В 1939 – 1940 гг. Государственная граница СССР была отодвинута на запад в результате военно-политических действий советского руководства. Согласно секретному протоколу сферы влияния между Германией и СССР прошли по рекам Буг, Нарев, Висла, Сан и большая часть восточных территорий Польши вошла в состав СССР как новые административные единицы БССР и УССР. В стратегическом плане это обстоятельство имело позитивное значение для Советского Союза, так как позволяло снизить угрозу для ряда важнейших промышленных и административных центров страны, выиграть пространство и время для отражения агрессии и ответного удара. Вместе с тем перенос границы вызвал немало осложнений, связанных с необходимостью перестройки всей группировки войск первого стратегического эшелона, прочного укрепления новых границ, оперативного оборудования приобретенных территорий, переработки всех оперативных планов.
Для размещения огромной военной инфраструктуры и подготовки театра военных действий необходимо было провести большие работы: построить новые фортификационные сооружения, аэродромы, убежища, склады, казармы, мосты, дороги, «перешить» старое железнодорожное полотно. В официальных советских документах начала 40-х гг. все эти мероприятия назывались «работы на объектах спецстроительства», «работы на оборонном строительстве», которым партийные, советские и военные власти придавали огромное значение, и для их выполнения было задействовано большое количество трудовых и материальных ресурсов [1].
На территории западных областей СССР возведение укрепленных районов (УР) вдоль новой Государственной границы являлось первоочередной задачей.
Осенью 1939 г. в Генеральном штабе Красной Армии и приграничных округах приступили к разработке плана прикрытия новой линии Государственной границы. Было принято решение о строительстве 23-х УРов на новой границе. «Белостокский выступ» в Западном особом военном округе должны были прикрывать четыре укрепленных района – 62-й Брестский (в полосе 4-й армии), 64-й Замбровский (первоначально в полосе 10-й армии, затем 13-й), 66-й Осовецкий (в полосе 10-й армии) и 68-й Гродненский (в полосе 3-й армии). На Западной Украине в полосе Киевского особого военного округа планировалось возведение Ковельского, Владимир-Волынского, Рава-Русского и Перемышльского укрепрайонов. Только в БССР планировалось построить 37 узлов обороны с 2130 объектами долговременной фортификации [2, с. 28]. Командование округа предложило два варианта возведения УРов – непосредственно по линии новой госграницы и на расстоянии 25–50 км от нее [3, с. 3 – 4].
Более удачным представлялся второй вариант, согласно которому позиции УРов предполагалось разместить на удалении 25 – 50 км от государственной границы. Это позволило бы вести сооружение опорных пунктов скрытно от противника, а при внезапном нападении успеть разместить войска в построенных долговременных и полевых сооружениях. Хотя этот вариант поддерживал Генштаб, однако был принят первый. Проект строительства укрепленных районов был утвержден И.В.Сталиным по докладу К.Е.Ворошилова и Б.М.Шапошникова [4, с. 241]. Директивами Наркома обороны от 26 июня 1940 г. приказывалось начать строительство ряда УРов в Западном и Киевском особых военных округах [3, с. 5].
Опыт начавшейся в Европе Второй мировой войны заставил внести существенные коррективы в систему укрепления границы и военно-инженерной подготовки ТВД в целом. В октябре 1940 г. начальник Главного военно-инженерного управления генерал-майор инженерных войск А.Ф.Хренов представил доклад начальнику Генерального штаба [5, с. 67 – 68].
Предложения Главного военно-инженерного управления были отражены в директиве НКО военным советам приграничных округов от 20 февраля 1941 г. В директиве отмечалось, что при строительстве УРов требуется увеличение их глубины до 30 – 50 км в зависимости от наличия и глубины предполья, а также увеличения толщины железобетонных сооружений и усиления плотности артиллерийско-пулеметного огня. В документе указывалось, что назначение укрепленных районов – надежно прикрывать важнейшие операционные направления или районы и создавать опорные рубежи для действий полевых войск в обороне и наступательных операциях. Оборона УРа должна строиться на уничтожении противника огнем перед передним краем главной полосы обороны и контрударами полевых войск в случае его вклинивания на советскую территорию. Укрепленные районы имеют свои специальные гарнизоны, численность которых определяется для каждого в отдельности. Полевые войска могут занять УР лишь по специальному приказу командования фронта. Впереди главной полосы предлагалось обязательно строить предполье, состоящее из ряда оборонительных полос полевого типа. Узлы обороны должны иметь надежную круговую систему противотанковых и противопехотных заграждений, возводимых на важнейших направлениях в мирное время, а на остальных – в мобилизационный период [6, л. 12 – 24].
