Одной из универсальных закономерностей общественного развития является культурно-цивилизационная дифференциация и неравномерность развития различных стран, возрастающие по мере осуществления истории. Вследствие действия этой тенденции складывается определенный мировой порядок с региональными центрами развития и силы и отношениями давления и конфронтации между ними. Борьба идет за все – за природные ресурсы, экономические рынки, прибыль, сознание масс людей, ценности жизни. Борьба за выживание и преобладание над другими. И ее степень и масштабы в последние десятилетия возрастают в связи с такими разворачивающимися общепланетарными процессами, которые получили название глобализационных процессов. Феномен глобализации чрезвычайно сложен, противоречив и неоднозначен. Он включает в себя не только объективные процессы интеграции мирового сообщества в важнейших сферах жизни: экономике, духовной сфере. Все отчетливее проявляется субъективная сторона глобализации, ее политико-идеологический характер – создать однополярный мир во главе с США и как можно дольше обеспечить его существование, осуществляя за ним контроль и управление «мировым правительством», созданным еще в XVIII веке семьями Ротшильдов, Дюпонов, Морганов, Фордов (тайное общество иллюминатов). Позже в него вошли семьи богатейших итальянских и греческих мафиози (Онассисов и др.), а также некоторых президентов США, например, Л. Джонсона. Стараниями и усилиями этого правительства в начале ХХ века был создан резервный федеральный фонд США, хранителем средств которого стали частные банки, не подконтрольные государству и получившие право печатать американскую валюту. В результате к началу нынешнего столетия в мировой финансовый оборот были включены сотни миллиардов пустых (в полном смысле этого слова) американских долларов, не обеспеченных товарными ценностями, услугами или золотом, но приносящих экономическую выгоду их владельцам. Когда Дж. Кеннеди, будучи президентом США, отказался вступать в это тайное общество и наложил вето на право банков печатать валюту по своему усмотрению, его застрелили в Далласе, а пост президента занял упоминавшийся уже Л. Джонсон, вернувший это право назад. Приведенный пример убедительно свидетельствует, во-первых, о том, что «мировое правительство» существует и, во-вторых, что оно и стоящие за ним силы не гнушаются любыми методами и средствами (прежде всего аморальными) для достигать своих корыстных целей. Однако, несмотря на все его усилия, реальный процесс мирового развития начал расходиться со сценарием одномерного мира: возникли и возникают новые центры силы и развития помимо США. «Одни уже созданы и развиваются – Западная Европа и Юго-Восточная Азия, другие формируются – Латинская Америка. К числу последних принадлежит и славянский мир» [1, с. 182].
Славянские народы, соединенные близостью происхождения, языков, общностью материальной и духовной культуры, на протяжении многих периодов своей истории были притесняемы и угнетаемы Западом и Востоком. Еще в последней трети первого тысячелетия славянские племена подвергались завоеванию и искоренению со стороны германцев, оставшиеся в живых принудительно и бесповоротно германизировались. В XIII–XV вв. Древняя и Московская Русь находились под гнетом татар. Во второй половине второго тысячелетия болгары, сербы и др. балканские народы томились под ненавистным турецким игом, поляки – австро-венгерским. В XX в. мировой империализм и немецкий фашизм основной мишенью в первой и второй мировых войнах избрали славянский мир и его оплот – Россию и СССР. Тогда, как и в предшествующие эпохи, удалось выстоять и победить ценой неимоверных усилий и жертв, непоколебимой веры в правоту своего дела и массового героизма. Однако к началу нынешнего столетия три славянских государства – СССР, Чехословакия и Югославия – оказались одновременно раздробленными.
В настоящее время на политической карте мира существует 12 славянских государств, в которых проживает около 260 млн. славян. Всего на земном шаре к концу ХХ столетия было 300 млн. славян [2, с. 3]. Казалось бы, огромная сила. Но современный славянский мир переживает не лучшие времена в своей истории. Он в значительной степени разобщен и обессилен. Рушится славянская государственность, разграбляются богатства славянских народов, в недавнем прошлом лилась кровь в братоубийственных конфликтах (Югославия). Осуществляемый против славян геноцид продолжается. Цель мирового правительства вместе с Евросоюзом, США и исламским радикализмом – окончательно разрушить Россию как оплот славянства, «прихватизировать» русский народ вместе с территорией государства российского и его недрами, в которых сосредоточена треть мировых энергетических и минеральных ресурсов, а остальные славянские народы разделить и превратить в исполнителей своей воли. Таким образом, новый мировой порядок устанавливается против России и за счет России.
Причинными факторами подобного отношения, на наш взгляд, являются богатые природные ресурсы и в целом благоприятные климатические условия на территориях проживания славянских народов и образованных национальных государств, устои и образы жизни, резко отличающиеся своими ценностными основаниями от западных и восточных культур («жизнь положити за други своя»), славянская ментальность с ее общественными настроениями и представлениями о социальной справедливости, наконец, новая общественно-политическая система – социализм – возникшая и существовавшая преимущественно в славянском мире. Все это резко расходилось с ценностями западных и восточных цивилизаций, вызывало желание подавить, а кое-чем (территориями и их ресурсами) овладеть.
