каждая из которых выделяет свой предмет, имеет свой ракурс видения.

Но сегодня нельзя представить себе историческое образование без овладения социологией, культурологией, философией, их понятийным аппаратом. В рамках культурологии получил развитие цивилизационный подход к осмыслению исторического процесса, который широко применяется в исторической науке и преподавании истории. Исследовательский уровень в подготовке историков обеспечивают философия истории и методология истории, которые основаны на глубоких знаниях по историческим дисциплинам.

В современной исторической науке большое внимание уделяется исторической географии. Цивилизационный подход к историческому процессу выделяет в качестве одного из важнейших факторов развития природно-климатические условия, влияющие на формирование особенностей той или иной цивилизации древности, складывание форм собственности и государственного устройства. Так, условия ирригационного земледелия в долине Нила, в Междуречье требовали объединенного труда большого количества людей, что привело к формированию крупных царских и храмовых хозяйств, к развитию общинного земледелия. На этой основе происходила политическая централизация, концентрация государственной власти.

На Балканском полуострове, где не существовало обширных земледельческих территорий, возникли полисы, в которых наряду с общей полисной собственностью рано выделилась частная собственность. Меньшая зависимость человека от общины способствовала складыванию полисной демократии. Историко-географический экскурс позволяет более глубоко представить особенности истории того или иного региона.

Значительное внимание современные историки уделяют исторической демографии. Так, исследователи новой европейской истории среди факторов, обеспечивших доминирование тех или государств на европейской арене в XVI – XVII вв., выделили численность народонаселения. Они определили, что численность в 17 млн. человек давала стране возможность успешно конкурировать с соперниками. Плотность населения и ограниченность ресурсов уже в это время подталкивала к эмиграции, к поиску новых источников существования, что в значительной мере способствовало великим географическим открытиям [2].

Изучение формирования и развития различных цивилизаций и государств невозможно представить без рассмотрения истории права. Известно, что появление фиксированного (писаного) права – один из признаков перехода от варварства к цивилизации. Представители исторической школы права считают, что право развивается подобно народным нравам, обычаям, языку. Оно возникает, растет и умирает вместе с данным народом. Право соответствует характеру культуры на различных этапах ее развития. Историчность права означает его органическую связь с народной жизнью, совпадение ступеней их одновременного развития. Вот почему законы, принимаемые в том или ином государстве, являются одним из важнейших источников. 

Третий тип междисциплинарных связей – ментально-опосредованнные. Они возникают, когда средствами разных учебных дисциплин формируются одни и те же компетенции и интеллектуальные умения, необходимые будущему специалисту в его профессиональной деятельности. Это могут быть логические методы анализа и умозаключений, определения причинно-следственных связей, выработка общих методологических подходов и др.

Современное историческое образование избавляется от жестких трактовок исторического процесса как поступательной смены общественно-экономических формаций. Утверждается понимание многомерности истории, возможных альтернатив исторического развития. Как известно, история не терпит сослагательного наклонения; однако важно понять, почему события разворачивались именно в таком направлении, что привело именно к тому или иному результату. В связи с этим история часто обращается к философским и социологическим категориям, изучая общественные противоречия, роль субъективных и объективных факторов, определяя случайное и закономерное.

Четвертый тип – опосредованно-прикладные связи. Они формируются в том случае, когда понятия одной науки используются при изучении другой. Междисциплинарные связи осуществляются на основе общих категорий. Такие связи возникают в процессе гуманизации, фундаментализации, экологизации образования.

При характеристике того или иного государства, какой бы исторической эпохи это не касалось, рассматриваются такие общественные сферы, как экономика, политический строй, социальная структура и культурно-идеологические основы. Таким образом, привлечение понятий и знаний, полученных при изучении обществоведческих дисциплин, представляется естественным и необходимым. Особенно важными являются знания по политологии и экономической теории при изучении новейшей истории.

Осуществление междисциплинарных связей в процессе обучения позволит повысить уровень научно-теоретической и практической подготовки студентов. Усиление междисциплинарных связей выражает общую тенденцию современной науки, развитие интегративных процессов, взаимовлияние различных областей знания при изучении общего объекта исследования.

М.В.Мартен

Развитие методологических исследований и подготовка кадров историков в Республике Беларусь, Российской Федерации и Республике Польша: сборник научных статей; под науч. ред. проф. А.Н. Нечухрина. – Гродно: ГрГУ, 2011. – 372 с.

Facebook Vk Ok Twitter Whatsapp

Похожие записи:

Историография играет исключительно важную роль в развитии исторического знания. Это обусловлено сложностью задач, ёю решаемых, а именно: изучением процесса смены и утверждения исторических концепций и школ; анализом теоретико-методологического компонента в ист...
Ефимов Лев Архипович Чувашский государственный педагогический университет имени И.Я. Яковлева вице-президент Чувашской народной академии наук и искусств г. Чебоксары Ревностный сторонник возрождения национальной культуры и чувашского исторического краеведения ...
День 1 – Открытие конференции, выставка-презентация разработок молодых ученых, пленарная сессия 31 Октября 2017 г. День 2 – Работа междисциплинарных секций 1 Ноября 2017 г. День 3 – Работа по секциям отделений наук 2 Ноября 2017 г. День 4 – Посещение организац...