Вопрос развития среднего женского образования на территории Беларуси был широко обсуждаем в ходе общественно-педагогического движения конца XIX – начала ХХ вв. То количество женских гимназий, которое существовало в Беларуси (на 1 января 1897 г. их насчитывалось 6 – Гродненская, Минская, Витебская, Могилевская Мариинские, Гомельская и Могилевская правительственные) [1, с. 380], не могло удовлетворить растущую потребность в образовании женщин. Гимназии были переполнены, и примерно половина желающих оставалась вне их. Благодаря усилиям демократической интеллигенции правительство начало уделять средним женским школам более пристальное внимания, и в начале ХХ в. их развитие пошло быстрыми темпами. На 1 января 1905 г. в Виленском учебном округе женских гимназий Министерства народного просвещения стало 10 (с 4146 ученицами), и далее наблюдается рост их числа: в 1906 г. – 12 гимназий, в 1909 г. – 13, в 1910 г. – 14, в 1911 г. – 15, в 1912 г. – 17 гимназий. Правительство также поощряло открытие частных женских гимназий с тождественными курсами. Если на 1905 г. имелась только одна частная женская гимназия, то на 1914 г. их насчитывается уже 23 (с 6247 ученицами). Характерной особенностью развития среднего женского образования в данный период было открытие женских правительственных и частных гимназий не только в губернских, но и в уездных городах Беларуси. Среди них – женские гимназии в Бресте (1904 г.), Волковыске (1909 г.), Слониме (1910 г.), Лиде (1910 г.) [2, с. 185].
Слонимская женская гимназия была открыта (преобразована из частного учебного заведения) 24 сентября 1910 г. по «Положению о гимназиях и прогимназиях в Юго-Западном крае»» от 26 мая 1869 г. На момент открытия гимназия имела 9 классов: 7 основных и 2 параллельных (при 4 и 7 классах.), в которых насчитывалось 375 учениц [4, л. 7]. Анализируя состав учениц гимназии по сословиям и вероисповеданию, нужно отметить высокий процент (более 60 %) учениц из третьего сословия, большинство из которых были еврейками. По данным на январь 1912 г., гимназистки распределялись следующим образом: по сословиям: дочерей потомственных дворян – 10, личных дворян и чиновников – 53, духовного звания – 8, почетных граждан и купцов – 24, мещан – 210, крестьян – 23, иностранцев – 1, по вероисповеданию: православных – 73, римо-католичек – 43, иудеек – 209, магометанок – 4 [5, л. 7; 3, вед. № 20].
Слонимская гимназия помещалась в двух каменных зданиях, разделенных между собой маленьким двориком. Здания были уступлены гимназии Слонимским общественным городским управлением и приспособлены для учебных занятий. Однако, по свидетельству документов, дома были весьма ветхими и требовали капитального ремонта. Так, отмечается в отчете, «железная крыша требует в самом непродолжительном времени перекрытия, т.к. старое железо проржавело и пропускает воду на потолок». Крашеные полы, во избежание сырости, не мылись, а натирались парафином. Вследствие «плохой постройки здания и неудовлетворительного состояния печей» комнаты плохо отапливались. В сильные морозы температура в классах была 12 − 14 °C. Столовая, библиотека, кабинеты быстро остывали, рекреационный зал вообще не отапливался [4, л. 31; 5, л. 9; 6, л. 25].
Как и большинство других женских гимназий, Слонимская гимназия содержалась в основном за счет платы за обучение. Ассигнования государства на женское среднее образование были скудны, в отличие от мужских гимназий, которые содержались правительством. В 1910 г. из государственной казны на нужды Слонимской гимназии было выделено 340,23 руб., 5958,98 руб. составила сумма сбора за обучение (1910 г. 160.29), в 1914 г. из госказны поступило 1379,7 руб., 20423,04 руб. – из платы за обучение [7, л. 2]. Не все родители имели достаточно средств для обучения дочерей, и широко распространенным явлением была подача прошений об освобождении от платы в связи с тяжелым материальным положением. Довольно часто эти ходатайства удовлетворялись начальством гимназий. В Слонимской гимназии в 1910 г. от платы были освобождены 20 беднейших учениц, в 1912 г. – 39 учениц. Также финансовую поддержку гимназиям оказывали местные общественные организации. В том же 1912 г. Общество вспомоществования нуждающимся учащимся г. Слонима выдало пособия 26 ученицам гимназии на сумму 333 руб. [5, л. 7, 9; 6, л. 30].
