Категории

Исторический аспект социальной помощи бездомным в России

6 минут на чтение

Проблема бездомности не нова для России. Социально-экономические и политические условия разных исторических периодов послужили причиной появления данной социальной патологии. И, как известно, увеличение численности бездомных по сей день является признаком неблагополучия в обществе, недостаточной эффективности социальной политики государства.

Изучение проблемы бездомности началось в России еще в дореволюционный период. Это работы таких исследователей, как А.А.Бахтиаров, В.Н.Кудрявцев, Е.Д.Максимов. Сегодня проблема бездомности является предметом изучения таких ученых, как А.П.Бабанская, М.Г.Егоров, И.З.Карлинский, Н.М.Платонова. В целом социологические исследования в этой сфере немногочисленны, мало изученным является аспект институциализации церковной социальной помощи бездомным в России. Освещение исторического аспекта бездомности является ключевым моментом для определения сущности и причин появления данного явления.

Изучению истории бездомности в России посвящены работы А.П.Бабанской, И.А.Голосенко, И.Ю.Дьяконова, А.Н.Кудрявцева, Е.Д.Максимова, Н.М.Платоновой, И.Г.Прыжова, М.Н.Соколовского, С.М.Сперанского.

Как отмечают исследователи, традиция сочувственного отношения к нищим на Руси была привнесена вместе с христианизацией еще в X – XI веках. В Византии на тот момент времени уже существовала практика попечительства над нищими со стороны церковных институтов [4, с. 27]. В XII – XIII вв. на Руси начинает складываться система земских обществ, основанная на традиции сборов местного населения для решения различных проблем в обществе. Значительная часть денег из земского резерва шла на попечение нищих и строительство так называемых Божьих домов – приютов для бездомных больных и пожилых бедняков. При каждом Божьем доме существовал совет, который рассматривал возможность помощи тому или иному нищему. Но имелись и некоторые условия: человек, способный к труду, в такое заведение попасть не мог. Иными словами, проанализировав сведения о бездомности и отношении к этому явлению до XVI века можно сделать вывод, что  бездомные и нищие чаще всего находили убежище  и помощь в церковных организациях.

В период XV – XVI веков правительство постепенно пришло к выводу, что  нищенство может являться угрозой власти, а благотворительность – не только церковная прерогатива, так как несет в себе залог благополучия в обществе и немаловажна для государства. Однако исторически укоренившиеся представления о милостыне как о главном виде благотворительности продолжали существовать. Тем не менее, правительство пыталось бороться с этим. При Иване Грозном на Стоглавом соборе встал вопрос о классификации нищих, причиной чего стало распространение данного явления среди трудоспособного населения, иными словами, занимающегося профессиональным нищенством. Согласно 91 статье Судебника 1550 года лишь нетрудоспособные заслуживали внимания общественно-церковной благотворительности [3, с. 20 – 22]. С профессиональным нищенством велась очень жестокая борьба: принуждали к тяжелому труду, били кнутом, могли публично казнить [8, с. 4]. Особенно решительные меры по борьбе с бездомностью и нищенством были приняты во время правления Петра Великого. По его указу нищие признавались общественным злом, сам акт подаяния – соучастием в преступлении. За подачу милостыни взымался штраф размером в 10 рублей. При обнаружении нищих и просителей их полагалось хватать и вести в полицию, а при повторном задержании наказывать физически [3, с. 30]. Елизавета Петровна главным инструментом в искоренении нищенства и бродяжничества видела приобщение к труду. Согласно ее указу от 29 марта 1753 года бродяг и нищих предписывалось причислять к фабрикам и заводам [3, с. 36]. В период правления Екатерины II в бездомных наконец-то начинают видеть не только изгоев, но и членов общества, нуждающихся в помощи. Начинают создаваться «работные дома», где каждый нищий мог получить одежду, кров и возможность заработать на жизнь. Создаются сети бань, столовых, лечебно-продовольственных пунктов. Особенно важной формой помощи стало строительство дешевых жилищ для бедных и бездомных [8, с. 5]. Дополнены и развиты меры по пресечению нищенства были при Николае I. По причине значительного количества нищих и бродяг, высокоуполномоченным поручалось фиксировать каждого бродягу, встречающегося на пути; на каждую станцию назначить по одному жандарму для ежедневной проверки и сбора шатавшихся для прошения милостыни людей; калек и увечных направлять в приказы общественного призрения, а увечных солдат – в специальные инвалидные комнаты. При Николае I был создан «Комитет о просящих милостыню», задачей которого являлась благотворительная добровольная помощь нищим. Всем категориям, кроме нищих по лености, оказывалась материальная, медицинская помощь и содействие в поиске работы [4, с. 31]. 

