Категории

Политические, военные предпосылки введения военного положения на территории БССР в начальный период Великой Отечественной войны

12 минут на чтение

Правовой институт военного положения имеет глубокие исторические корни. Исключительные законы, приостанавливающие в периоды военной опасности на определенной территории действие текущих законов и наделяющие чрезвычайными полномочиями конкретный орган исполнительной власти, занимали значительное место уже в Древнем Риме [1, с. 108].

Теория исключительного положения в царской России, по мнению российского юриста В.М. Гессена, различает две формы вышеназванного положения: военное (или осадное) положение, в собственном смысле этого слова, вводимое в случаях внешней войны, и фиктивное военное (или осадное) положение, вводимое в случаях внутренних смут. Содержание исключительного положения определялось его целью. Оно вводилось для защиты государственного и общественного строя от угрожающих его существованию посягательств. Сущность исключительного положения заключалась в приостановке гарантий гражданской свободы.

Дореволюционная Россия устанавливала военное положение как чрезвычайный режим, вводимый в приграничных областях при военной опасности или в каких-либо иных местностях государства в случае внутренней опасности [2].

В СССР институт военного положения впервые получил конституционное закрепление в январе 1938 г., когда сессия Верховного Совета СССР дополнила закрепленные в ст. 49 Конституции (Основного закона) СССР от 5 декабря 1936 г. полномочия Президиума Верховного Совета СССР правом объявлять в отдельных местностях или по всему СССР военное положение в интересах обороны СССР.

Военное положение – это особый правовой режим деятельности государства и общества, временно вводимый на территории государства в случае военной угрозы или нападения на территорию государства (акта вооруженной агрессии), связанный с предоставлением государственным органам и органам военного управления, местным советам обороны полномочий, необходимых для предотвращения военной угрозы или отражения нападения (акта вооруженной агрессии), а также с временным ограничением прав и свобод личности и прав организаций, возложением на них дополнительных обязанностей [3].

Первые дни начала Великой Отечественной войны оказались серьезной проверкой не только для всего советского народа, но и для самого государства, которое вынуждено было принимать кардинальные меры для перестройки на военное время.

В начальный период, а также на все протяжение Великой Отечественной войны 1941– 1945 гг. чрезвычайный режим регулировался указом Президиума Верховного Совета СССР «О военном положении» от 22 июня 1941 г., действовавшем только в период войны.

Хотелось бы детально рассмотреть политические и военные предпосылки введения данного режима на территории Белорусской СССР.

Безусловно, военной предпосылкой введения военного положения на некоторых территориях СССР являлась задача обороны СССР, обеспечение общественного порядка и государственной безопасности в условиях вероломного нападения фашистской Германией, что отражено в ст. 1 указа «О военном положении».

Одной из политических предпосылок введения военного положения являлась необходимость консолидации власти в руках единого органа управления, что позволяло оперативно принимать решения и реагировать на изменения военной обстановки в отдельных регионах и местностях.

Вышеназванным указом предусматривалось, что в местностях, объявленных на военном положении, все функции органов государственной власти в области обороны, обеспечения общественного порядка и государственной безопасности принадлежат военным советам фронтов, армий, военных округов, а там, где нет военных советов, – высшему командованию войсковых соединений.

Военным властям предоставлялось право издавать обязательные для всего населения постановления, определяя за их неисполнение наказание в административном порядке. За неподчинение распоряжениям и приказам военных властей, а также за преступления, совершенные в местностях, объявленных на военном положении, к виновным применялась уголовная ответственность по законам военного времени [4, с. 56-57],[5].

Анализ нормативных правовых актов показывает, что введение военного положения в ряде республик и областей страны повлекло за собой установление особого правового режима, то есть возложение на граждан ряда дополнительных обязанностей в интересах обороны и разгрома врага.

