Система тылового обеспечения Объединённых вооружённых сил НАТО создана для обеспечения войск в ходе подготовки и проведения крупномасштабных военных операций на конкретных театрах военных действий. В настоящее время руководство блока НАТО не исключает возможность развязывания крупномасштабных конфликтов и имеет соответствующую систему тылового обеспечения, которая включает национальные системы тылового обеспечения армий входящих в состав блока.
Для решения конкретных задач, при создании коалиционной группировки из состава сил и средств, входящих в неё государств, как показывает опыт применения сил НАТО в Европе и на Ближнем востоке, в каждом конкретном случае создаётся своя система тылового обеспечения.
Одной из важнейших составляющих системы тылового обеспечения является подсистема управления тылом. Объединенный тыл ОВС НАТО имеет коалиционные и национальные органы управления. При Совете и военном комитете НАТО, а также в зонах ответственности стратегических командований ОВС блока функционирует система управления тылом состоящая из коалиционных планирующих и исполнительных органов. Она комплектуется представителями стран-участниц и решает задачи в интересах всего Североатлантического блока, группировок объединенных вооруженных сил или многонациональных формирований.
В каждом государстве, входящем в блок НАТО имеются свои органы управления тылом в структуре Министерства обороны, а в военное время и гражданские учреждения, привлекаемые к обеспечению вооруженных сил.
Таким образом, в НАТО имеются военные и гражданские органы управления тылом. Высшие военные органы управления тылом подчиняются военному комитету. Высшие гражданские органы входят в международный секретариат при Совете НАТО.
Система управления тылом блока НАТО постоянно совершенствуется по пути придания ей необходимой гибкости и универсальности. Руководство
НАТО стремится построить такую систему, которая бы обеспечивала решение задач, как в ходе крупномасштабных военных действий, так и при проведении миротворческих операций. Особое внимание уделяется организации взаимодействия по вопросам тылового обеспечения с государствами не входящими в блок, а также международными организациями ЕС, ООН, ОБСЕ.
Одним из направлений совершенствования тылового обеспечения является создание при региональных командованиях ОВС блока многонациональных объединённых центров тылового обеспечения (МОЦТО).
В зависимости от замысла проводимой операции её масштабов, а также от количества стран-участниц и выделяемых ими сил и средств; структура МОЦТО может изменяться.
При применении группировок ОВС НАТО за пределами зоны ответственности блока предусматривается формирование командования тылового обеспечения, в состав которого будут включаться необходимые подразделения МОЦТО.
В объединенных вооруженных силах блока НАТО тыловое обеспечение включает в себя четыре основных вида обеспечения: материальное, техническое, транспортное и медицинское.
Материальное обеспечение включает в себя обеспечение войск вооружением, военной техникой, боеприпасами, горюче смазочными материалами, продовольствием, вещевым, инженерным, медицинским имуществом, средствами защиты от ОМП и другими предметами.
Все материальные средства подразделяются на пять классов:
- Продовольствие и предметы личной гигиены.
- Вооружение и военная техника, инженерное и медицинское оборудование и имущество, оборудование, снаряжение, запасные части и инструменты для ремонта и технического обслуживания.
- Все виды горючего (кроме твёрдого ракетного топлива) и смазочных материалов, жидкие газы, охлаждающие жидкости и уголь.
- Строительные и фортификационные материалы, включая оборудование для инженерных заграждений.
- Все виды боеприпасов, взрыватели и детонаторы, пиротехнические средства, взрывчатые вещества, твёрдое ракетное топливо.
Учёт всех видов материальных средств в ОВС НАТО автоматизирован. Каждый предмет снабжения имеет 13 разрядный кодификационный номер, единый для всех стран НАТО.
Потребности войск в материальных средствах определяются исходя из суточного потребления одним военнослужащим. А при планировании конкретных видов военных действий – на основе норм расхода боеприпасов, горюче смазочных материалов, запасных частей и других материальных средств отдельными системами оружия с учётом коэффициентов, учитывающих вид и характер военных действий, и возможные потери.
Для расчёта количества необходимых боеприпасов используются две расчётно-снабженческие единицы – боекомплект и норма снабжения.
Боекомплект – это установленное количество боеприпасов на единицу вооружения или одного военнослужащего.
