Актуальность темы исследования обусловлена задачами модернизации, стоящими перед системой подготовки кадров высшей квалификации в Республике Беларусь. Являясь значимым фактором социального и экономического прогресса, высшая школа должна соответствовать новым политическим, социально-экономическим и информационным реалиям. В 2015 г. Республика Беларусь включилась в Болонский процесс, направленный на развитие академической мобильности, укрепление сотрудничества и межвузовских связей в сфере высшего образования, повышение качества и привлекательности высшего образования.
Вместе с тем, признанный во всём мире высокий уровень образовательных стандартов советского времени требует объективной оценки и использования опыта советской высшей школы. Очевидно, что процесс интеграции Беларуси в Европейское пространство высшего образования должен происходить на основе сохранения реальных достижений подготовки специалистов в СССР. Следовательно, изучение образовательной политики советского государства, опыта функционирования советской системы высшего образования, а также степени влияния на развитие высшей школы политических, экономических, социальных и культурных изменений является необходимым условием совершенствования системы высшего образования Республики Беларусь.
Значимым достижением советской образовательной и социальной политики являлось увеличение числа женщин среди специалистов с высшим образованием, возрастание роли высшего образования в социализации женщин, выборе стратегий их жизненного пути. Широкие возможности профессионального выбора, система обязательного распределения специалистов способствовали вовлечению женщин во все сферы жизнедеятельности общества: экономическую, социальную, политическую, духовную. Изучение феномена массового притока женщин в высшую школу, его причин и последствий важно для понимания развития социокультурных процессов в Беларуси и ее специфики на восточноевропейском фоне.
Актуальность темы определяется также её недостаточной изученностью в отечественной историографии. Проблема подготовки женщин-специалистов в БССР остается пробелом как отечественной, так и зарубежной исторической науки. Среди многочисленных исследований, затрагивающих различные этапы истории высшей школы БССР, а также изменения положения женщин в белорусском обществе, до настоящего времени нет тех, где подготовка женщин-специалистов была бы избрана в качестве самостоятельного объекта научного изучения. Вместе с тем, анализ широкого круга литературы по вопросам развития высшего образования БССР и истории решения «женского вопроса» в БССР свидетельствует о наличии потребности выявления роли высшего образования в эволюции статуса женщины в обществе, с одной стороны, и влияния процессов феминизации (увеличения количества студенток) высшей школы на различные сферы жизнедеятельности общества (экономику, культуру, образование) – с другой.
Хронологические рамки диссертационного исследования охватывают 1944–1991 гг. Нижняя граница связана с началом восстановления системы высшего образования после освобождения БССР от немецких захватчиков, а также резким ростом доли женщин в студенческом контингенте вузов, обусловленным деформацией половозрастной структуры населения в годы Великой Отечественной войны. Выбор верхнего хронологического рубежа определяется изменением политических, социально-экономических и культурных факторов общественного развития в результате распада СССР, а также последовавшей трансформацией высшей школы и условий подготовки женщин-специалистов в белорусском суверенном государстве.
Олесик Екатерина Яковлевна