Властям предоставлялось право:

привлекать граждан к трудовой повинности;

устанавливать военно-квартирную обязанность для расквартирования воинских частей;

объявлять трудовую и автогужевую повинность;

производить изъятие транспортных средств и иного необходимого для нужд обороны имущества как у государственных, общественных и кооперативных предприятий и организаций, так и у отдельных граждан;

регулировать время работы учреждений и предприятий, в том числе театров, кино и т.д., организацию всякого рода собраний, шествий и т.п., запрещать появление на улице после определенного времени, ограничивать уличное движение, а также производить в необходимых случаях обыски и задержание подозрительных лиц;

регулировать торговлю и работу торгующих организаций (рынки, магазины, склады, предприятия общественного питания), коммунальных предприятий (бани, прачечные, парикмахерские т.д.), а также устанавливать нормы отпуска населению продовольственных и промышленных товаров;

воспрещать въезд и выезд в местности, объявленные на военном положении;

выселять в административном порядке из пределов местности, объявленной на военном положении, или из отдельных ее пунктов лиц, признанных социально опасными как по своей преступной деятельности, так и по связям с преступной средой [5].

Эти, порой крайние меры, действительно были частью необходимости перевода государства на военные рельсы, и их можно рассматривать еще одной политической предпосылкой введения военного положения.

Крайне важным было положение указа об установлении подсудности по уголовным делам в военное время, в соответствии с которым все дела о преступлениях, направленные против обороны, общественного порядка и государственной безопасности, передавались на рассмотрение военных трибуналов. Приговоры военных трибуналов кассационному обжалованию не подлежали и могли быть отменены или изменены лишь в порядке надзора [5].

29 июня ЦК ВКП(б) и СНК СССР приняли директиву к партийным и советским органам, в которой была изложена программа мероприятий по борьбе с фашистскими захватчиками.

В период войны сохранили свои полномочия высшие органы государственной власти и управления СССР: Верховный Совет и его Президиум, Совет Народных Комиссаров, отраслевые, а также республиканские органы власти и управления, местные советские органы. Созданные временные чрезвычайные органы власти и управления, включая Государственный Комитет Обороны (ГКО), в своей  деятельности опирались на аппарат Советов и других конституционных органов.

В целях быстрой мобилизации советских народов и для принятия мер защиты от врага, 30 июня 1941 года Президиум Верховного Совета СССР, ЦК ВКП(б) и СНК СССР приняли совместное постановление, которым признавалась необходимость создания Государственного Комитета Обороны, сосредоточение всей полноты власти в руках ГКО.

В руках ГКО была сосредоточена вся полнота власти в государстве. Никогда еще – ни до, ни после войны – в стране не имелось органа с такими неограниченными полномочиями, просуществовавшего свыше 4 лет и не предусмотренного Конституцией СССР. Постановления ГКО имели силу законов военного времени. Партийные, хозяйственные, военные и общественные организации, все граждане СССР обязаны были неукоснительно выполнять постановления и распоряжения ГКО. Своего большого аппарата сам ГКО не имел, а действовал через партийные, государственные органы и общественные организации. Для оперативного решения вопросов на фронтах, в военно-промышленных наркоматах и ведомствах, во многих республиках, краях и областях, на важнейших предприятиях и стройках учреждались должности уполномоченных ГКО. Они контролировали выполнение постановлений ГКО. При ГКО по необходимости образовывались специальные комитеты и комиссии [6].

Во время войны значительно усилилась интеграция, слияние партийного и государственного руководства различных уровней. Труднейшие задачи военного времени, которые не всегда можно было решить традиционными методами, выполнялись зачастую мерами государственного принуждения.

Значительно усилилась деятельность СНК СССР, особенно в области руководства военной экономикой. Одной из важнейшей задачей явилась задача перемещения промышленных предприятий в восточные районы страны. Большая роль в этом принадлежала Госплану СССР. Квартальные, месячные и даже декадные планы хозяйствования стали нормой. Осуществлялись меры по более эффективному использованию наличных кадров и ресурсов, изысканию резервов.

Основным правовым документом ко времени начала Великой Отечественной была Конституция СССР 1936 года с различными поздними дополнениями к ней. Законы СССР и указы обеспечивали нормальное существование и функционирование Советского государства в мирное время. Однако, после вероломного наступления фашисткой Германии без объявления войны, нарушившей пакт о ненападении 1939 года, Советское правительство понимало необходимость перевода жизни на новый лад и ведение новой внутренней и внешней политики, отвечающей условиям военного времени.

В Великую Отечественную войну указы государственных правотворческих органов продолжали выступать в качестве важнейшего средства проведения в жизнь политики Советского государства, служили средством реализации его функций.

