На пороге XXI в. мировое сообщество столкнулось с разного рода последствиями процессов глобализации. Кризисные явления затронули различные сферы его жизни, в том числе и общественно-гуманитарные науки. Статистика свидетельствует о тенденциозном сокращении в странах Запада числа студентов и исследователей, желающих заниматься ими профессионально, о снижении престижа гуманитарного образования и популярности профессии историка среди молодежи [9, 17].
Глубина кризиса гуманитарной науки в Израиле оценивается неоднозначно: с точки зрения одних ситуация плачевная, катастрофическая [1, 5, 6, 7, 11, 13, 21, 24], по мнению других на ряде специальностей гуманитарного факультета положение стабилизируется, а спрос на историческое образование даже постепенно растет [10]. Проведенное мною исследование, основанное на статистических данных и беседах с коллегами, позволяет присоединиться к лагерю оптимистов.
За годы существования Государства Израиль система высшего образования претерпела грандиозные изменения: с 1948 г. по 2007 г. число студентов выросло в 130 раз, в то время как население – всего в 14 раз [3, с. 54]. До начала 1970-х гг. она была достаточно однородной, представлена университетами, основанными на т.н. гумбольдтианской модели селективных исследовательских немецких университетов, сочетающих в себе идеал исследовательской и преподавательской деятельности. Однако с середины 1970-х гг. в этой сфере стали происходить существенные изменения.
В 1974 г. был основан вуз заочного обучения – Открытый университет, где все желающие без вступительных экзаменов могут получить первую и вторую степени по различным специальностям, в том числе и гуманитарным. В стране появилось множество филиалов иностранных вузов. В 1980 – 1990-е гг. существенно расширился неуниверситетский сектор, представленный государственнми академическими колледжами (бюджетными, субсидируемыми государством), наделяющими первой и частично второй степенями, эквивалентными аналогичным академическим степеням бакалавра и магистра университетов.
Подавляющая часть из них является филиалами последних, находится под их всесторонним контролем, а ведущие профессора читают там курсы лекций [22, с. 80 – 82]. С открытием в 1994 г. Междисциплинарного Центра в Герцлии (Interdisciplinary Center in Herzliya) в Израиле возникли частные колледжи, не получающую финансовую поддержку государства.
Университеты и академические колледжи функционируют под надзором специального государственного органа – Совета по вопросам высшего образования, что обеспечивает унифицированную программу обучения и систему подготовки квалифицированных кадров в стране. Согласно закону университеты пользуются полной экономической и административной автономией, оказывают решающее влияние на формирование национальной политики в области научных исследований [4].
Высшее историческое образование в Израиле можно получить на гуманитарном, общественно-гуманитарном факультете 6 из 8 существующих университетов, ряде академических государственных и частных колледжей и педагогических академических колледжей. В переводе с иврита «гуманитарный факультет» – «мадэй аруах» (The Faculty of Humanities) – означает «факультет наук о духе, душе», что весьма точно отображает суть дисциплин, объединенных под зонтиком данного названия: они изучают законы развития общества, поведение в нем человека, взаимоотношения между людьми, место и роль еврейского народа, его культуры и Государства Израиль в общечеловеческой истории.
На факультете преподаются региональные языки и литература (древние и современные), различные виды искусства (музыка, изобразительное искусство, театр, телевидение и т.п.), философия и т.д.
Исторические дисциплины входят в группу т.н. «общих гуманитарных наук» (General humanities) и включают Танах (Bible), Талмуд (Talmud – oral law), Иудаизм (Judaism), Общую философию (General philosophy), Еврейскую философию (Jewish philosophy), Историю еврейской мысли (History of Jewish thought), Философию и историю наук (Philosophy and History of sciences), Всеобщую историю (General History), Историю Израиля (Israeli history), Историю исламских стран (History of Islamic countries), Археологию (Archeology), Историю современного еврейства (Contemporary Judaism), Области исследований Израиля (Land of Israel studies).
Только университеты имеют право присваивать все три академические степени (первую – бакалавра (В.А.; B.Ed.), вторую – магистра (M.A) и третью – доктора (Ph.D.)) по истории в зависимости от выбранной специализации (всеобщая история, история стран Ближнего Востока, история еврейского народа). С годами они все больше превращаются в место обучения преимущественно магистрантов и докторантов.
Абитуриенты же, не стремящиеся к научно-исследовательской деятельности, целенаправленно выбирают учебу в колледжах. С 2005 – 2006 уч.г. гуманитарные науки как самостоятельные специальности существуют и в педагогических колледжах, находящихся в подчинении Министерства образования, выпускники которых получают 1-ю степень (В.А.и В.Еd.) с правом преподавания истории в средних и старших классах школы.