Размер оплаты в гимназиях устанавливался по местным условиям. Он зависел от множества факторов: посещения ученицами учебного заведения, организации учебно-воспитательного процесса, активности общественной поддержки, демократичности педагогического коллектива и др. В Слонимской женской гимназии плата за обучение в основных классах составляла 80 рублей в год, в приготовительном – 50 руб., в восьмом – 100 руб. За обучение закону еврейской веры взималось дополнительно 4 руб. в год [8, л. 2].
Учебный курс Слонимской гимназии включал в себя следующие предметы: Закон Божий, русский, французский и немецкий языки, арифметику, алгебру, геометрию, естествоведение, физику, историю, географию, педагогику, чистописание, рукоделие, гигиену, рисование, домоводство, гимнастику и танцы. Рукоделие, гигиена, рисование, пение, иностранные языки считались необязательными предметами, и ученицы изучали их по желанию. По сведениям на 1912 г., рукоделию и гигиене обучались все ученицы, рисованию – 230 учениц (76 %), пению − 147 (48,6 %), двум иностранным языкам – 146 (48 %), немецкому языку – 45 (15 %), французскому – 26 учениц (8,6 %), не изучали новые языки 85 учениц (28 %). С воспитанницами, обладавшими лучшими голосами и слухом, велись еще отдельные занятия по хору [4, л. 12, 31].
На уроках рукоделия ученицы обучались шитью, вышиванию, кройке, «вычерчиванию фасонов», изготовлению «изящных» вещей, предметов, необходимых в домашнем обиходе. На танцы и гимнастику отводился 1 час в неделю для каждого класса. Полчаса ученицы под руководством классной надзирательницы занимались гимнастикой со снарядами (флагами, палками, булавами, кольцами), следующие полчаса посвящались танцам [4, л. 31; 6, л. 28]. В начале XX века в некоторых женских гимназиях в качестве эксперимента было введено домоводство. В Слонимской гимназии оно стало преподаваться в 6 классе по 2 урока в неделю, исходя из следующей программы: «Устройство жилища. Домашняя утварь (мебель, посуда). Одежда и уход за ней. Знакомство с пищевыми продуктами и приготовление стола. Домашнее счетоводство. Уход за детьми, больными, первая помощь, домашние животные, прислуга, огород, цветоводство» [5, л. 135]. Нужно отметить, что введение данного предмета встречало препятствия со стороны начальников гимназий. В той же Слонимской гимназии начальник высказывал мнение, что ученицам еврейского вероисповедания (которых, как уже отмечалось выше, в женских гимназиях было большинство) сведения по приготовлению блюд христианской кухни не нужны, подчеркивал также недостаточность материальной базы для обучения домоводству. С февраля 1911 г. в гимназии в качестве учебного предмета было введено церковное и светское пение, с марта 1911 г – гигиена.
Особенные трудности наблюдались при изучении русского языка. Ученицы-еврейки слышали «правильную русскую речь» и пользовались ею только в школе [5, л. 153]. Уроки русского языка в младших четырех классах вели классные надзирательницы, в старших классах уровень преподавания предмета также был довольно низок. Это, в частности, отмечал посетивший в 1912 г. Слонимскую гимназию с ревизией помощник попечителя Виленского учебного округа В.Охременко. В своем отчете он пишет: «Рассмотрение сочинений учениц старших классов приводит к тому заключению, что ученицы отличаются поражающей безграмотностью. Мне пришлось наблюдать такое ужасающее скопление ошибок всякого рода, каких я нигде не встречал. Причина этого – в неправильном ведении преподавания… На уроках словесности преподаватели почти всегда делают не то, что нужно. Это обыкновенно порождает такую скуку, что становится неловко присутствовать на уроке» [9, л. 5, 16].
