Учебно – воспитательный процесс в высшем медицинском училище непосредственно связан с педагогической средой университета. Оптимальная педагогическая среда оказывает влияние на профессионально – личностное развитие будущего медицинского специалиста. Хорошо организованная педагогическая среда создает условия эффективной подготовки современного специалиста. Она помогает ему овладеть знаниями, умениями и навыками, связанными с медицинской профессией. Формирование и развитие специалиста осуществляется в педагогической среде высшего медицинского училища.
Педагогическая среда определяет принципы организации и характер взаимодействия с компонентами микросреды и макросреды. Она имеет все характеристики социальной среды и является совокупностью специфического учебного процесса, духовных, материальных и социальных отношений, направленных на качественную подготовку будущего специалиста. Она помогает овладеть компетенциями будущему специалисту и целенаправленно готовит его к оптимальной профессиональной реализации [1, с. 17 – 21].
Цель научного сообщения раскрыть и определить педагогическую среду высшего медицинского училища как пространство профессионально – личностного развития будущего медицинского специалиста.
Предмет исследования это – процесс развития будущего медицинского специалиста в условиях университетской педагогической среды.
Объектом исследования являются студенты кафедры «Забота о здоровье» Тракийского университета, медицинского факультета г. Стара Загора, преподаватели и наставники клинических баз практической подготовки.
В процессе исследования использовали анкету, целенаправленное наблюдение и педагогический эксперимент.
Университетская педагогическая среда это – фактор, стимулирующий формирование и профессионально–личностное развитие студента как личности и медицинского специалиста. Будущий медицинский специалист – это самостоятельная личность, которая осуществила свой выбор в учебном процессе и вне его. Поэтому в организации педагогической среды создаются необходимые условия, которые стимулируют активность и самодеятельность студента в процессе усвоения знаний, умений и навыков, а также и в поиске оптимальных вариантов реализаций в качестве хорошего профессионала [1, с.17 – 21].
Исследование позволило выявить следующие функции педагогической среды высшего медицинского училища: образовательная, формирующая и профессиональная. Посредством образовательной функции будущий медицинский специалист овладевает знаниями, умениями, навыками и получает образовательно–квалификационную степень «бакалавр». Она связана с его подготовкой и формированием профессиональных умений и навыков. Формирующая функция направлена на целостное формирование личности студента в условиях профессиональной среды (на моральное, общеобразовательное и профессиональное формирование будущего специалиста и воспитывает общечеловеческие добродетели). Цель – овладеть информацией, касающейся медицинской профессии, и сформировать гуманную, ответственную личность, способную в различных жизненных ситуациях находить верный моральный ответ на возникшую проблему. Необходимо органически сочетать высокую образованность с гуманностью и ответственностью. Профессиональная функция связана с усвоением необходимой компетенции, которая находится в основе медицинской профессии. Эта функция реализуется оптимально, если органически связана с образовательной и формирующей функцией педагогической среды высшего медицинского училища.
Анализ педагогической среды в высшем медицинском училище Тракийского университета доказал, что эта система включает следующие компоненты: академические и факультетские органы управления, организацию и реализацию учебно–воспитательного процесса; взаимоотношения «преподаватели – студенты – обслуживающие звенья»; формальные и неформальные объединения с участием будущего медицинского специалиста. Проведенные нами исследования показали, что университетская педагогическая среда имеет неустойчивый характер. Изменения обусловлены особенностями и потребностями конкретной ситуации обучения, в которой реализуется обучение, спецификой, структурой и способом организации высшего медицинского училища; профессиональной реализацией будущего медицинского специалиста.
Мы установили, что социальная реальность представлена как требование и определенное содержание университетской педагогической среды для формирования и профессионально-личностного развития специалиста. Она определяет цели и способ организации и реализации педагогической среды в университете. В сочетании с спецификой медицинской профессии изменения бывают непрерывными и значимыми.
Исследование показало, что преподаватели как активные субъекты педагогической среды высшего медицинского уделяют достаточное внимание целеполаганию. В процессе изучения установлено, что большой процент преподавателей, желающих поставить ясные и точные цели, не определяет данные цели совместно со студентами, чтобы обучаемые их могли принять как свои и активно участвовать в реализации. Если считать, что студенты – реальные партнеры, то университетская педагогическая среда способна превратить в пространство профессионально-личностного развития будущего медицинского специалиста.
Все участники исследования считают, что педагогическая среда высшего медицинского училища оказывает влияние на повышение качества обучения будущих специалистов, а это имеет решающее значение для улучшения здоровья и качества жизни населения, а также для обеспечения эффективного развития конкурентноспособности.
Необходимо обучение высококвалифицированных медицинских специалистов, отвечающих требованиям социальной политики и стандартам качества заботы о здоровье. Новые функции предполагают правильное использование специфических измерений педагогической среды высшего медицинского училища.
Желева Е.