Категории

История образования кадетских корпусов на территории Беларуси

6 минут на чтение

Первые попытки создания военно-учебных заведений на территории Беларуси были предприняты во время Речи Посполитой. Тяжелое социально-экономическое и кризисное политическое положение государства отрицательно сказалось на состоянии вооруженных сил этой страны. Регулярной армии у Великого княжества Литовского, которое входило в состав Речи Посполитой, не было. Не существовало и целенаправленной системы подготовки кадров для армии. Военная школа Великого княжества Литовского начала формироваться только во второй половине XVIII в., когда были созданы Несвижская рыцарская школа, или корпус артиллерии и инженерии (1745 – 1755, 1767- 1772), Гродненская военная школа, или кадетский корпус (1773 или 1774 – 1782). В этих школах обучалось около трех десятков человек. История образования на территории Гродненщины свидетельствует о том, что оно развивалось преимущественно в рамках российских традиций, вначале возникли первые специализированные школы, дающие главным образом военное образование. Военно-учебные заведения оставались едва ли не главным центром подготовки образованных людей. Поэтому на территории Беларуси историю образования невозможно изучать без ее военной составляющей.

Уроженец Саксонии Франциск Ксаверий Фроелих в 1763 г. поступил на службу к виленскому воеводе князю Каролю Радзивиллу и с того времени преданно ему служил. 20 октября 1767 г., Кароль Радзивилл направил оберст - лейтенанта Ф.К. Фроелиха с пятью офицерами в Несвиж, где тот принял управление школой кадет. Он стал первым и последним директором рыцарской школы, или корпуса артиллерии и инженерии. По дошедшим до нас сведениям, это был хороший офицер, который добросовестно выполнял свои обязанности директора и организатора военной школы.

В качестве преподавателей в школу были приглашены иностранные специалисты. В программе военной школы не было общеобразовательных предметов, поскольку в школу принимались юноши, уже прошедшие первоначальное обучение. Поэтому в корпусе изучались только немецкий и французский языки, математика (геометрия), ситуация (логика), рисование, артиллерия, гражданская архитектура. В погожие дни проводились занятия по «измерению как площади, так и ширины недоступных предметов».Количество учащихся, которых сначала называли унтер-офицерами, а затем кадетами, должно было составлять 48 человек. Поскольку шляхетские дети не отличались особым желанием обучаться наукам, в школу набирались юноши-мещане из радзивилловских городов. Готовили их для службы в личном войске Радзивиллов.

В октябре 1770 г., оставшись без средств к существованию, кадеты разбежались, а сам директор переехал в Гродно, где возглавил военный корпус (школу) Антония Тизенгауза.

В 1762 г. при Екатерине II (1762-1796), штат сухопутного кадетского корпуса был увеличен до 600 человек, причем теперь принимались только малолетние дети не старше пяти лет, с тем, чтобы находится в корпусе не менее пятнадцати лет. Право на поступление предоставлялось детям штаб-офицеров, причем преимущественным правом пользовались дети неимущих, раненых и убитых на войне.

В том же году Артиллерийская инженерная дворянская школа была преобразована в Артиллерийский и инженерный шляхетный кадетский корпус со штатом в 146 кадетов. В 1784 г. штат увеличился до 393 человек.[2,3] В преддверии военного лихолетья российской армии требовались хорошо подготовленные офицеры, способные вести солдат в бой против отлично вооруженного, обученного и закаленного в сражениях противника. Между тем Сухопутный шляхетный кадетский корпус такую задачу в полном объеме не решал.

Шкловское благородное училище было основано24 ноября 1778 г. екатерининским фаворитом генерал-майором Семеном Гавриловичем Зоричем (1743-1799).Назначенный директором Шкловского кадетского корпуса, подполковник Фливерк, 17 февраля 1800 года получил императорский указ, в котором Павел I приказывал по всем вопросам, относящимся к корпусу, а также связанным с производством кадетов в офицерские и гражданские чины, обращаться прямо к нему.[4] 1 мая 1800 г. директор получил именное императорское повеление о немедленном переводе воспитанников Шкловского кадетского корпуса в Гродно.

Таким образом, 20 мая 1800 г. 211 воспитанников с обозом в 106 подвод навсегда покинули Шклов. Через три недели путешественники достигли Гродно.

Корпус был размещен в так называемом Новом замке, а лазарет – в особом здании «на Городище», в предместье города.[1]

6 ноября 1799 г. С.Г. Зорич скончался, а уже 28 ноября того же года Шкловское училище было передано в главное ведение белорусского губернатора П.И. Северина. Тогда же оно впервые названо «кадетским корпусом».[6]

После переезда корпуса в Гродно в его деятельности произошли значительные изменения.Судьбу учебного заведения решали уже на государственном уровне.Однако это не улучшило положения воспитанников.