С 1911/12 учебного года в гимназии открылись восьмой и подготовительный классы. Программа 8-го класса включала общеобразовательные предметы с краткой методикой их преподавания и педагогику. Наличие приготовительного класса давало возможность ученицам 8-го класса иметь учебно-педагогическую и воспитательную практику, и не отказывать в приеме ученицам, слабо подготовленным в 1-й класс. По мнению начальствующих лиц гимназии, средства от сбора за учение в приготовительном классе, не требующем больших расходов на его содержание, могли бы уравновешивать сравнительно большие расходы на 8-й класс [8, л. 116 ].
При поступлении в приготовительный и первый класс девочки сдавали Закон Божий, русский язык (письмо, чтение), арифметику. В приготовительный класс принимались девочки 8 –10 лет, в первый – 10 – 13 лет. Приемные экзамены проводились с 16 мая, учебный год начинался в сентябре и заканчивался в июне. Выпускные экзамены в 7 и 8 классах начинались 28 апреля, переводные экзамены в остальных классах – с 16 мая и заканчивались не ранее 7 июня [10, л. 1; 11, л. 2 – 5]. Так как при приеме в гимназию не существовало четко установленного возрастного ценза, возраст выпускниц также варьировался. Из 52 выпускниц Слонимской гимназии в 1913 г. 9 учениц были в возрасте 16 лет, 12 учениц – 17 лет, 18 учениц – 18 лет, 5 учениц – 19 лет, 5 учениц – 20 лет, 3 ученицы – 21 и более лет [4, л. 10].
Если говорить об образовательном цензе преподавательского состава Слонимской гимназии, то на 1911/12 учебный год преподавателей с высшим образованием насчитывалось 5, со средним – 15 [4, л. 89]. Среди них были выпускники Московского, Санкт-Петербургского университетов, преподавательницы заканчивали женские гимназии, Санкт-Петербургский Николаевский сиротский институт, Виленское Мариинское высшее женское училище и т.д. [5, л. 178]. Размер жалования преподавателей и законоучителей зависел от количества проведенных уроков в неделю и в Слонимской гимназии выглядел следующим образом: заведующая гимназией и главная надзирательница получали 500 руб. в год, классные надзирательницы – 300 руб., преподаватели с высшим образованием – от 360 руб. (за 6 уроков) до 1560 руб. (за 26 уроков.), т.е. 60 руб. за урок, со средним образованием – от 160 руб. (за 4 урока) до 1040 руб. (за 26 уроков) т.е. 40 руб. за урок., законоучитель – 480 руб. [4, л. 89; 12, л. 9]. При гимназии существовал педагогический Совет, который занимался обсуждением текущих дел гимназии, вопросами о ее правильном устройстве, укомплектовании составов классов и т.д.
В гимназии имелась библиотека, состоявшая из двух отделов: фундаментального (для преподавателей) и ученического. На 1914 г. в фундаментальной библиотеке насчитывалось 450 наименований книг (в 741 томах), в ученической – 799 наименований в 1576 томах [7, л. 6]. В начале XX в. с усилением внимания к учебному делу в женских средних учебных заведениях начинают оборудоваться кабинеты физики и естественных наук, оснащенные приборами и пособиями. Физический кабинет Слонимской гимназии располагал 316 приборами, в кабинете естествознания имелось 222 предмета, в том числе скелет человека и гипсовые разборные модели отдельных органов человеческого тела, которые использовались на уроках гигиены. Также гимназия имела 105 учебных пособия по географии, 110 по истории (атласы, глобус, географические и исторические карты), 255 по рисованию (модели из папье-маше, гипса, терракота, глины и др.), 888 по рукоделию [7, л. 6].