Положения военного времени дали толчок для изменения и дополнения советского законодательства, которые зачастую были радикальными и чрезвычайными.

Особое значение имели решения Государственного Комитета Обороны, относившиеся к числу актов высшей юридической силы. Они были обязательны для исполнения всех партийных, советских, комсомольских и военных организаций, равно как и для всех граждан.

Согласно Указу «О военном положении» от 22 июня 1941 года, военные власти могли издавать обязательные для всего населения постановления, устанавливая за их неисполнение административные наказания в виде лишения свободы сроком до 6 месяцев или наложения штрафа до 3 тыс. руб. Они были вправе отдавать распоряжения местным органам власти, государственным и общественным учреждениям и организациями требовать от них безусловного и немедленного их исполнения [5].

В целях консолидации всей полноты власти в руках единого руководящего органа введение военного положения нашло свое отражение и в правосудии.

Огромную роль в этом сыграл указ Президиума Верховного Совета СССР «О военных трибуналах в местностях, объявленных на военном положении, и районах военных действий» от 22 июня 1941 года, определяя особую систему военной юстиции. Данный указ утвердил Положение о военных трибуналах в местностях, объявленных на военном положении, и в районах военных действий. Данным нормативным правовым актом значительно расширялась подсудность военных трибуналов. Они рассматривали все преступления, совершенные военнослужащими, а также все дела о преступлениях против обороны, общественного порядка и государственной безопасности, хищение социалистической собственности, разбой, убийства, уклонение от исполнения всеобщей воинской повинности. Был изменен в связи с войной и процессуальный порядок рассмотрения дел в военных трибуналах: жалобы и протесты на приговоры трибуналов не допускались. Приговоры вступали в законную силу с момента их провозглашения и приводились в исполнение немедленно. Лишь о приговорах к высшей мере наказания сообщалось телеграммой председателю Военной коллегии Верховного Суда СССР и Главному Военному Прокурору Красной Армии, и Главному Прокурору Военно-Морского Флота Союза ССР по принадлежности, и если по истечению 72 часов от вышеуказанных лиц не поступала телефонограмма о приостановлении приговора, он приводился в исполнение [7].

Не маловажное значение в рамках реализации требований директивы СНК СССР И ЦК ВКП(б) организациям прифронтовых областей от 29 июня 1941 г. сыграла организация эвакуации имущества с территории Белорусской ССР.

В первые недели войны партийно-государственным руководством Беларуси осуществлялись меры по организации жизни республики в военных условиях.

В восточные районы СССР было эвакуировано более 1,5 млн. человек, вывезено оборудование 109 крупных предприятий, более 17 тыс. единиц ценного технического оборудования. Не менее важное значение придавалось эвакуации сельскохозяйственной техники, общественного скота, сырья и материалов, продуктов питания. В тыл было отправлено около 46 тыс. т. зернопродуктов, почти 5 тыс. тракторов, свыше 220 комбайнов. Из неоккупированных районов на восток переправлено 674 тыс. голов скота. То, что не смогли вывезти, было роздано населению, воинским частям Красной Армии. Всего в тыловые районы было эвакуировано более 60 % тракторов, 18% комбайнов, 53% крупного рогатого скота. Большое внимание уделялось эвакуации учреждений науки и культуры. Эвакуационные мероприятия проводились в очень сжатые сроки, в сложных условиях прифронтовой обстановки, под обстрелами и налетами вражеской авиации [4, с.101-102].

Не маловажное значение имело место поддержание правопорядка и дисциплины в тылу.