На ежегодное содержание корпуса из Гродненской казенной палаты выделялось всего 44 тыс. руб. ассигнациями. Этого было явно недостаточно. Отделение постоянно испытывало нехватку денег, что заставляло руководство корпуса ограничивать потребности кадет. Не хватало продуктов питания, отсутствовало новое обмундирование. По воспоминаниям кадет, хлеб «по корпусу составлял ходячую монету – за четверть фунта можно было выменять три листа бумаги, карандаш, грифель, даже три-четыре пуговицы с казенного мундира, вырванные с сукном у товарища». И это при том, что каждый кадет за такой обмен, «конечно, будет высечен розгами, когда при прибытии в классы

не окажется данной ему бумаги, карандаша или грифеля.[7]

Гродненский кадетский корпус был создан по примеру столичный заведений закрытого типа. Тем не менее он имел значительные особенности. Во - первых, корпус существовал исключительно на деньги частного лица. Во – вторых, процесс обучения в Гродненском кадетском корпусе был значительно короче, чем в аналогичных столичных заведениях. В – третьих, в Гродно была создана лучшая в Российской империи материальная база для учебного заведения такого типа, подобран хороший кадровый состав преподавателей. Подготовка не носила ярко выраженного идеологического характера и была скорее общеобразовательной, чем военной. Особенностью учебного и воспитательного процессов в кадетском корпусе был либерализм: отсутствие жесткой цензуры при комплектовании библиотеки, доброжелательное отношение к воспитанникам даже при нарушении ими правил внутреннего распорядка. Все это содействовало хорошей подготовке учащихся, повышала авторитет Гродненского кадетского корпуса среди местного дворянства, а также в армейской среде.В Гродно состоялось несколько выпусков, но сведения про будущих офицеров почти не сохранились. Остались только списки выпускников 1800 г. – 60 человек и 1806 г. – 74 человека. Среди них – будущий граф, министр внутренних дел России, московский военный генерал-губернатор А.А. Закревский, гофмаршал императорского дворца барон Л.К. Боде, генералы – братья Н.Б. Броневский и С.Б. Броневский.[5]

Однако в Гродно корпус оставался недолго. По просьбе дворянства Смоленской губернии в 1807 г. он был переведен в Смоленск.С переводом Гродненского кадетского корпуса за пределы Беларуси закончился первый этап становления военной школы на Гродненщине.

Состав Гродненского кадетского корпуса (1807 г.):

Шеф корпуса – генерал-майор Вильгельм Карлович Кетлер, кавалер орденов Святой Анны 2-й и 3-й степеней.Ротный командир и экзерцирмейстер – подполковник Григорий Петрович Пятигорский.Ротные командиры – майоры Федор Васильевич Любимов и Федор Иванович Людвиг.Преподаватель алгебры, фортификации и артиллерии – майор Еким Михайлович Минстрюков.

Ротный командир и преподаватель гражданской архитектуры – капитан Егор Дмитриевич Иванов.Полицмейстер и преподаватель верховой езды – капитан Карл Егорович Бокум.Инспектор классов, правитель дел и преподаватель геометрии – штабс-капитан Козьма Маркович Деконский.Преподаватель богословия, российской грамматики, арифметики и греческого катехизиса – поручик Степан Максимович Райкович.Учителя: риторики, истории и географии (2-го класса) – губернский секретарь Карл Иванович Цихнер; немецкого языка и грамматики – коллежский регистратор Антон Михайлович Редик; российского языка (1-го и 2-го классов) – коллежский регистратор Семен Осипович Жуковский; французской грамматики – Иван Иванович Жибудо; французского языка (1-го и 2-го классов) – Осип Иванович Циммерман; рисования Иван Иванович Соколов.При лазарете: доктор – надворный советник Карл Карлович фон Тифенбах.Эконом – чиновник 13-го класса Семен Васильевич Буевич.

В.В.Сенько, Р.В. Шишко

Боевое братство славян на защите мира: сб.науч. ст. /ГрГУ им. Я.Купалы; редкол.: С.А. Пивоварчик (гл. Ред.) {и др.}. –Гродно: ГрГУ, 2012.- 300с

Facebook Vk Ok Twitter Whatsapp

Похожие записи:

Рассматривая культуру Беларуси, необходимо рассматривать всю историю формирования и развития культуры на территории Беларуси. До развала Советского союза территории Беларуси входили в состав Речи Посполитой, Российской Империи, Великого Княжества Литовского, Л...
Вопрос развития среднего женского образования на территории Беларуси был широко обсуждаем в ходе общественно-педагогического движения конца XIX – начала ХХ вв. То количество женских гимназий, которое существовало в Беларуси (на 1 января 1897 г. их насчитывалос...
Перемещение населения с целью сохранения жизни, укрепления собственного потенциала и ослабления потенциала противника имело место на территории Беларуси после начала Первой мировой и Великой Отечественной войн. Сравнительный анализ беженства 1915 г. и эвакуаци...