Важнейшей целью женских гимназий, как говорилось в «Положении», было нравственное воспитание учениц – приучение их к «уважению религии как основе жизни и доброй нравственности, к порядку, законности и честному исполнению долга, чтобы таким образом подготовить их на служение обществу и сделать верными слугами Государя и Отечества». Воспитательным делом в гимназии занимались в основном главная и классные надзирательницы. В их конкретные обязанности входило: надзор за поведением учениц в стенах учебного заведения и вне их; наблюдение за учебными занятиями и аккуратным посещением уроков; сопровождение гимназисток в церковь и на различные празднества; уведомление родителей и личные встречи с ними по поводу поведения и успеваемости их дочерей; посещение частных квартир и домов воспитанниц для осмотра условий их жизни и т.д. Задачи воспитательной работы находили свое отражение и в практике преподавания учебных предметов. На уроках истории и литературы преподаватели пользовались теми случаями, когда была возможность «возбудить любовь к государю и родине», также при выборе песен и поэтических образцов, исполняемых на литературных вечерах, предлагались для заучивания лишь такие, которые «помимо художественных достоинств возбуждают добрые чувства» [5, л. 153].
В женских гимназиях существовали специальные правила для учениц, несоблюдение которых влекло за собой снижение оценки по поведению. Так, в Слонимской гимназии оценки по поведению были снижены за: невозвращение в срок из отпуска и за пропуск урока по неуважительной причине; за подчистки и замазывание отметок в дневнике; за порчу классной мебели; за посещение театра в недозволенный день и в поздний час; за опаздывание на уроки, за написание в тетради неприличных слов; за то, что во время спора с подругой ученица ударила ее по лицу; за лживость и неучтивость к педагогическому персоналу и т.д. [13, л. 23]
С конца 80-х годов XIX в. в гимназиях стали активно использовать проведение литературных и литературно-музыкальных мероприятий как одну из форм воспитательной работы. Они устраивались для учениц всех возрастов: для старшеклассниц – вечера, для учениц младших классов – утренники. Тематика их сначала ограничивалась только датами, связанными с жизнью и деятельностью царей. Позже стали широко проводить вечера и утренники в честь русских полководцев, писателей, просто литературные вечера с чтением стихов, прозы, пением народных песен, исполнением музыкальных номеров. 18 февраля 1911 г. в Слонимской женской гимназии проходило празднование 50-летия освобождения крестьян от крепостной зависимости. Программа торжества включала различные вокальные произведения, исполняемые ученическим хором. Преподаватель истории произнес речь о пользе реформаторской деятельности Александра II. По окончании празднования всем ученицам были розданы на память брошюры: «Царь-Освободитель – его дела и заветы» и «Как прекратилось крепостное право на Руси» [13, л. 12-13].
23 сентября 1912 г. гимназия праздновала столетие Отечественной войны 1812 г. Актовый зал, где проходил вечер, был декорирован материей, флагами, портретами деятелей 1812 г., украшен цветами и зеленью. Программа включала сольное и хоровое пение, одна из учениц выступила с рефератом «Причины войны с Наполеоном» [5, л. 181]. 21 февраля 1913 г. Слонимская гимназия совместно со Слонимским реальным училищем отмечала 300-летний юбилей царствования дома Романовых. В здании городской управы был устроен вечер, на который были приглашены представители городских учреждений, обществ, учебных заведений, полка и местной интеллигенции [4, л. 61]. Аналогично проходили вечера и по случаю других праздников: юбилеев Пушкина, Некрасова, Суворова и др. На некоторых менее официальных вечерах устраивались танцы и сладкий стол. По настоянию церковного начальства проведение таких мероприятий было запрещено накануне праздничных дней.
С началом Первой мировой войны Слонимская гимназия, как и другие учебные заведения, приняла участие в оказании благотворительной помощи воинам русской армии.. Преподаватели и ученицы собирали средства для покупки ткани на белье раненым, приносили свою материю, из которой на уроках рукоделия и в свободное время изготавливали вещи для солдат (ватные жилеты, портянки, наушники и т.д.) Часть собранных средств была израсходована на приобретение табака и курительных трубок для находившегося в Слониме 118-го Шуйского полка. Изготовленную одежду поставляли также в госпитали и в Общество Красного Креста. По своему почину ученицы приносили в гимназию чай, сахар, табак, булки и другие продукты и предметы для находившихся в слонимских лазаретах раненых. В праздничные дни несколько учениц очередного класса под надзором начальствующих лиц гимназии доставляли это в лазареты и раздавали больным [14, л. 2].