В советский период бездомными занимались органы внутренних дел и здравоохранения. По данным МВД СССР количество бездомных на 1954 год составляло 20509 человек. Проводились исследования причин бездомности с целью решения данной проблемы. Впервые закреплена в Уголовном кодексе эта проблема в 1961 году. Статья  198 и 209 УК РСФСР предусматривала наказание за «систематическое занятие бродяжничеством, попрошайничество и за ведение иного паразитического образа жизни, а так же за нарушение паспортных правил». Статьи были отменены в 1991 году, причиной чего стали резкие изменения ситуации в стране и во всех сферах жизни.

В начале 90-х годов ХХ в. проблема бездомности в России резко обострилась. С 1996 года начинают появляться организации медицинской помощи бездомным, создаются ночлежки [2]. На 2000 г. Институт социально-экономических проблем народонаселения РАН (ИСЭПН) на основании специальных исследований оценил численность бездомных в 3,3 млн. человек [1]. По данным ИСЭПН РАН, в этом же году численность уличных детей в России достигла 2,8 млн.[7]. На 2013 год по данным Министерства Труда РФ бездомные составляли 102 866 человек. Но эти данные нельзя считать точными, так как данные цифры, как правило, получены на основе обратившихся в уполномоченные органы бездомных.

На сегодняшний день в России нет законов, предусматривающих помощь бездомным, но имеется Проект Федерального Закона «Об основах законодательства Российской Федерации о профилактике бездомности и ресоциализации бездомных». Это говорит о том, что работа в данном направлении ведется законодательными органами, и вопрос о проблеме бездомности не остается незамеченным на уровне власти.

Активную роль в организации помощи бездомным играют общественные и религиозные организации. Одной из таких организаций является санкт-петербургская региональная благотворительная общественная организация «Ночлежка». РББО «Ночлежка» была создана в декабре 1997 года в результате реорганизации Целевого Благотворительного Фонда «Ночлежка», основанного в 1990 году. С момента своего создания в 1990 году «Ночлежка» добивалась отмены статей 198 и 209 УК РФ, предусматривавших уголовную ответственность за бродяжничество, попрошайничество и тунеядство (отменены в декабре 1991 г). На сегодняшний день данная организация реализует следующие проекты:

- Приют для бездомных;

- Ночной автобус – мобильная помощь;

- Пункт обогрева – зимние отапливаемые палатки;

- Дом на полдороги – реабилитация алко- и наркозависимых;

- Консультационная служба – юридическая и социальная помощь;

- Защита прав – инициирование изменения законодательства в пользу бездомных людей;

- Распространение опыта – обобщение и распространение опыта «Ночлежки»;

- Связи с общественностью – информирование общества о проблеме бездомности и изменение общественного мнения о бездомных людях. По данным исследования Максима Егорова (председатель РБОО «Ночлежка»), общее количество бездомных в России составляет от 5 миллионов и выше[5].

Помощь бездомным является одним из традиционных направлений социального служения Русской Православной Церкви (РПЦ). Основными формами социального служения РПЦ в этом направлении являются:

- бесплатные обеды для бездомных;

- гуманитарная помощь бездомным;

- медицинская и юридическая помощь бездомным;

- социальное сопровождение бездомных;

- мобильные службы помощи (ночной автобус, мобильные душевые);

- трудовая реабилитация [6].

Исходя из различных характеристик отношения к бездомности и нищенству в России в разные исторические периоды, можно прийти к выводу, что взгляд на данное социальное явление носит очень динамичный характер, особенно со стороны государственной власти. Начиная со времен Древней Руси, создавались условия для решения данной проблемы: издавались указы, законодательные акты, шел поиск методов искоренения данного социального недуга. Несмотря на произошедшие изменения в отношении государства к бездомным, по сей день имеет место быть множество нерешенных проблем в сфере гуманитарной, медицинской помощи и трудоустройства этих граждан.

Article is devoted to historical aspect of the social help to the homeless in Russia. The main ways of solving this problem depending on the historical period. Data on the number of the homeless for the concrete period of time are submitted. Describes the activities of the public organization on assistance to the homeless. The basic form of social service of Russian Orthodox Church in the sphere of providing help to the homeless.

 

Facebook Vk Ok Twitter Whatsapp

Похожие записи:

В исторической литературе существует два смысла понятия «исторического факта». В первом случае исторический факт указывает на объективное существование чего-либо или кого-либо, исследуемый предмет рассматривается как действие, реально имевшее место. С этой поз...
Одной из основных и специфических форм бытия Универсума является бытие общества, составляющее предмет особого раздела философского знания – социальной философии. Приступая к рассмотрению социальной философии, необходимо сразу же обратить внимание на ряд пробле...
В настоящее время, когда государство не в силах полостью обеспечить развитие социальной сферы, встает необходимость в формировании и поддержании ценностей социальной инициативы как элемента, позволяющего аккумулировать ресурсы социальных групп с целью решения ...