Существенная часть курсов на гуманитарном факультете посвящена проблемам иудаизма, еврейства и Государства Израиль. В этом состоит одна из главных особенностей построения университетской учебной программы по специальности «История».
Она была сформулирована и утверждена в мае 1935 г. на заседании Совета гуманитарного факультета Иерусалимского университета (старейшего, основанном в 1918 г.). Группа профессоров-историков, получивших образование и прошедших стажировку в ведущих европейских университетах Германии, предложила программу, принятую на Западе: параллельное изучение национальной истории в рамках общего курса мировой истории.
Однако их коллеги преподаватели иудаизма, в большинстве своем выпускники йешивот стран Восточной Европы, настаивали на образовании самостоятельного курса истории еврейства. Под их влиянием было принято беспрецедентное решение: на факультете открылось два независимых равнозначных исторических курса – всеобщей истории и истории еврейского народа [8, с. 15]. Иерусалимская система была взята на вооружение вновь образованными университетами и сохранилась до сих пор.
Согласно учебной программе всеобщая история разделена на четыре периода (древняя, средневековье, новая история ранний период (ХV – ХVІІІ вв., новая история современный период – до наших дней) и 4 основных географических зоны (Европа Западная, Европа Восточная, США, Латинская Америка). Особое внимание уделяется странам Ближнего Востока и Африки, что объясняется рядом причин географического и политического характера. Подавляющая часть предлагаемых студентам курсов носит проблемный характер и посвящена политическому, правовому, культурному и религиозному аспектам. Многочисленные курсы по иудаизму затрагивают различные темы по еврейской истории с древнего времени и до наших дней.
Для большей наглядности возьмем один из самых крупных и престижных университов страны – Тель-авивский (ТАУ) [20], в котором в 2006 – 2007 уч.г. обучалось примерно 11% от 54 615 учащихся всех вузов страны, 21% студентов израильских университетов [2, с. 50 – 53; с. 427], в том числе 9% всех получивших академические степени по истории (второй показатель после Хайфского университета, специализируещегося на гуманитарных и общественных дисциплинах) и 31% обладателей степени Ph.D. (самый высокий среди университетов страны) [2, табл. 4, с. 54].
Гуманитарный факультет ТАУ представлен 5 школами (Schools), 18 отделениями (Departments), более 20 институтами (Institutes) и исследовательскими центрами (Centers) [18].
Школой в израильском университете называется научно-исследовательский центр, задача которого заключается в подготовке докторантов. Функции учебного подразделения, занимающегося обучением на первую и вторую степени, выполняют отделения. Они существуют в рамках школы. Школа не ответственна за учебные программы отделений. Однако между двумя важнейшими структурами факультета существует тесная связь: преподаватели являются членами академического состава школы, а учебные программы, разработанные отделениями для получающих вторую степень, открыты для слушателей школы.
Учащиеся отделений приглашены участвовать в мероприятиях школы (форумах, лекциях и конференциях), что позволяет им ознакомиться с деятельностью последней и затем продолжить учебу в ее рамках. Как правило, подавляющая часть учащихся школы – выпускники и студенты отделений школы. Остальные являются слушателями других отделений гуманитарного факультета, иных факультетов ТАУ, израильских и зарубежных университетов.
Крупнейшей школой на факультете считается Школа истории (The School of Historical Studies), занимающаяся подготовкой обладателей третьей степени в области истории Америки и стран Европы, истории Ближнего Востока и Африки, истории и философии науки и мысли, классических учений, арабского языка и литературы, и, частично, географии и окружающей среды.
В Школе насчитывается около 140 докторантов и 90 членов академического состава. 6 преподавателей школы получили государственную премию Израиля, а 4 являются членами Национальной научной Академии. При Школе имеется 6 отделений (по всеобщей истории, истории Ближнего Востока и Африки, истории и философии науки и мысли, курс классических учений, курс по географии и окружающей среде, курс арабского языка и литературы), 11 институтов и научных центров (центр по изучению Ближнего Востока и Африки; институт по истории и философии науки и мысли; институт по истории Германии; институт по истории и культуре стран Латинской Америки; институт по истории Ирана; центр по изучению международных и региональных отношений; центр по истории России и стран Восточной Европы; центр по изучению культур стран Ближнего Востока; институт по истории европейской цивилизации; институт по изучению исторического сознания). Отделения специализируются в 11 областях исторического знания, объедененных по географическому, хронологическому или же тематическому принципу.
Школа по изучению еврейства (School of Jewish Studies) представляет собой учебный центр для получения третьей степени, проведения исследовательской работы и академической деятельности дисциплинарной и междисциполинарной, предметом научного интереса которых является иудаизм [19]. В составе школы 4 отделения (археологии и культуры Древнего Востока, истории еврейского народа, еврейской литературы, еврейской культуры), 6 институтов и научных центров (Центр по изучению диаспоры, Институт истории сионизма и Государста Израиль, Институт археологии, Институт еврейской журналистики и средств связи, Центр по изучению еврейской литературы и культуры, Институт истории еврейства Польши), а также 14 кафедр по истории евреев, их культуры и наследия в различных регионах мира в разные исторические периоды (например, евреев России, Балканских стран, Европы, исламских государств, история еврейства в эпоху бронзы и железы, история евреев древнего мира, история Холокоста и т.д.)
