Сегодня мы наблюдаем изменения, происходящие в социальной структуре современного общества, его социальных институтах. Эти изменения находят выражение в смещении границ между классами и социальными группами, в появлении новых социальных общностей и новых оснований социальной стратификации. Подобные реорганизации социальной структуры нуждаются в социологическом изучении, поскольку позволят выявить основные тенденции развития системы социального расслоения. В данной работе мы ставим своей целью описать критерии идентификации и основные характеристики креативного класса.
В научной литературе отсутствует единый теоретический подход к определению креативного класса и его ключевых характеристик. Социологическое осмысление и сама идея выделения креативного класса была выдвинута Р. Флорида в работе «Креативный класс: люди, которые меняют будущее». Над данной проблемой работают такие российские исследователи, как Ю.Г.Волков, Г. Л.Мирошниченко, А.Н. Окара, О. К.Трубицын, О.Н. Яницкий и другие.
На современном этапе изученности проблемы креативного класса не существует четких единых критериев, относящих индивидов к этому классу. Некоторые ученые выделяют ряд особенностей, отличающих этот класс от других. Например, Р.Флорида, американский социолог и экономист, говорит, что этот класс характеризуется нестандартным способом добывания средств для существования. Их трудовая деятельность не ограничивается строгими планами, а наоборот, более свободна. Р. Флорида называет их работниками «без галстука» [1, C. 11]. Несмотря на стремление к легкости трудового процесса, креативные люди способны больше и продуктивнее трудиться. Они стремятся к саморазвитию и многогранности интересов, один и тот же человек может увлекаться архитектурой, дизайном, музыкой, спортом, политикой и многим другим. Это люди активные и постоянно ищущие пути к дальнейшему развитию.
Двадцатый век стал временем выделения в обществе нового класса. Во второй половине прошлого века ученые стремились найти ту ведущую группу, которая способствует социально-экономическими изменениям. Определением такой группы в социальной структуре некоторое время выступало понятие «средний класс». У Р. Флориды эта группа получила название «креативный класс». По численности он не превосходит многие другие, хотя в последние годы их число увеличивается, но, тем не менее, его представители на сегодняшний день обладают большим влиянием экономической и других сферах деятельности человека.
Некоторые ученые находятся в сомнениях по поводу того, можно ли вообще считать данную группу людей именно «классом». Эти сомнения вызваны рядом факторов. Например, О. К. Трубицын пишет, что принадлежность к творческой профессии еще не делает человека представителем креативного класса. Креативный класс – это «своего рода «рабочая аристократия» творческих профессий, специалисты, крайне востребованные на рынке…» [2]. С такой позиции креативщики – это люди высшего образования, профессионалы своего дела. Но, очевидно, что не у каждого сегодня есть возможность получить высшее образование, это сопровождается рядом факторов: материальное положение семьи, культурное воспитание и др. Таким образом, человек, занятый творческой профессией, но не имеющий высшего образования, не принадлежит к «креативному классу» с этой точки зрения.
Пока что не выделены те конкретные признаки, по которым можно было бы определить принадлежность человека к данному классу, но, тем не менее, можно составить общее представление. Если рассматривать сам термин «класс» как некоторую совокупность людей, обладающих схожими интересами, поведением, видом деятельности, с помощью которого они добывают себе средства для существования, то именно последнее является ярким отличием представителей креативного класса от других. Их рабочая обстановка, также как и сами работники, достаточно своеобразны. Они не скованны рамками, строгими планами выполнения работы. Представители этого класса стремятся к более комфортным условиям труда. Тем не менее, они являются профессионалами своего дела. Довольно часто в настоящее время встречаются разносторонние люди. Они могут обладать самыми разнообразными знаниями, навыками и интересами. Подобное разнообразие может только способствовать расширению кругозора личности, что в свою очередь создает условия для взлета креативного потенциала личности, что сегодня ценится работодателями.
Таким образом, Р. Флорида выделяет креативный класс по критерию их профессиональной деятельности. Он полагает, если человек является ученым или бизнесменом, архитектором или дизайнером, художником или музыкантом, и если креативная деятельность является решающим фактором его работы – будь то в сфере науки, культуры, бизнеса, образования или здравоохранения, то он принадлежит креативному классу.
А.Н. Окара считает, что «…в современных российских условиях предпочтительнее использовать антропо-социальный критерий — когда главный классифицирующий признак связан не с объективными, а с субъективными, психологическими показателями». Он понимает представителей креативного класса шире, чем Флорида, поскольку к их числу он относит не просто представителей творческих профессий, а тех, кто в профессиональной и социальной деятельности выступает в роли инноваторов, и создателей новых точек развития. «Креативный класс в своей массе состоит из того, кого в России называют «интеллигентами», а на Западе «интеллектуалами», но не тождественен ни тем, ни другим» [3].
О. Яницкий называет креативный класс «новым средним классом», указывая, что он являлся главным коллективным актором новой волны социальных движений [4].
