К формам международной деятельности, осуществляемым на уровне местных государственных органов, можно отнести региональное сотрудничество и партнерские связи городов.
Расширившиеся возможности административно-территориальных образований в сфере международного сотрудничества были законодательно закреплены в Законе Республики Беларусь "О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь" (февраль 1991 г.). В новой редакции Закона от 10 января 2000 г. зафиксировано право местных органов власти участвовать в создании совместных с зарубежными партнерами научных, культурных, туристических, физкультурно-оздоровительных, реабилитационных центров, а также других организаций.
В 90-е годы были предприняты усилия по восстановлению региональных связей Беларуси со странами Центральной и Юго-Восточной Европы.
Первый договор в Беларуси о партнерстве городов был заключен между Минском и Ноттингемом (Великобритания) в 1957 г. Однако только со второй половины 1980-х гг. в БССР наблюдается устойчивый рост сотрудничества между городами-побратимами. Если в 1986 г. 8 городов республики поддерживали партнерские связи с 14 городами в 9 странах, то к концу 1991 г. уже 17 городов республики установили официальные отношения с 26 городами в 12 странах [1, с. 171]. В отличие от 60 – 70-х годов, когда наиболее широкие контакты осуществлялись с городами Франции, то со второй половины 1980-х годов главным партнером белорусских городов становиться Федеративная Республика Германия. Так, из 12 новых городов-побратимов 7 находились в ФРГ, по одному – в Австрии, Бельгии, Великобритании, Швейцарии, Франции [2, л. 13]. Расширение партнерских связей городов происходило благодаря повышению активности общественных организаций и структур, которые все больше переходили от декларации намерений к конкретным действиям.
С 1990-х годов развитие партнерских связей городов Республики Беларусь вышло на новый уровень. Это выражалось как в количественном росте городов-побратимов, так и в более интенсивном их сотрудничестве. Способствовали этому демократические преобразования в конце 80 – начале 90-х годов и провозглашение независимости Беларуси. Городские власти теперь получили право самостоятельно принимать решения об установлении и прекращении партнерских контактов. Международное сотрудничество было освобождено от идеологического контроля и жесткой централизации, предполагавших громоздкую и длительную процедуру всевозможных согласований и разрешений. Например, на основе взаимовыгодного сотрудничества между Клермон-Ферраном и Гомелем при Гомельском госуниверситете был создан Франко-белорусский институт управления, который в 1997 г. выпустил первых специалистов [1, с. 200].
Для координации расширяющихся связей в 1993 г. по инициативе белорусского общества дружбы и культурной связи с зарубежными странами была создана Белорусская ассоциация породненных городов, которая в 1996 г. получила юридический статус. По инициативе новой общественной организации были проведены три конференции городов-побратимов Беларуси и Германии. Так, если в первой белорусско-германской встрече в 1994 г. приняли участие по пять городов из каждой страны, то во второй встрече в 1998 г. – представители шести белорусских и восьми немецких городов, а на третьей белорусско-германской встрече, которая состоялась в июне 1999 г. в Минске, присутствовали руководители пятнадцати белорусских и семнадцати немецких городов [3, л. 20].
Количество городов республики, имеющих партнеров за рубежом, продолжало постоянно увеличиваться. Так, в 1998 г. уже 27 городов осуществляли постоянные связи с 93 городами 24 стран мира, в том числе Минск имел десять зарубежных партнеров, Брест и Речица – по семь, Гомель – шесть. Руководители практически всех городов и районных центров Беларуси стремились к установлению и расширению партнерских связей. Только в 1998 г. в правление Белорусской ассоциации породненных городов поступило около 460 заявок от белорусских городов на породнение с городами 22 стран мира.
Предпочтения в выборе потенциальных зарубежных партнеров белорусскими городами распределились следующим образом: 34 — Россия, 24 — Болгария, 21 — Украина, 12 — Германия, 10 — Польша, 8 — Италия, 6 — Чехия и др. [4, л. 18].
Из славянских стран Центральной и Юго-Восточной Европы побратимские отношения были установлены с городами Болгарии, Польши, Чехии.
К 2000 г. насчитывалось 31 подписанное соглашение об установлении побратимских отношений c городами Болгарии. Это договоры между городами: Плевен – Брест, Габрово – Могилев, Бургас – Гомель, Хасково – Витебск, Велинград – Молодечно, Пазарджие – Борисов, Карлово – Барановичи, Добрич – Пинск, Севлиево – Бобруйск и др. Только в течении 2000 года было подписано 9 соглашений о побратимских связях, или об установлении сотрудничества между городами: Варна – Минск (июль 2000), Тунджа – Слоним, Павликени – Пружаны, Силистра – Лида, Стара Загора – Мозырь, Приморско – Мядель, Луковит – Солигорск, Нова Загора – Жодино (все – ноябрь 2000), Севлиево – Бобруйск (декабрь 2000) [5, л. 9].