Учебные программы студентов носят индивидуальный характер, составляются на основе рекомендаций преподавателей и секретарей отделений в зависимости от избранной специализации и интересов учащихся. Существует два варианта обучения в бакалавриате: на двух отделениях одновременно (основном – на своем факультете и дополнительном – на своем или любом другом) и на одном отделении. Первый предпочтителен для первокурсников, т.к. предусматривает лекции и семинарские занятия по основополагающим историческим проблемам избранной специализации, а также курсы для общей эрудиции по выбору.
У студентов второго года обучения есть возможность продолжить учебу по той же схеме или же сосредоточиться на углубленном изучении дисциплин избранного ими направления на одном отделении факультета. В обоих случаях строго оговариваются лишь количество учебных часов, тип учебных занятий (лекция, лекция + практическое занятие, семинар, дополнительный лекционный курс для расширения кругозора, обязательное овладение вторым иностранным языком и т.д.), а также форма зачета в конце каждого семестра.
Обучение на вторую степень требует серьезного погружения в изучение конкретных исторических проблем по избранной специализации одного отделения. Магистранты могут выбрать либо т.н. «исследовательский» путь, завершающийся написанием научной работы, что является непременным условием для продолжения учебы в докторантуре, либо «теоретический», без подачи таковой. Для всех магистрантов является обязательным зачет по третьему иностранному языку.
Подобное построение учебной программы в израильских университетах имеет свои плюсы и минусы. Положительно то, что «всеобщая история» получает весьма широкое самостоятельное освещение, фокус внимания в процессе преподавания направлен на наиболее значимые в ней события, не отвлекает внимание студентов и исследователей на местную историю.
Вместе с тем, специализирующиеся в области еврейской истории не получают общей и методической подготовки по курсу всеобщей истории. Присутствие в учебных программах тех или иных курсов зависит от наличия преподавателей-специалистов в конкретных областях и их приоритетных сиюминутных научных интересов. Это ведет к отрывочности знаний студентов, не способствуюет складыванию у них целостного представления о той или иной исторической эпохе, ограничивает их шансы ознакомиться с основными методами исторического исследования и ведущими научными школами.
С уходом ведущих профессоров на пенсию ликвидируются их ставки, а вместе с ними исчезают из учебных планов читаемые ими дисциплины. В условиях финансового кризиса университеты не просто ограничены в своих возможностях «обновить» и «омолодить» академический состав гуманитарных факультетов за счет постоянно растущего числа только что защитившихся исследователей. Они стараются «избавиться», в первую очередь, от научных центров, институтов и программ гуманитарного профиля как нерентабельных. Согласно заявлению декана гуманитарного факультета Иерусалимского университета в 2009 –2010 уч.г. было закрыто 4% из 1 650 существовавших в предыдущие годы курсов [16].
Сложившийся в обществе консенсус по поводу падения популярности гуманитарного образования базируется на реальных цифрах: если в 1999 – 2000 уч.г. студенты гуманитарных факультетов составляли 18,5% от общего числа учащихся вузов Израиля, то в 2009 – 2010 уч.г. этот показатель равнялся 8,6% [1].
Наряду с этим, опубликованные Центральным Статистическим Бюро Израиля данные свидетельствуют о постепенном росте популярности профессии историка. Среди выпускников 2006 – 2007 уч.г. гуманитарных факультетов университетов первую и вторую степени по специализации «общие гуманитарные дисциплины» (история) получили 46%. По сравнению с 1999 – 2000 уч.г. рост составил 10% [2, табл. 3, с. 50]. 89,6% получивших в 2006/7 уч.г. первую степень в Открытом университете являлись слушателями гуманитарно-общественного факультета [2, с. 23; 23].
В том же учебном году в академических колледжах страны был зафиксирован самый высокий процент обладателей степени В.А. по общественным наукам (включая историю), что по сравнению с 1999 – 2000 уч.г. составило рост на 17,4%, а с 2005 – 2006 уч.г. – 27,4% (выше только по вспомогательным врачебным специальностям, сельскохозяйственным и биологическим) [2, с.19 – 20]. При общем сокращении учащихся гуманитариев в педагогических колледжах на 49,4% (общественных – более 45%) их число на специальности «История» возросло на 105,9% [2, с. 22].
