Категории

Профессиональная направленность студентов-психологов

6 минут на чтение

Значение профессии практического психолога в современном мире возрастает с каждым годом, т.к. она призвана способствовать обеспече­нию интеллектуального, эмоционально-потребностного, коммуникатив­ного и личностного развития и психофизиологического здоровья членов общества.

Формирование готовности студентов-психологов к профессиональ­ной деятельности представляет собой многогранную, логически выве­ренную структуру, одним из основных компонентов которой являются психологические механизмы формирования профессиональной направ­ленности личности на определенный вид деятельности.

Возникновение избирательно-положительного отношения к профес­сии означает образование системы «человек-профессия», внутри кото­рой начинается взаимодействие объекта и субъекта. Исследование про­фессиональной направленности, условий и движущих сил ее развития не может быть осуществлено в отрыве от системы воздействий, идущих от другой стороны отношения, то есть от профессии. Идеальная модель соответствия между личностью и трудом должна содержать полное сов­падение объективного содержания деятельности и ее личностного смысла. Однако полного совпадения реально достигнуто быть не может по ряду причин. Во-первых, не всегда в структуре мотивов выбора про­фессии доминирует мотив, внутренне связанный с данной деятельно­стью. Во-вторых, в случае, когда преобладающим является интерес к специфическому содержанию деятельности, сохраняется возможность углубления этого интереса [1]. Следовательно, несоответствие между объективным содержанием профессионального труда и тем личностным смыслом, который имеет для человека его выбор или участие в нем, не­избежно. Поскольку основное содержание развития профессиональной направленности состоит в повышении ее уровня, этот процесс невозмо­жен без преодоления указанного несоответствия. При определенных условиях оно приобретает характер противоречия и становится движу­щей силой развития профессиональной направленности.

Можно выделить три уровня несоответствия. В первом существует органическая связь между преобладающим мотивом выбора профессии и какими-то существенными сторонами ее объективного содержания. Остальные мотивы выбора профессии при этом обычно в большей или меньшей мере дополняют, подкрепляют ведущий мотив. Несоответствие же заключается в наличии потенциальной возможности все более пол­ного отражения требований в мотивационной сфере личности, то есть в углублении личностного смысла выбора.

Другая качественно своеобразная форма несоответствия возникает в тех случаях, когда доминирующую роль играет мотив, побочный по от­ношению к объективному содержанию деятельности, причем в струк­туре мотивов содержатся и прямые мотивы. Так, исследование Марко­вой А.К. мотивов выбора педагогической профессии показало, что в ряде случаев резервное профессиональное намерение имело в своей ос­нове преобладание таких мотивов, как «уверенность в своей пригодно­сти» [2]. В тоже время такие прямые мотивы, как «интерес к процессу развития ребенка», «стремление обучать детей любимому предмету» были более слабыми и не имели поэтому определяющего значения [3]. Несоответствие между объективным содержанием профессии и мотива­ционной основой выбора имеет здесь иной характер. Требования про­фессии в значительно большей мере остаются внешними по отношению к личности, не входят в ее мотивационную сферу так органично, как в случае преобладания прямых мотивов.

Третья форма несоответствия возникает при полном отсутствии прямых мотивов выбора профессии. Обычно это бывает тогда, когда выбор имеет для личности смысл средства, необходимого для достиже­ния значимой цели. В этих случаях несоответствие между мотивами выбора и содержанием выбранной профессии является настолько пол­ным, а требования профессии настолько чуждыми личности, что выра­жение «профессиональная направленность» просто теряет смысл.

Процесс формирования профессиональной направленности можно представить в виде модели, разработанной А.А. Ростуновым [4], где мотивообразующим компонентом выступают перспективы. В данной модели потребности, увлечения и интересы студента возникают на ос­нове осознания перспектив и адекватной оценки степени рассогласова­ния требований перспектив с личными склонностями, знаниями и уме­ниями. На основе общезначимых перспектив формируются взгляды, убеждения и идеалы, система целей и установок, намерения. Перспек­тивы выступают в данном случае в качестве отдельной цели студента.

Формирование и поддержание устойчивой направленности лично­сти студента представляет собою непрерывный процесс согласования требований перспективы посредством деятельности, посредством об­ратной связи. Формирование мотивов, равно, как и системы целей и на­мерений, идет вместе с формированием потребностей. Потребность и другие компоненты (интересы, влечения, цели, намерения) становятся устойчивее за счет более глубокого познания перспективы и трансфор­мацией возникшей потребности человека в конкретные мотивы [4].