В условиях войны милиция, руководствуясь директивой Совнаркома СССР и ЦК ВКП (б) от 29 июня 1941 г., которая потребовала от всех партийных и советских органов полного подчинения своей деятельности интересам фронта и задачам укрепления тыла, перестроила свою работу. Обязанности милиции значительно расширились, что обусловливалось введением ряда чрезвычайных мер общественного порядка – более строгой регламентацией поведения в общественных местах, режима работы предприятий и учреждений, введением военно-квартирной обязанности, мобилизацией автотранспорта для нужд войны, укреплением паспортного режима, привлечением к оборонным работам, установлением более строгих санкций за наиболее опасные правонарушения (за разглашение государственной тайны, хищение социалистической собственности, спекуляцию и т. д.). Милиция вела борьбу с дезертирством, паникерами, распространителями упадочнических слухов и т. д., оказывала помощь транспортным органам НКВД в охране железнодорожных магистралей, организовывала эвакуацию населения, промышленных предприятий, хозяйственных грузов. Органы милиции обеспечивали приведение в жизнь приказов военных властей в местностях, объявленных на военном положении. Милиция контролировала соблюдение правил светомаскировки, подачу сигналов воздушной тревоги, организовывала укрытие людей в убежищах, охрану порядка, объектов и ценностей при бомбежках, оказывала помощь в тушении пожаров, разборке завалов и других аварийно-восстановительных работах.

В первые недели войны партийные и советские органы в целях реализации требований пункта 5 директивы Совнаркома СССР и ЦК ВКП (б) от 29 июня 1941 г., проделали значительную работу по созданию подполья и партизанских отрядов. 1 июля 1941 г. под Могилевом было проведено совещание работников, направлявшихся в тыл врага. В нем участвовали первый секретарь ЦК КП(б)Б П. Пономаренко, маршалы Советского Союза К. Ворошилов и Б. Шапошников. ЦК и обкомы КП(б)Б направили на работу в тыл врага 1215 коммунистов, сформировали десятки отрядов и сотни диверсионных групп. Большинство из них достигло своих мест назначения.

Не смотря на принимаемые кардинальные меры правительства по переводу страны на военный лад, с целью отпора врага, к началу сентября 1941 года вся территория Беларуси была оккупирована немецко-фашистскими захватчиками. Неудачи Красной Армии и правительства страны в начале войны были очевидны.

На основании вышеизложенных материалов можно сделать выводы о том, что введение военного положения явилось необходимой и действенной нормой, не смотря на изменение, либо приостановление конституционных гарантий и свобод граждан.

Необходимо отметить, что благодаря введению режима военного положения экономика страны, государство, общество смогли в короткие сроки перестроиться на военные рельсы и консолидировать усилия на отпор вероломного агрессора. Территория военного положения, сохраняя все черты государственной территории, получала дополнительно лишь особое правовое регулирование.

Можно утверждать, что военное положение представляло собой особый режим жизнедеятельности государства и общества, который предусматривал наделение органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также формируемых органов государственного управления военного времени, военных властей правами по реализации функций, обеспечивающих выполнение должностными лицами и гражданами возложенных на них обязанностей.

This article describes how the value and imposition of martial law in the territory of the Byelorussian SSR, political and military aspects. How to change the law, the system of state power in the USSR during the Great Patriotic War.Relevance of the topic due to interest in the problems of martial law and the legislative period presented, due to incomplete volume study earlier.The current territory of the Republic of Belarus was subjected to repeated invasion of the aggressors over a long period of independent existence.However, during the Great Patriotic War, Byelorussian SSR was the first republic, which has experienced the brunt of the bloody battles with Nazi Germany, which forced the fighting to solve problems unthinkable to contain and counter the treacherous enemy.Therefore, coverage of issues relating to martial law, and changes in legal documents is very important and relevant in our time, when local armed conflicts flare up regularly in different parts of the world.

Keywords: Martial law, changes in legislation, the Great Patriotic War, the authorities and management.

Семенов А.А.

Facebook Vk Ok Twitter Whatsapp

Похожие записи:

В представленном исследовании впервые в отечественной историографии сделана попытка на примере отдельного региона Беларуси (Минской области) осуществить комплексный анализ развития военно-политических событий Великой Отечественной войны. В отечественной истори...
1943 год вошел в историю как переломный в ходе Великой Отечественной войны и всей второй мировой войны в целом. Он явился вторым этапом массового развертывания партизанской и подпольной борьбы, антифашистского движения на территории Белоруссии. Это нашло свое ...
В период Великой Отечественной войны железнодорожному транспорту республики оккупанты нанесли огромнейший ущерб. Почти полностью были  выведены из строя железнодорожные узлы Витебск, Минск, Гомель, Орша, Могилев, Полоцк, Барановичи и другие. Из общей протяженн...