В 1900 – 1920-х гг. в изображении города присутствуют традиции романтизма (Я. Дроздович) и реализма (Ю. Пэн, М. Слепян, Н. Михолап, А. Маневич), новые течения: модерн (С. Юдовин), кубофутуризм (И. Пуни), кубизм (Р. Фальк), примитивизм (М. Шагал) и т.д. В 1930-е гг. формируются особенности советского реалистического искусства. Двойственность понимания действительности художниками проявляется в «парадном» (А. Тычина) и «камерном» (Н. Дучиц, Л. Зевин) портрете города. В военные годы появляется «образ руины» (А. Корженевский, М. Филиппович). В период послевоенного восстановления разрушенных городов и 1950-е гг. тема «парадных» площади и улицы (С. Герус, А. Тычина, А. Корженевский, И. Медведев) соединяется с мотивом «город и люди», где городское пространство становится фоном бытовых зарисовок (А. Волков). Мотив «старое и новое» объединяется с индустриальным мотивом и темой труда (М. Моносзон). «Образ события» отражает важные исторические и политические события на фоне городского пейзажа (М. Монозсон, Н. Воронов). Сохраняется «камерный» портрет фрагментов старой застройки, памятников архитектуры (О. Марикс, Л. Дударенко, В. Стельмашонок, Б. Малкин). В 1960 – 1970-е гг. в искусстве продолжается тема уходящего старого и наступающего нового (М. Данциг, Л. Асецкий), сохраняются «парадный» и «камерный» портреты города (В. Варламов, Е. Красовский, В. Версоцкий). В городском мотиве происходит обращение к историко-культурному наследию, фольклору (В. Кульвановский, М. Блищ, П. Драчев). В 1980 – начале 1990-х гг. белорусское изобразительное искусство формируется под влиянием постмодернистского сознания, усиливается разница между реальным городом и его субъективным образом (И. Басов). Противоречивая связь человека и города выразилась в изображении не конкретной городской действительности, а ее идеи (А. Жданов, А. Клинов), в противовес этому тема исторической и культурной памяти отразилась в мотиве «старого города» (В. Комаров, Г. Ситница).
Формирование современного образа города зависит от двух противоречивых тенденций: глобализации (взаимодействие и взаимопроникновение различных культур) и глокализации (сохранение своеобразия местных культур). В изобразительном искусстве первая тенденция проявляется в обобщении черт, присущих городу в целом (Д. Бунеева, С. Хритонов, В. Коваленчикова), вторая – в акцентировании уникальных особенностей, характерных для определенного города (В. Комаров, С. Витецкая).
В современных изображениях города выявлены и проанализированы следующие мотивы: «камерный портрет» (О. Иванова, А. Духовников); «ретро-город» (И. и О. Липуновы, В. Комаров); «город-дом» (В. Ильина, В. Мартынчук, Т. Дементьева, В. Спорский); «параллельный мир» (С. Коваль, Н. Розуменко, В. Товстик, С. Вечер, Д. Барсуков), «архитектурный объект как символ города» (В. Швайба, В. Альшевский); «город-театр» (С. Сенько, А. Филипович), «город повседневный» (В. Губарев, Б. Первунинских), «анти-город» (Н. Климович, В. Коваленчикова).
В интерпретации города художники обращаются к мифу, театральности, фантасмагории. Городское пространство утрачивает целостность и распадается на множество фрагментов и деталей (Д. Бунеева, В. Товстик, В. Альшевский). Городская действительность становится основой для отображения иллюзорной (В. Коваленчикова, С. Коваль) или создания возможной (В. Товстик, М. Таболич, М. Левкович) реальности. Изображениям города присуще: сочетание различных художественных техник, материалов; использование приемов коллажа, повторения, отражения.
Горанская Татьяна Георгиевна