В процессе развития профессиональной направленности обучаю­щийся проходит ряд ступеней. Начальная ступень – учащийся внешне принимает решение освоить конкретную профессию, имея эмоциональ­ный настрой, эпизодический, ситуативный интерес, предметную уста­новку, некоторые трудовые привычки, однако у него нет самостоятель­ности и не проявляется инициатива. Вторая ступень – учащийся имеет фиксированную установку на профессию и более устойчивые интересы; у него проявляются склонности, однако больше его интересуют практи­ческие стороны учебного материала; сформировавшаяся цель дает об­щее направление учебно-производственной деятельности, у обучаемого появляется чувство уверенности в себе, самостоятельность; формиру­ется чувство ответственности. Третья ступень – учащийся имеет твер­дую установку на профессию, устойчивый интерес и склонность к ней; проявляет особую увлеченность как к практической, так и к теоретиче­ской стороне учебного материала; идет самоутверждение личности че­рез профессиональный труд. Четвертая ступень – страстное увлечение своей профессией; человек и дело сливаются в единое целое; направ­ленность формируется при наличии больших способностей к избранной профессии, ярко выраженных склонностей и призвании; отмечается вы­сокое профессиональное мастерство и наличие профессионального идеала при твердых убеждениях в личной и общественной значимости своей профессии [5].

Развитие профессиональной направленности нельзя понять, ограни­чив его источник лишь внутренним миром личности, активности ее соз­нания. Это подтверждается тем, что осознание рассматриваемого проти­воречия еще не достаточно для его решения. Возможность обострения данного противоречия во многом будет зависеть от характера соподчи­нения таких более общих мотивационных факторов, как идейные мо­тивы, стремление к самовыражению, стремление к удовлетворению ма­териальных потребностей. В случае возникновения борьбы мотивов возможна лишь переориентация, либо сохранение начального намере­ния. Однако внутренняя борьба сама по себе не может изменять тот личностный смысл, который имеет для человека содержание его про­фессии. Познавательная деятельность, обеспечивающая приток новой информации о профессии, ее требования к человеку, более эффективна при полной профессиональной направленности (преобладании прямых мотивов выбора). Открывающиеся перед человеком новые горизонты могут стимулировать в этих случаях ценностно-ориентационную дея­тельность, расширяющую и углубляющую уже сложившуюся систему оценок и представлений.

При преобладании побочных мотивов новая информация о требова­ниях, идущих от специфического содержания деятельности, не всегда достаточна для изменения первоначального личностного смысла выбора данной профессии, поэтому может не привести к сдвигу мотивов и, сле­довательно, не обеспечить перехода противоречия первого уровня к внутреннему [7].

Организация активной пробы сил в сфере деятельности, на которую мы ориентируем студента, – важнейшее условие повышения уровня его профессиональной направленности. Реализация данного условия пред­полагает такую организацию деятельности, при которой перед моло­дыми людьми ставятся задачи, раскрывающие специфику деятельности, ее творческие стороны. Следует учесть, что в основе изменения мотива­ционного отношения к деятельности лежит изменение соответствующих потребностей, интересов, склонностей.

При правильной организации преобразовательной деятельности студентов на каждом последовательном ее этапе требования деятельно­сти предполагают более многогранную, активную, в чем-то измененную потребность личности. В этом несоответствии кроется источник внут­реннего противоречия. Вместе с тем в процессе успешной реализации целей деятельности это противоречие и разрешается [8]. Несомненно, существуют и другие механизмы развития потребностей. Происходящее в процессе деятельности зарождение новых потребностей так же свиде­тельствует о развитии профессиональной направленности. Однако этот процесс прежде всего заключается в развитии ведущей потребности от элементарных ее форм ко все более сложным: от одностороннего или слабо выраженного интереса к профессиональной деятельности до более глубокой, устойчивой, сложной потребности. Такое развитие потребно­сти в основном содержании деятельности и обусловливает изменение ее личностного смысла и, в конечном счете, повышение уровня профес­сиональной направленности.

Таким образом, психологическими механизмами профессиональной направленности личности могут выступать сложная многоуровневая структура мотивов, ценностей, личностных смыслов, а также способно­стей, определяющих профессионально важные качества. В связи с изло­женным выше пониманием движущих сил профессиональной направ­ленности для развития последней необходима такая организация дея­тельности студентов, которая актуализировала бы противоречие между требованиями предпочитаемой деятельности и ее личностным смыслом для человека.

Дубовик Л.П.

«Т е х н о О б р а з `` 2 0 1 1» РОЛЬ И МЕСТО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В НЕПРЕРЫВНОМ РАЗВИТИИ И САМОРАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

ТОМ II

Материалы VIII Международной научно-практической конференции

Facebook Vk Ok Twitter Whatsapp

Похожие записи:

Важным моментом формирования профессиональной направ­ленно­сти студентов является ознакомление их с будущей трудовой деятельно­стью, укрепление интереса к ней. Формирование профессиональных интересов в условиях вуза достигается, во-первых, путем разъяснения це...
В Республике Беларусь уделяется большое внимание развитию непрерывного экологического образования и воспитания.   Экологическая направленность заложена в качестве одного из основных принципов государственной политики в сфере образования. Система экологического...
Хотя природно-климатический фактор фатально и не предопределяет характер и направленность развития экономики и дает широкий простор для исторического творчества, он, тем не менее, является таким наследством, от которого не может эмансипироваться ни один народ....