В Бангкокской декларации «Взаимодействие и ответные меры: стратегические союзы в области предупреждения преступности и уголовного правосудия» от 23 апреля 2005 г., утвержденной Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН № 60/177 отмечается, что в период глобализации быстрое развитие информационных технологий, новых систем телекоммуникаций и компьютерных сетей сопровождается злоупотреблением этими технологиями в преступных целях, а также подчеркивается необходимость разработки национальных мер и развития международного сотрудничества в борьбе с преступностью в сфере высоких технологий (далее – СВТ). Вместе с тем отсутствие универсального международного договора в борьбе с преступностью в СВТ наряду с существенными различиями в материальном и процессуальном уголовном законодательстве государств, подходах к значимости угрозы преступности в СВТ, не позволяет говорить о достаточно эффективном механизме международного сотрудничества в борьбе с преступностью в данной области. Тот факт, что в настоящее время в науке международного публичного права стран СНГ проблемам международного правового сотрудничества в борьбе с преступностью в СВТ практически не уделяется внимания, подчеркивает актуальность темы данной диссертации. Для борьбы с транснациональной преступностью в СВТ необходимы глобальные правотворческие усилия. Региональные конвенции закрепили обязательства государств по: 1) криминализации ряда деяний, совершаемых с применением информационных и коммуникационных технологий, 2) включению в уголовно-процессуальное законодательство специальных положений, позволяющих эффективно расследовать преступления в СВТ; а также урегулировали процессуальные формы взаимодействия компетентных органов государств с иностранными органами уголовного преследования и судами. Однако препятствия по сотрудничеству компетентных органов государств, принадлежащих к различным регионам, по-прежнему сохраняются. К ним относятся: отсутствие унифицированной терминологии, необходимость двойной криминализации деяний как важнейшее условие для осуществления сотрудничества, различный объем полномочий органов уголовного преследования, различный порядок сношений компетентных органов, установленный этими международными договорами и т.д. В связи с этим требуется научная проработка вопроса о создании универсального договорно-правового механизма в борьбе с преступностью в СВТ. Исследование региональных институционных механизмов позволяет оценить эффективность мер по борьбе с преступностью в СВТ, предпринимаемых в региональных международных организациях, членом которых является Республика Беларусь, а также сформулировать предложения по их совершенствованию. В этой связи диссертация посвящена теоретическим и институционным основам взаимодействия государств в борьбе с преступностью в СВТ, а также участию Республики Беларусь в международно-правовом сотрудничестве в борьбе с преступностью в СВТ. В работе охватываются два основных аспекта международного сотрудничества в борьбе с преступностью в СВТ: материальный, связанный с гармонизацией уголовного законодательства, и процессуальный, затрагивающий практические аспекты осуществления международного сотрудничества. Мороз Наталия Олеговна