В соответствии с требованиями директивы, Военным советам округов были отданы приказы о продолжении уже начатого в 1940 г. строительства укрепленных районов, а также возведении нескольких новых оборонительных полос вдоль западной границы. В феврале – марте 1941 г. правительство утвердило основной и годовой планы оборонительного строительства. На фортификационное строительство было выделено 1 млрд. 181,4 млн. руб. Из этой суммы Прибалтийскому особому военному округу предназначалось примерно 50%, Западному особому военному округу – 25% и Киевскому особому военному округу – около 9%. Из 4642 фортсооружений по всем рубежам СССР в западных военных округах предстояло возвести 4464 долговременных оборонительных сооружения [7, с. 13].
В конце марта 1941 г. комендант 68-го Гродненского управления УР полковник Иванов получил новый список комиссии по рекогносцировкам укрепленного района, утвержденный Военным советом округа. Одновременно был получен приказ помощника командующего округом по УР генерал-майора Михайлина всему составу комиссии прибыть 5 апреля в штаб 10-й армии для инструктажа, который проводился лично командующим войсками округа. В приказе указывалось, что состав комиссии предварительно должен тщательно проработать новую инструкцию по рекогносцировкам и директиву Наркома № УР/586413сс [8, л. 86]. В соответствии с инструкцией состав комиссии по рекогносцировкам Гродненского укрепрайона был утвержден в следующем составе: председатель комиссии – комендант УР полковник Иванов, члены: начальник штаба УР полковник Каширин, начальник артиллерии полковник Железняк, начальник инженерной службы 47-го СК майор Савостьянов, начальник связи УР подполковник Соколов, начальник 1-го отдела штаба УР майор Тягульский [8, л. 87].
Документ, представленный для публикации, выявлен нами в Центральном архиве Министерства обороны Российской Федерации в фонде 2322 – Управление коменданта 68-го Гродненского укрепленного района, опись 1, дело 179. Это как раз новая «Инструкция по рекогносцировкам укрепленных районов и по посадке долговременных боевых сооружений», которая была утверждена начальником Генерального штаба генералом армии Г.К.Жуковым 20 марта 1941 г. [9, л. 88 – 106]. Инструкция представляет собой 20-и страничный документ с очень подробной регламентацией всех работ по рекогносцировкам в укрепрайоне. В инструкции был обобщен и использован более десятилетний опыт строительства, обороны и преодоления укрепрайонов в СССР и других странах. Основные положения данного документа использовались при проведении фортификационных работ в Закавказье и на Дальнем Востоке СССР в конце 60-х гг. ХХ в.
В начале документа указывалось, что перед началом рекогносцировки Военный совет округа организует инструктирование комиссии, на котором должны быть изучены основные положения, изложенные в директиве Народного Комиссара Обороны от 20 февраля 1941г. за № 584613/сс/ов, настоящая инструкция и существующие штаты пулеметно-артиллерийских батальонов и рот, предназначенных занимать узлы обороны и опорные пункты. Кроме того, комиссия обязательно должна быть ознакомлена с чертежами всех типов сооружений, системой их вооружения, количеством амбразур, углами склонения и возвышения.
Далее отмечалось, что должен был получить председатель комиссии: а) письменное задание на рекогносцировку, к которому прилагается утвержденная Военным советом округа карта со схемой группировки узлов обороны и опорных пунктов укрепленного района. Группировка узлов обороны и опорных пунктов в них должна быть уточнена предварительно на местности командующим армией или командиром стрелкового корпуса (в округах, где армии нет) в полосе которых развертывается строительство Укрепленного района. В задании указывается тактическая задача, которую, в зависимости от местности должны выполнять каждый узел обороны и каждый опорный пункт в нем; б) прошнурованные и пропечатанные сургучной печатью тетради для записей (выдает штаб округа) вне которых делать какие либо записи воспрещается; в) необходимые инструменты (теодолит, буссоль, рулетка, метр и т.д.); г) карты укрепленного района в масштабе 1:50.000 и 1:25.000 в необходимом качестве. В случае отсутствия карт, указанного масштаба, комиссия получает карты 1:100.000 и изготовляет необходимые схемы своими силами в масштабе 1:25.000.