Первая половина 1915 г., несмотря на военное время, прошла для Слонимской гимназии, в сравнении с другими учебными заведениями, довольно благополучно. Учебное дело мало было нарушено военными событиями. Гимназии пришлось несколько потесниться и уступить место для эвакуированной в Слоним канцелярии гродненского губернатора. В конце полугодия в части здания гимназии поместился медицинский персонал одного из полевых госпиталей. 3 марта 1915 г. вышло распоряжение министра народного просвещения об окончании учебных занятий по военным обстоятельствам, и 14 – 15 марта ученицы были распущены на Пасхальные каникулы. 9 августа поступил приказ военных властей об эвакуации гимназии, назначенной на 11 августа. В такой короткий срок оказалось возможным собрать и уложить только дела канцелярии, а все имущество гимназии – мебель, оборудование кабинетов, библиотека – остались в Слониме [8, л. 7]. Гимназия вначале была эвакуирована в г.Жиздру Калужской губернии, где в течение года не функционировала, а затем в 1916 г. была переведена в г.Калугу. Калужское I высшее начальное училище отдало в аренду Слонимской гимназии часть здания, для канцелярии гимназии было снято отдельное помещение. В сентябре 1917 г. в здании Калужской женской гимназии стал функционировать 8-й класс. Таким образом, гимназия помещалась в трех различных зданиях, что создавало значительные неудобства. К 1 января 1918 г. в гимназии обучались 307 учениц, из них – 136 беженок и 171 местная жительница. Гимназия просуществовала в Калуге до декабря 1918 г., когда была преобразована во 2-ю Калужскую Советскую трудовую школу [14, л. 2; 15, л. 166].
Источники и литература
1. Асвета і педагагічная думка ў Беларусі: Са старажытных часоў да 1917 г. / М.А.Ткачоў [і інш.]. – Минск: Народная асвета, 1985. – 464 с.
2. Мятельский, М.С. Школа и педагогическая мысль в Белоруссии с 1895 г. до Великой Октябрьской Социалистической революции: Дис… канд. пед. наук: 13.00.01 / М.С.Мятельский; МГПИ им. А.М. Горького.– Минск, 1982. – 215 с. септик для загородного дома
Обзор Гродненской губернии за 1912 г. – Гродно: Типогр. губернского правления, 1913.
Национальный исторический архив Беларуси в г. Гродно (далее НИАБ в г. Гродно). – Ф. 370. – Оп. 1. – Д. 23.
НИАБ в г. Гродно. – Ф. 370. – Оп. 1. – Д. 22.
НИАБ в г. Гродно. – Ф. 370. – Оп. 1. – Д. 160.
НИАБ в г. Гродно. – Ф. 370. – Оп. 1. – Д. 26.
НИАБ в г. Гродно. – Ф. 370. – Оп. 1. – Д. 7.
НИАБ в г. Гродно. – Ф. 370. – Оп. 1. – Д. 21.
НИАБ в г. Гродно. – Ф. 370. – Оп. 1. – Д. 15.
НИАБ в г. Гродно. – Ф. 370. – Оп. 1. – Д. 42.
НИАБ в г. Гродно. – Ф. 370. – Оп. 1. – Д. 24.
НИАБ в г. Гродно. – Ф. 370. – Оп. 1. – Д. 8.
НИАБ в г. Гродно. – Ф. 370. – Оп. 1. – Д. 29.
НИАБ в г. Гродно. – Ф. 370. – Оп. 1. – Д. 147.
М.А. Ступакевич
Па матэрыялам: Гарады Беларусі ў кантэксце палітыкі, эканомікі, культуры: зборнік навук. артыкулаў / Гродз.дзярж. ун-т; рэдкалегія: І.П. Крэнь, І.В. Соркіна (адк. рэдактары) [і інш.]. – Гродна: ГрДУ, 2007.