Образовательная среда – относительно новое понятие, вошедшее в педагогику в последнее десятилетие. Она характеризует ценностное описание общих и специфических особенностей конкретного образовательного учреждения. В самом общем смысле среду можно рассматривать как окружение, с которым взаимодействует тот или иной субъект.
Разновидностью образовательной среды является инновационная образовательная среда, которая «представляет собой внутреннее и внешнее духовно-материальное пространство учебного заведения, создающее соответствующий ему имидж (культ генерации педагогических инноваций, культ учебы, сотрудничество и т.д.), способствующий развитию корпоративной культуры педагогов-новаторов» [1, с. 19].
Инновационная педагогическая среда – «это образовательное пространство учебного заведения, объединенное корпоративной культурой, комплексно воздействующее на развитие личности, способствующее педагогическому творчеству, формированию нетрадиционного мышления» [1, c. 34]. Создание инновационной образовательной среды обеспечивается сотрудничеством и сотворчеством преподавателей и учащихся.
Инновации преобразуют всю систему отношений человека с окружающим миром и с самим собой. Инновационность – это, на наш взгляд, открытость, проницаемость идей и взглядов иного характера, отличного от собственного мнения. Для педагога это сводится, прежде всего, к умению отнестись к своей позиции не как к единственно возможной и верной. Инновационность – это открытость в прошлое, настоящее и будущее. Из прошлого всегда можно и нужно взять то полезное, что было наработано прежними поколениями, независимо от мировоззренческих убеждений, которые исповедовал тот или иной педагог. На наш взгляд, парадокс инновации состоит в том, что она решает современные проблемы на основе единства традиционного и новаторского: инновация обращена в будущее, а во многом питается идеями прошлого.
Инновационная образовательная среда предполагает решение совокупности задач инновационного воспитания, реализует идею формирования учащегося не просто как гражданина, но, прежде всего, как человека, осознающего свое место в мире.
Мы признаем субъективность ученика в образовательном процессе, наличие у него собственных целей, интересов и потребностей. Мы знаем, что необходимо развивать индивидуальность и личность каждого ученика, относиться к нему как к партнеру. Каждый должен иметь возможность реализовать свою программу становления ответственного гражданина демократического общества. Важно, чтобы индивидуальная программа не противоречила программе сохранения и развития этого общества, не прерывала культурную традицию.
Важными условиями и задачами реализации этой идеи являются: побуждение обучаемого на саморазвитие и самовоспитание; формирование патриотизма, трудолюбия, общей культуры, эстетического, экологического, семейно-бытового воспитания и самовоспитания на основе белорусской национальной культуры; формирование установки на здоровый образ жизни и на физическую культуру.
Данные условия обеспечивают выявление признаков единства традиционного и новаторского в воспитательной деятельности учреждения образования. Отметим некоторые признаки инновационного воспитания:
- Наличие концепции воспитания как части общей стратегии формирования и развития образовательной среды учреждения образования.
- Создание и утверждение традиций учреждения образования.
- Основные принципы – демократизм, сотрудничество, связь с жизнью страны и мира.
- Информационная поддержка воспитательного процесса.
- Освоение передового опыта воспитательной работы.
- Развитое самоуправление учащихся.
- Инновационные формы воспитания.
- Встречи с известными людьми, участниками Великой Отечественной войны.
- Воспитывающий интерьер здания учреждения образования.
- Наличие корпоративной культуры учреждения образования.
- Достижения учащихся и преподавателей в творческих смотрах, спортивных соревнованиях, конкурсах и т.д.
Разработка модели инновационного воспитания предполагает определенные процедуры проектирования: разработку парадигмы и концепции инновационной системы воспитания; обоснование логики этапов построения инновационного процесса, внедрения нетрадиционных технологий и методик; построение алгоритма исполнения разработанного проекта, его апробации и внедрения.
Изучение практики инноваций в обучении подтверждает факт, что педагоги и руководители учреждений образования не всегда владеют теоретико-методическими и технологическими подходами к проектированию учебного процесса как процесса воспитательного.
Педагогическое проектирование воспитывающего обучения как профессиональное умение педагога не стало сегодня реальной составляющей инновационного поиска отечественной школы. Тем не менее, формируется и развивается интерес педагогов-практиков (в первую очередь, управленцев в сфере образования) к разработке программ развития школы, образовательных программ, авторских учебных программ, моделей выпускника и т.д.
Выбор технологий проектирования обучения и воспитания оказывается эффективным, если учитывает современную методологию педагогической инноватики, теоретические положения о гуманизации учебного процесса, специфику функционирования дидактической подсистемы в воспитательной системе учреждения образования и особенности осуществления учебного процесса в условиях конкретного учреждения образования.
Воспитание – сложный процесс, рассматриваемый как специально организованная деятельность педагогов и воспитанников по реализации целей образования в условиях педагогического процесса. Успех воспитания зависит от множества факторов, где не последнюю роль играют отношения между воспитанником и педагогом. Исходя из этого воспитательные технологии можно определить как продуманную во всех деталях модель совместной деятельности, содержащую систему научно обоснованных приемов и методик, способствующих установлению таких отношений между воспитателем и воспитанниками, при которых оптимально достигаются конкретные воспитательные цели.
Внедрение технологического подхода в практику образования обнаружило тенденцию более быстрого развития технологий обучения по сравнению с технологиями воспитания. Видимо, это связано с тем, что технология обучения в меньшей мере зависит от субъективных факторов, носит в какой-то степени насильственный характер, поскольку законы физики или химический состав вещества не зависят от воли и отношения к ним ученика. На эффективность воспитательного процесса в большей мере влияют мастерство педагога, особенности его личности, а главное, отношение воспитанника к воспитателю. Продуктивность самой замечательной воспитательной технологии часто зависит от степени авторитета педагога и от многих других факторов, иногда даже незначительных (настроения, самочувствия педагога и учащихся).
Конструирование педагогических технологий – сложный процесс. В общем виде он состоит из следующих этапов: выбор и обоснование основной идеи педагогической технологии; разработка целевой концепции технологии и иерархическая систематизация учебных целей; проектирование собственно содержания обучения или воспитания; интеграция содержания, методов и форм обучения или воспитания; конструирования системы средств реализации технологии в учебно-воспитательном процессе; разработка системы контроля и оценки достижений учащихся, уровня воспитанности.
Как уже известно, постановка диагностируемой цели является одной из важнейших составляющих создания педагогической технологии. При создании воспитательных технологий, как и в обучающих технологиях, ставится цель, в которой сформулированы ожидаемые конкретные конечные результаты.
На основе данных диагностики производится отбор содержания, форм, методов и приемов воспитания и создается собственно технологическая цепочка. Ведущими технологическими подходами к проектированию учебного процесса в воспитательной системе учреждения образования, на наш взгляд, являются следующие: создание моделей обучения на основе выбранных концептуальных положений; выработка векторов деятельности в парадигме «педагогическое действие – педагогическое событие – предполагаемое социально-педагогическое явление»; разработка критериальной базы оценки успешности обучения на основе системы косвенных признаков по каждому параметру с точки зрения качественного приращения личности ребенка.
Бразовская Т.И.
«Т е х н о О б р а з `` 2 0 1 1» РОЛЬ И МЕСТО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В НЕПРЕРЫВНОМ РАЗВИТИИ И САМОРАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
ТОМ II
Материалы VIII Международной научно-практической конференции