Норма снабжения – это количество боеприпасов ежедневно выделяемых подразделению.
Все запасы материальных средств подразделяются на основные и долговременные. Основные запасы используются в начальный период войны (30 суток), а долговременные – в последующий период.
Обеспечение частей и подразделений материальными средствами производится из пунктов снабжения, которые развёртываются тыловыми органами армейских корпусов, дивизий, бригад и батальонов. Пополнение запасов производится из центральных складов, которые создаются частями и подразделениями командований тыла вооружённых сил. При пополнении запасов используется принцип обеспечения силами вышестоящего командования и только в отдельных случаях – своими силами.
При проведении миротворческих и других операций ограниченного масштаба осуществляется доставка материальных средств непосредственно в части и подразделения, ведущие боевые действия.
Техническое обеспечение включает все виды технического обслуживания и ремонта, снабжения материалами для поддержания оружия в боеготовом состоянии, а также разработку планов по поддержанию техники в исправном состоянии и эвакуации повреждённой техники с поля боя.
Для выполнения задач по управлению техническим обеспечением в НАТО созданы консультационный совет по вооружению, комитет по трубопроводам, управление тыла международного объединённого штаба военного комитета, агентство по снабжению запасными частями.
В управлениях тыла объединённых штабов всех степеней имеются отделы технического обеспечения.
Система технического обслуживания и ремонта вооружения и военной техники включает в себя войсковой, полевой и капитальный ремонты.
Транспортное обеспечение включает планирование, управление и координацию воинских перевозок, подготовку и распределение транспортных средств, а также организацию взаимодействия с инженерными войсками, гражданскими организациями по вопросам эксплуатации, технического обслуживания и восстановления транспортных коммуникаций.
Медицинское обеспечение имеет целью сохранение боеспособности личного состава, оказание медицинской помощи раненым и больным и обеспечение быстрого возвращения их в строй.
Медицинское обеспечение подразделяется на два вида – медицинское обеспечение на поле боя и медицинское обслуживание. Медицинское обеспечение на поле боя осуществляется штатными медицинскими подразделениями объединений, соединений и воинских частей. Медицинское обслуживание производится медицинскими органами полевых армий, корпусов, объединённых авиационных и морских командований.
Основой эффективного медицинского обеспечения при массовом поступлении раненых является медицинская сортировка. Раненые в зависимости от степени тяжести ранения подразделяются на четыре группы: раненые которым необходима минимальная медицинская помощь (40 %), раненые, нуждающиеся в неотложной медицинской помощи (20 %), раненые хирургическая помощь которым может быть отсрочена (20 %), раненые оказание медицинской помощи которым требует значительных затрат времени (20 %).
Потери личного состава распределяются следующим образом: убитые –20 %, пропавшие без вести – 10 %, раненые – 70 %. Около 30 % раненых может быть возвращено в строй в течение 30 суток.
Силы и средства медицинской службы размещаются в зонах ответственности ОВС НАТО в четыре эшелона: медицинские средства батальонов, дивизий, корпусов, силы и средства медицинской службы в зоне коммуникаций.
Таким образом, в результате анализа тылового обеспечения объединённых вооружённых сил НАТО установлено:
успех операции во многом зависит от организации тылового обеспечения войск;
системы тылового обеспечения создаются командованием блока НАТО в соответствии с замыслами предстоящих операций. При этом в первую очередь используются имеющиеся силы и средства. Обязательным условием при организации тылового обеспечения является создание резерва сил и средств;
система тылового обеспечения строится таким образом, чтобы имелась возможность производить её быстрое изменение в зависимости от складывающейся обстановки уже в ходе операции;
планирование операции предусматривает различные варианты её начала и продолжения. Запасы материальных средств создаются в размерах необходимых при максимальном их расходовании;
части и подразделения могут вести боевые действия только при их полном обеспечении всеми необходимыми материальными средствами;
вместе с тем, несмотря на полное и своевременное обеспечение материальными средствами они должны расходоваться экономно и рационально распределяться с учётом решения главных задач.
А.В. Феденков, А.Н. Горбачев
Боевое братство славян на защите мира: сб. науч. ст. / ГрГУ им. Я. Купалы; редкол.: С.А. Пивоварчик (гл. ред.) [и др.] - Гродно: ГрГУ, 2014- 341 с.