Сложившаяся ситуация требует безотлагательного единения славянских государств, превращения славянского мира в мощный региональный центр развития и силы, в котором была бы обеспечена территориальная целостность существующих национальных славянских государств, который обеспечил бы защиту прав славянских меньшинств на территории любого неславянского государства, содействовал бы восстановлению утраченных и развитию существующих экономических и культурных связей между славянскими государствами, ослаблял бы и ликвидировал зависимость своих стран от космополитического империализма, сионизма, исламского радикализма. Идея славянского единения имеет глубокую историческую традицию – в 1848 году в Праге прошел Первый Славянский Съезд, положивший начало освобождению от турецкого ига. В 1998 году состоялся 7-ой Всеславянский съезд, обратившийся к парламентам славянских государств «с предложением о Создании Славянского Межпарламентского союза…», который мог бы «реализовывать принципы соборности, единения наших народов во всех сферах духовной и культурной жизни, помогать укреплению добрососедства, дружелюбия, согласия наших государств, содействовать осуществлению взаимовыгодных экономических программ, использованию крупнейшего мирового природного, интеллектуального и человеческого потенциала наших стран на достижение в исторически ограниченные сроки высших стандартов уровня жизни славянских народов» [2, с. 238].
Однако в силу определенных причин осуществление подобного исторического проекта, на наш взгляд, является пока невозможным. Процессу единения славянского мира препятствуют: 1) экономическое и политическое давление ЕС и США на славянский мир (особенно на восточнославянские государства – Беларусь, Россию, Украину), доходящее иногда до бандитского применения военной силы (Сербия); 2) разнузданная информационно-психологическая война и подрывная деятельность западных центров, ведущаяся против славянских государств и их патриотически настроенного населения, пропаганда и навязывание западных ценностей как единственно цивилизованных; 3) деятельность в славянских государствах пятых колонн, выступающих проводниками западных идеологий и политики на разобщение славянского мира и его разрушение; 4) общность границ с развитыми капиталистическими странами и широкие возможности трудовой миграции для славянского населения, дающей возможность приобщения к западному образу жизни и ценностям потребительского общества; 5) этнические, межконфессиональные, исторические различия и предрассудки в славянском мире, являющиеся преградой в общеславянском центростремительном движении («среди славян 150 млн. православных, есть католики – поляки, хорваты и др., протестанты, униаты – в Украине их 5 млн.») [2, с. 9]; 6) вступление отдельных славянских государств в НАТО и их открытое выступление против славянского объединения. Так, «Польша стала сегодня опорой американцев на евразийском континенте с целью получения от них денег» [3, с. 2], «чехи еще со средних веков интегрированы в немецкую культуру больше, нежели они связаны с русской цивилизацией»…, «болгары ныне вряд ли так глубоко верят в помощь России и русских, если она им понадобится снова» [2, с. 118–119]. Возможность создания какого-то единого союза славянских народов, например, Конфедерации славянских государств, может появиться в будущем, когда рухнет американский колосс.
В настоящее время куда более вероятностной выглядит возможность создания союза восточнославянских государств – Беларуси, России и Украины. На этом пути уже сделаны первые практические шаги: образовано и развивается, хотя и не без проблем, союзное государство «Беларусь – Россия», создан таможенный союз трех государств (Беларуси, России, Казахстана), формируется единое евразийское экономическое пространство, что дает возможность надеяться на создание более широкого политического союза за счет участия в нем таких государств, как Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Сербия и др. Таким образом, у восточнославянского единения могут появиться перспективы перерастания в Евразийский союз. Процессы восточнославянского единения осуществляются на основе политической воли восточнославянских народов и благодаря последовательной и целеустремленной политике их государств, за исключением политической элиты Украины. Как свидетельствует исторический опыт, многое в этих процессах определяется субъективным фактором – волей и деятельностью политических и духовных лидеров славянских государств.
Конечно, процесс единения восточнославянских государств идет не без проблем. Однако их своевременное обнаружение и осмысление – один из залогов успеха. В работах А.С. Панарина, В.Л. Калашникова, Е.М. Бабосова, Ч.С. Кирвеля и др. исследователей глубоко изучена современная ситуация в славянском мире и обоснован новый проект создания и развития союза восточнославянских народов в современных условиях существования. Доказана реальная его осуществимость «только на собственных культурно-цивилизационных основах, созданных всей предшествующей историей. Все иные пути гибельны», и допустить этого никак нельзя [1, с. 234]. В противном случае человечество потеряет себя без великой славянской культуры и ее спасительной миссии.
В случае создания своего самодостаточного регионального центра развития и силы у Беларуси, России, Украины, вошедших в него постсоветских государств открываются перспективы длительного устойчивого развития. Только в союзе с Россией Беларусь сможет стать значимым субъектом мировой политики, упрочить свою независимость и суверенитет. А сильная Россия сможет выполнить свою защитно-предостерегающую роль в отношении славян дальнего зарубежья и явиться оплотом для всеединства славянского мира.
Г.Н.Кобяк
Человек в мире социума: сборник научных статей. Под редакцией Ч.С. Кирвеля, Б.И. Липского – Гродно: ГрГУ им. Я. Купалы, 2013.