В Израиле из года в год растет интерес к научно-исследовательской работе в области истории: в 1979 – 2080 уч.г. число обладателей третьей степени увеличилось на 28 чел., через 10 лет (1989 – 1990) – на 75, и, наконец, в 2006 –2007 уч.г. – еще на 111 [8, с. 22 – 24]. Лидирующее положение здесь занимают Иерусалимский и Тель-авивский университеты, которые достойно выглядят на фоне крупнейших университетов мира. В 2002 –2003 уч.г. в ТАУ было защищено 33 диссертации по истории (в 2006 – 2007 – 42), в Иерусалимском – 32 (в 2006 – 2007 уч.г. – 29) [2, табл. 9, с. 68].
В том же 2002 – 2003 уч.г., например, в Пристонском университете – 34, в Оксфордском – 46, в Свободном университете Берлина – 56, в Кембриджском – 79 [8, с. 24]. На протяжении 1994 – 2004 гг. наиболее популярным периодом исследований в Израиле оставался ХХ век, на втором месте – период новой истории до 1900 г., на третьем – древняя история, далее – история средних веков и, наконец, доисторический период [8, с. 25].
Аналогичная ситуация наблюдалась и в ведущих университетах мира: в 2003 – 2004 уч.г. в Оксфордском университете 32,6% защищенных дисертаций было посвящено современной истории (ХХ в.), в Кембриджском – 34,2%, Московском – 66,7% [8, с. 27 – 28].
Характерным для большинства университетов мира является высокий процент занятости докторантов в исследованиях истории и культуры своего народа. Так, в Йельском, Кембриджском, Берлинском университетах от 43 до 27%, а в среднем по университетам США – до 54% всех диссертаций посвящены проблемам местной истории [8, с. 32 – 33].
Не исключением является и Израиль. В 1974 – 1975 уч.г. почти 95% докторантов занимались исследованиями в области истории еврейских диаспор мира, ишува в Эрец Исраэль, израильско-палестинского конфликта, Холокоста. В 2003 – 2004 их число сократилось почти наполовину [8, с. 34 – 38], однако за последующие годы выросло вновь.
Согласно подсчетам комиссии, занимавшейся проверкой состояния преподавания иудаизма в вузах Израиля, с 1998 г. по 2008 г. численность обладателей третьей степени по специальности увеличилась на 34% [5, с. 4 – 5]. Наряду с этим, отмечается устоявшаяся в последнее десятилетие невостребованность курсов по проблемам иудаизма студентами гуманитарного факультета, которые оценивают их как неактуальные и устаревшие [5, с. 3, 7; 14, с. 3]. Если за период с 1998 по 2008 гг. общее число обучающихся на первую степень на гуманитарном факультете сократилось почти на 15 %, то на отделении истории еврейского народа – более, чем на 36 % (и на 24% среди продолжающих обучение на вторую степень) [5, с. 4 – 5].
Непропорциональный рост обладателей третьей степени по историческим дисциплинам, сокращение числа студентов по специализации «еврейская история», закрытие институтов, научных центров и курсов гуманитарного профиля в университетах ведут к сокращению профессорско-преподавательского состава, росту числа безработных с третьей степенью и дальнейшей «утечке мозгов» из страны.
Для исправления ситуации и оздоровления системы высшего образования в целом и гуманитарного, в частности, несколько лет тому назад началась разработка правительственной программы по созданию специальных научных центров для трудоустройства талантливых ученых израильтян, работающих за границей, но желающих вернуться на родину.
В Министерстве образования обсуждается вопрос о включении в программу обучения студентов университетов вне зависимости от специальности нескольких обязательных курсов гуманитарного профиля. Такая мера, направленная на оживление гуманитарных наук, должна способствовать также повышению общего культурного уровня и расширению кругозора молодых специалистов. Эффективным, на мой взгляд, является предложение одной из комиссий по налаживанию механизма межуниверситетской системы обучения, когда определяется специализация гуманитарного факультета каждого из университетов, а студенты alma-mater имеют возможность посещать интересующие их лекционные и специальные курсы в других вузах [12, с. 25 – 28].
Таким образом, государство стоит перед необходимостью создания в стране механизма, который, с одной стороны, сделает гуманитарное образование престижным и экономически выгодным, а с другой – более привлекательным. Пока заработная плата обладателей первой степени по компьютерным и инженерным наукам будет превышать зарплату их коллег-выпускников гуманитарного факультета почти в 4 раза [15, с.146 – 147], молодые люди при выборе специальности будут руководствоваться, прежде всего, прагматическими соображениями: гарантией трудоустройства, более высоким заработком, перспективой карьерного роста.
Беленькая Л.Л.
Развитие методологических исследований и подготовка кадров историков в Республике Беларусь, Российской Федерации и Республике Польша: сборник научных статей; под науч. ред. проф. А.Н. Нечухрина. – Гродно: ГрГУ, 2011. – 372 с.