Категории

Инновационная воспитательная среда как единство новаторского и традиционного в деятельности учреждения образования

5 минут на чтение

Образовательная среда – относительно новое понятие, вошедшее в педагогику в последнее десятилетие. Она характеризует ценностное описание общих и специфических особенностей конкретного образова­тельного учреждения. В самом общем смысле среду можно рассматри­вать как окружение, с которым взаимодействует тот или иной субъект.

Разновидностью образовательной среды является инновационная образовательная среда, которая «представляет собой внутреннее и внешнее духовно-материальное пространство учебного заведения, соз­дающее соответствующий ему имидж (культ генерации педагогических инноваций, культ учебы, сотрудничество и т.д.), способствующий раз­витию корпоративной культуры педагогов-новаторов» [1, с. 19].

Инновационная педагогическая среда – «это образовательное про­странство учебного заведения, объединенное корпоративной культурой, комплексно воздействующее на развитие личности, способствующее педагогическому творчеству, формированию нетрадиционного мышле­ния» [1, c. 34]. Создание инновационной образовательной среды обеспе­чивается сотрудничеством и сотворчеством преподавателей и учащихся.

Инновации преобразуют всю систему отношений человека с окру­жающим миром и с самим собой. Инновационность – это, на наш взгляд, открытость, проницаемость идей и взглядов иного характера, отличного от собственного мнения. Для педагога это сводится, прежде всего, к умению отнестись к своей позиции не как к единственно возможной и верной. Инновационность – это открытость в прошлое, настоящее и бу­дущее. Из прошлого всегда можно и нужно взять то полезное, что было наработано прежними поколениями, независимо от мировоззренческих убеждений, которые исповедовал тот или иной педагог. На наш взгляд, парадокс инновации состоит в том, что она решает современные про­блемы на основе единства традиционного и новаторского: инновация обращена в будущее, а во многом питается идеями прошлого.

Инновационная образовательная среда предполагает решение сово­купности задач инновационного воспитания, реализует идею формиро­вания учащегося не просто как гражданина, но, прежде всего, как чело­века, осознающего свое место в мире.

Мы признаем субъективность ученика в образовательном процессе, наличие у него собственных целей, интересов и потребностей. Мы знаем, что необходимо развивать индивидуальность и личность каждого ученика, относиться к нему как к партнеру. Каждый должен иметь воз­можность реализовать свою программу становления ответственного гражданина демократического общества. Важно, чтобы индивидуальная программа не противоречила программе сохранения и развития этого общества, не прерывала культурную традицию.

Важными условиями и задачами реализации этой идеи являются:  побуждение обучаемого на саморазвитие и самовоспитание;  формирование патриотизма, трудолюбия, общей культуры, эсте­тического, экологического, семейно-бытового воспитания и самовоспи­тания на основе белорусской национальной культуры; формирование установки на здоровый образ жизни и на физиче­скую культуру.

Данные условия обеспечивают выявление признаков единства тра­диционного и новаторского в воспитательной деятельности учреждения образования. Отметим некоторые признаки инновационного воспита­ния:

  1. Наличие концепции воспитания как части общей стратегии форми­рования и развития образовательной среды учреждения образова­ния.
  2. Создание и утверждение традиций учреждения образования.
  3. Основные принципы – демократизм, сотрудничество, связь с жиз­нью страны и мира.
  4. Информационная поддержка воспитательного процесса.
  5. Освоение передового опыта воспитательной работы.
  6. Развитое самоуправление учащихся.
  7. Инновационные формы воспитания.
  8. Встречи с известными людьми, участниками Великой Отечествен­ной войны.
  9. Воспитывающий интерьер здания учреждения образования.
  10.  Наличие корпоративной культуры учреждения образования.
  11.  Достижения учащихся и преподавателей в творческих смотрах, спортивных соревнованиях, конкурсах и т.д.

Разработка модели инновационного воспитания предполагает опре­деленные процедуры проектирования: разработку парадигмы и концепции инновационной системы вос­питания; обоснование логики этапов построения инновационного процесса, внедрения нетрадиционных технологий и методик; построение алгоритма исполнения разработанного проекта, его апробации и внедрения.

Изучение практики инноваций в обучении подтверждает факт, что педагоги и руководители учреждений образования не всегда владеют теоретико-методическими и технологическими подходами к проектиро­ванию учебного процесса как процесса воспитательного.