Значимым событием в области установления и укрепления связей между городами стало проведение белорусско-болгарских встреч в Минске и других белорусских городах, имеющих побратимские связи с болгарскими городами, 22 – 27 ноября 2000 г. С болгарской стороны в ней принимали участие представители руководства 19-ти городов (Бургас, Стара Загора, Сливен, Варна и др.). В ходе этой встречи был создан Белорусско-болгарский клуб побратимских городов – коллективная структура в рамках деятельности Ассоциации городов-побратимов Республики Беларусь и Национального собрания общин Болгарии [6, л. 15]. Его сопредседателями стали с белорусской стороны – председатель Минского горисполкома М.Я.Павлов, с болгарской – мэр г. Бургас Й.Костадинов.
Официальные делегации встречались и подписали договоры в БГУ, Комитете по делам молодежи, Комитете по делам религии, Мингорисполкоме [7, л. 16]. Для участников была организована культурная программа: оперный театр, экскурсия по городу, на предприятия МАЗ, Белкомунмаш.
Как результат, побратимские связи дали возможность выхода на рынки двух стран малым и средним фирмам, представляющим некрупные (провинциальные) города. В 11-ти болгарских городах были созданы филиалы группы дружбы “Болгария – Беларусь” (Лясковец, Горна Оряховица, Хасково, Плевен, Карлово, София, Велико Тырново, Бургас, Дряново, Варна, Павликени).
12 октября 2000 г. в Федерации дружбы с народами СНГ и России в Софии при участии белорусского посольства состоялась встреча мэров городов и представителей общин Республики Болгарии, установивших партнерские связи с городами Беларуси. На встрече обсуждалась возможность активизации связей между регионами Беларуси и Болгарии.
Кроме городов Болгарии, города Беларуси активно устанавливали побратимские связи с городами Польши. Это: Минск – Лодзь, Брест – Бяла-Подляска, Барановичи – Гдыня, Гродно – Белосток, Гомель – Радом и др.
С 13 по 15 марта 2002 г. в Бресте проходила первая встреча породненных городов Беларуси и Польши. В ней принимали участие делегации 44 белорусских и 37 польских городов [8, с. 5]. Обсуждались проблемы и перспективы двустороннего экономического, делового и культурного сотрудничества. Участники встречи приняли обращение к правительствам двух стран, призвав власти Беларуси и Польши к слаженному взаимодействию, направленному на длительное взаимовыгодное сотрудничество, созданию благоприятных условий для движения породненных городов.
В Белорусской ассоциации породненных городов в 90-е гг. ХХ в. было подписано 6 соглашений о сотрудничестве с чешскими городами [4, л. 25]. Это, например, Гомель – Чешска-Будовница, Светлогорск – Табор, Несвиж – Крумплов, Могилев – Брно и др.
Основными принципами договоров об установлении побратимских отношений между городами были:
1) проведение на основе взаимности работы по ознакомлению с жизнью, культурой, традициями и обычаями города-побратима и народа его страны с привлечением к работе общественности, населения, учреждений и организаций;
2) содействие деловому, экономическому и торговому сотрудничеству;
3) обмен делегациями;
4) обмен информацией.
Развитие партнерских связей городов Беларуси отчетливо показывает, что белорусское общество становится все более открытым для международного сотрудничества и, несмотря на все объективные и субъективные препятствия, уверенно ищет свой путь в единую Европу. Вместе с тем на новом этапе обострились многие серьезные проблемы, прежде всего экономического характера. Во второй половине 90-х годов наметилась такая тенденция, как снижение интереса к сотрудничеству с городами СНГ со стороны городов индустриально развитых государств мира. В развитии контактов с городами-партнерами, в реализации многих совместных проектов руководителям белорусских городов приходится рассчитывать в основном на финансовую поддержку международных фондов и организаций, зарубежных и отечественных спонсоров.
Г.Г. Ващилко
Па матэрыялам: Гарады Беларусі ў кантэксце палітыкі, эканомікі, культуры: зборнік навук. артыкулаў / Гродз.дзярж. ун-т; рэдкалегія: І.П. Крэнь, І.В. Соркіна (адк. рэдактары) [і інш.]. – Гродна: ГрДУ, 2007.