В результате рекогносцировки комиссия обязана отработать до конца следующие вопросы:
а) на основе тщательного всестороннего изучения местности намеченной для строительства укрепленного района, окончательно уточнить группировку узлов обороны и отпорных пунктов в соответствии с оперативно-тактическим предназначением укрепленного района и тактических задач, поставленных для каждого узла обороны;
б) систему огня узлов обороны и опорных пунктов в точном соответствии с тактической задачей каждого из них и произвести окончательную посадку всех сооружений, в том числе казематированных батарей и открытых площадок для батарей большой мощности. Определить сопротивляемость и тип каждого сооружения, и какие из сооружений должны быть связаны подземными потернами;
в) систему противотанковых и противопехотных препятствий;
г) систему огня и типы сооружений на позиции боевого охранения, а также систему заграждений перед ней;
д) решение на организацию обороны предполья и заграждений в нем (если по условиям местности или по условиям удаления переднего края Укрепленного района от госграницы оно создается);
е) решение на организацию обороны и заграждений в промежутке между первой и второй полосами укрепленного района, если рекогносцируется вторая полоса;
ж) огневую связь между узлами обороны и опорными пунктами и все мероприятия по обороне промежутков;
з) точно определить места лесовырубок и лесорасчисток их объем, в соответствии с системой огня, учитывая, что неправильно вырубленных лес практически восстановить нельзя;
и) маскировку боевых сооружений опорного пункта, узла обороны и Укрепленного района в целом, а также маскировку предстоящего строительства;
к) строительство и ремонт дорог для обеспечения маневра и подвоза;
л) систему организации управления, расположение и посадку всех командных и наблюдательных пунктов;
м) предполагаемое полевое доусиление и постройку ходов сообщения;
н) выбор места расположения казарменных городков для частей укрепленного района;
о) выбор места складов, в соответствии и Инструкцией по тылу УР и разработать всестороннее решение на организацию тыла как узлов обороны и опорных пунктов, так и укрепленного района в целом.
Большое внимание в инструкции уделялось вопросам посадки долговременных сооружений. Предлагалось при определении количества сооружений в основу брать типовые расчеты, прилагаемые к данной инструкции, составленные на основе директивы № 584613 сс/ов. Выбор типов сооружений зависит в каждом конкретном случае от местности, при этом необходимо отдавать преимущество косоприцельному к фланговому перекрестному огню из полукапониров. При определении количества и типов сооружений иметь в виду, что количество артиллеристских и пулеметных амбразур, указанных в типовых расчетах сооружений, должно быть полностью выдержанно и соответствовать штатному расчету артиллеристских и пулеметных взводов в пулеметно-артиллеристских батальонах и ротах, предназначенных для занятия намеченных сооружений. В отдельных случаях допускается посадка капониров и многоамбразурных пулеметных сооружений, но при условии, что общее количество амбразур по лимиту будет не превышать количество амбразур данных типов по типовому расчету. Кроме того, в отдельных случаях для прострела мертвых пространств, лощин или резко пересеченной местности допускается дополнительная посадка боевых сооружений упрощенного типа (МС).
В районах, где комиссия определяла строительство подземных групп или где намечалось устройство гидротехнических сооружений для заболачивания и затопления, распоряжением Военным советом округа высылались специальные комиссии детальных гидрогеологических и гидротехнических изысканий. Специалистов гидротехников и гидрогеологов выделяло Инженерное управление округа или Главное военно-инженерное управление Красной Армии по заявке штаба округа.