Также как и многие классы, на которые возможно подразделение членов нашего общества, креативный класс выделяется на базе экономики. Экономика нуждалась и нуждается в формировании данного класса. Наиболее важной задачей для представителей креативных профессий современного общества является изобретение и применение новых технологий и новых способов решения различных социально-экономических и других проблем современного общества. Здесь, наряду с положительными возможностями нового класса, можно выделить ряд проблем, которые являются следствием креативной деятельности. Так, например, проблема вреда и пользы новых технологий, создателями которых, по преимуществу, являются креативщики. Как мы знаем, существует давний спор, где одна сторона убеждена в том, что новые технологии – это путь к прогрессу, что они способны облегчить, изменить жизнь человеческого общества, а другая – верит в их разрушающую силу. Можно выделить и другую проблему, которая связана с введением нестандартных условий труда в кругах творческих работников. Если ранее создавались долгосрочные рабочие коллективы, когда люди могли посветить большую часть своей жизни, работая на одну организацию, то сейчас такие долгосрочные связи теряются. Сегодня мы легко можем сменить место работы и влиться в новый коллектив.
Затрагивая проблему мобильности креативщиков, можем сказать, что творческие личности стремятся в районы с развитой инфраструктурой, стремятся находиться там, где для них есть условия дальнейшего развития и где их креативные способности могут применяться и быть оценены по достоинству. Подобную цель могут преследовать не только представители креативного класса, т.к. она вполне адекватна для любого человека. Разница только в том, что сосредоточение в одном районе большего количества креативной группы способно перенести район на новый уровень конкурентоспособности благодаря своему креативному мышлению.
Имея такие возможности, которые могли бы помочь в улучшении состояния современного общества, креативный класс мог бы стать ведущим преобразователем в этой области. Но вопрос в том, что на современном этапе развития данного класса, в умах его представителей нет осознания классовости, того, что они представляют в совокупности силу. «Фактически занимая ключевые позиции во всех областях общественной жизни, “не подозревает о собственном существовании и потому не в состоянии диктовать тот или иной курс обществу, которым он в значительной мере руководит» [5]. Решать общественные проблемы сложно, пока новый класс не обладает классовым сознанием.
Из вышесказанного также можно отметить, что при условии приобретения креативной группой классового сознания станет возможным оказание некоторого влияния, если этого требует ситуация, на разные сферы деятельности человека. Ю.Г. Волков считает, что креативный класс по социальным качествам выступает субъектом социального творчества, вырабатывает формы социального общения, исключающие внесение конфликтных различий в российское общество, при этом поступательными, более мягкими способами. «Являясь классом, заинтересованным в стабильности и порядке, осуществляются стратегии творческого развития – развитие, которое вряд ли возможно в условиях революционного хаоса, резкого изменения условий политической и социальной игры и слома существующих социальных норм и правил», – утверждает Ю.Г.Волков [6]. То есть, креативный класс не относится к представителям, которые ставят в приоритет радикальные формы изменения, регулирования жизни общества.
Вообще появление креативного класса, как совокупности людей стремящихся к более свободным, творческим условиям труда, к разносторонности, саморазвитию говорит о том, что в обществе существует тенденция к некоторому развитию. В обществе, где креативный класс занимает лидирующие позиции, или хотя бы не последнее место наряду с другими классами, не возникнет застойных ситуаций. Можно достичь некоторого уровня без участия креативщиков, но рано или поздно найдутся те, кто превзойдет их, что приведет к невыгодному положению первых. «Достигнув успеха за счет использования дешевой, квалифицированной и дисциплинированной рабочей силы, с одной стороны, и заимствования технологий, с другой, они так и остаются вечно «догоняющими», но не могут стать лидерами» [7]. К таким странам, по мнению О.К. Трубицына, можно отнести Японию, и возможно, Китай.
Представителям нового класса предписывают в обществе значительное положение, так как именно такой критерий, как креативность, делает представителя креативной группы способным к совершенствованию, к решению различных проблем новыми, неординарными эффективными способами, которые могут обеспечить, при корректном, гуманном использовании своих способностей, успех и лидирующую позицию страны.
Помимо вышеперечисленных особенностей, ученые, изучающие проблемы креативного класса, видят в нем силу, которая способна преобразовать общество и привести к расцвету не только экономическую, но и социальную, и другие сферы деятельности человека и возвысить положение государства среди других стран. Но на сегодняшнем этапе развития креативного «класса» это затруднительно, т.к. эта творческая группа не обладает сознанием классовости.
Креативная деятельность характеризуется не только положительными результатами. Она предполагает различные нововведения, ранее не испробованные, поэтому эта деятельность сопровождается риском. В этом креативная деятельность схожа с неоднозначным процессом глобализации: в обоих случаях мы не можем предугадать, к чему приведет модернизация.
Подводя итог, отметим, что согласно теории креативного класса Р.Флориды, креативность представляет собой способность создавать новое, включает процесс создания новых комбинаций, схем и алгоритмов, характеризующийся высоким уровнем неопределенности и риска, сложностью прогнозирования результатов. Р.Флорида говорит о технической креативности в сфере технологических инноваций, экономической креативности в бизнесе, о креативности в культуре и других сферах. Креативность, с его точки зрения, тесно переплетена в разных сферах общества. С точки зрения Ю.Г. Волкова креативный класс конструктивен, он не ставит в приоритет радикальные формы изменения общества. О.Н. Яницкий считает креативный класс главным коллективным актором новой волны социальных движений, подразумевая под ним «думающее меньшинство», интеллигенцию. Однако для современного российского общества креативный класс, скорее некое условное понятие, в него входят не только представители креативных профессий современного общества. Это понятие содержит не только объективные, но и субъективные критерии, социологическое изучение данной темы остается актуальным и востребованным.
Е. С. Резникова