Педагогическое проектирование воспитывающего обучения как профессиональное умение педагога не стало сегодня реальной состав­ляющей инновационного поиска отечественной школы. Тем не менее, формируется и развивается интерес педагогов-практиков (в первую оче­редь, управленцев в сфере образования) к разработке программ развития школы, образовательных программ, авторских учебных программ, мо­делей выпускника и т.д.

Выбор технологий проектирования обучения и воспитания оказыва­ется эффективным, если учитывает современную методологию педаго­гической инноватики, теоретические положения о гуманизации учеб­ного процесса, специфику функционирования дидактической подсис­темы в воспитательной системе учреждения образования и особенности осуществления учебного процесса в условиях конкретного учреждения образования.

Воспитание – сложный процесс, рассматриваемый как специально организованная деятельность педагогов и воспитанников по реализации целей образования в условиях педагогического процесса. Успех воспи­тания зависит от множества факторов, где не последнюю роль играют отношения между воспитанником и педагогом. Исходя из этого воспитательные технологии можно определить как продуманную во всех деталях модель совместной деятельности, содер­жащую систему научно обоснованных приемов и методик, способст­вующих установлению таких отношений между воспитателем и воспи­танниками, при которых оптимально достигаются конкретные воспита­тельные цели.

Внедрение технологического подхода в практику образования обна­ружило тенденцию более быстрого развития технологий обучения по сравнению с технологиями воспитания. Видимо, это связано с тем, что технология обучения в меньшей мере зависит от субъективных факто­ров, носит в какой-то степени насильственный характер, поскольку за­коны физики или химический состав вещества не зависят от воли и от­ношения к ним ученика. На эффективность воспитательного процесса в большей мере влияют мастерство педагога, особенности его личности, а главное, от­ношение воспитанника к воспитателю. Продуктивность самой замеча­тельной воспитательной технологии часто зависит от степени автори­тета педагога и от многих других факторов, иногда даже незначитель­ных (настроения, самочувствия педагога и учащихся).

Конструирование педагогических технологийсложный процесс. В общем виде он состоит из следующих этапов: выбор и обоснование ос­новной идеи педагогической технологии; разработка целевой концепции технологии и иерархическая систематизация учебных целей; проектиро­вание собственно содержания обучения или воспитания; интеграция содержания, методов и форм обучения или воспитания; конструирова­ния системы средств реализации технологии в учебно-воспитательном процессе; разработка системы контроля и оценки достижений учащихся, уровня воспитанности.

Как уже известно, постановка диагностируемой цели является одной из важнейших составляющих создания педагогической технологии. При создании воспитательных технологий, как и в обучающих технологиях, ставится цель, в которой сформулированы ожидаемые конкретные ко­нечные результаты.

На основе данных диагностики производится отбор содержания, форм, методов и приемов воспитания и создается собственно техноло­гическая цепочка. Ведущими технологическими подходами к проекти­рованию учебного процесса в воспитательной системе учреждения об­разования, на наш взгляд, являются следующие: создание моделей обу­чения на основе выбранных концептуальных положений; выработка векторов деятельности в парадигме «педагогическое действие – педаго­гическое событие – предполагаемое социально-педагогическое явле­ние»; разработка критериальной базы оценки успешности обучения на основе системы косвенных признаков по каждому параметру с точки зрения качественного приращения личности ребенка.

Бразовская Т.И.

«Т е х н о О б р а з `` 2 0 1 1» РОЛЬ И МЕСТО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В НЕПРЕРЫВНОМ РАЗВИТИИ И САМОРАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

ТОМ II

Материалы VIII Международной научно-практической конференции

Facebook Vk Ok Twitter Whatsapp

Похожие записи:

Основная воспитательная задача учебных заведений состоит в том, чтобы обеспечить возможность полноценного развития личности, определяющего её отношение к людям, окружающему миру, культурному наследию своей страны. В структуре содержания образования функцию осн...
Состояние инновационной деятельности в любом государстве является важнейшим индикатором развития общества. В настоящее время инновационная политика в развитых странах является составной частью государственной социально-экономической политики. Республика Белару...
Учебно – воспитательный процесс в высшем медицинском училище непосредственно связан с педагогической средой университета. Опти­мальная педагогическая среда оказывает влияние на профессионально – личностное развитие будущего медицинского специалиста. Хорошо ор­...