При расположении и посадке сооружений на местности необходимо было исходить из следующего: а) опорный пункт должен иметь круговую, как противопехотную, та и противотанковую оборону с преимуществом огня перед передним краем, по переднему краю и на флангах, при чем круговая оборона двигается главным, образом за счет фортсооружений полевого доусиления и фланкирующих сооружений (полукапониров), ведущих огонь из крыла в тыл опорного пункта; б) система огня боевых сооружений должна быть построена на косоприцельном и фланговом огне, дополняемым фронтальным огнем из глубины или из-за закрытий; в) дать как минимум 2-х, 3-х слойный пулеметный огонь полосе 600 м от переднего края и простреливать местность перед передним краем артиллеристским огнем 45-мм и 76-мм пушек в полосе 1500-3000 м; г) в глубине опорного пункта вся местность должна простреливаться не менее чем двухслойным огнем и только в исключительных случаях однослойным огнем; д) каждое сооружение должно быть поддержано огнем из двух соседних сооружений (поддержку огнем из одного сооружения допускать как исключение); е) пулеметное сооружений должно иметь хороший обзор и обстрел не менее чем на 800 м, сооружения вооруженные 45 м/м пушкой – 1500 м, а вооруженные 76 м/м пушкой – 3000 м; ж) максимально избегать мертвых и ненаблюдаемых пространств, мертвые пространства одного сооружения должны обязательно простреливаться и просматриваться из соседних сооружений; з) сооружение на местности должно быть расположено так, чтобы максимально использовать складки местности для получения лучшей маскировки; и) артиллерийские (АПК), орудийно-пулеметные (ОППК), и пулеметные полукапониры (ППК) располагать преимущественно за обратными скатами (где они будут всегда лучше замаскированы, невидимы для противника, а отсюда и меньше подвержены поражению), а где местность не позволяет, допускается расположение и на передних скатах, при этом особенно тщательно обращать внимание на пригонку их к местности и возможность хорошей обсыпки напольных стен. Полукапониры разворачивать в сторону противника так, чтобы лицевая стена (с амбразурами) не была подвержена прямому поражению артиллеристским огнем артиллерии противника. Разворот полукапониров по отношению к линии переднего края допускать не более 15о.
Отдельно рассматривался вопрос с размещением артиллерийских позиций (казематированных батарей). Места казематированных батарей должны выбираться внутри узла обороны и на удалении не менее двух и не более четырех километров от переднего края, за естественными противотанковыми препятствиями и не иметь вблизи резко выделяющихся местных предметов (ориентиров), облегчающих противнику наблюдение и пристрелку. Батареи располагать за закрытиями, могущими дать самую выгодную высоту укрытия для данного калибра, чтобы скрывать от наземного наблюдения противника блеск и дым при стрельбе из орудий.
Расположение батареи на закрытой позиции должно быть таково, чтобы наименьший прицел допускал возможность ведения огня батареи по целям, появившимся перед передним краем узла обороны. Огневая позиция на четыре орудия и одно-два убежища выбирается в одном районе с интервалами между орудийными казематами (по центрам) 30 – 50 м.
Взвода располагать в уступном порядке. Убежищ для расчета батареи, в зависимости от характера местности намечается или одно на всю батарею, или два – по одному на взвод. Убежища располагать в 30 – 80 м за орудийными казематами, если одно убежище на батарею, то желательно в центре батареи, если же два, то каждое в центре своего взвода. Разработанные варианты долговременных позиций для тяжелых батарей, позволяют ставить в них 152-мм пушку-гаубицу, 122-мм, 107-мм пушки и 76-мм пушку Ф-22.
Огневая позиция батареи должна иметь широкий сектор обстрела – 100о, допускающий возможность маневра огнем батареи и сосредоточение огня нескольких батарей по одной цели, а также давать возможность ведения огня прямой наводкой по целям на ближайших подступах к огневой позиции. Угол возвышения должен браться максимально допускаемый при стрельбе данной системы на полную дальность стрельбы ее и максимально возможный угол склонения, если это требуется по характеру местности.
Для управления огнем батареи намечается один командно-наблюдательный пункт (КНП) командира батареи в месте, откуда можно лучше организовать наблюдение за полем боя и управление огнем батареи. Место посадки КНП должно отвечать требованиям удобства управления огнем и наблюдения за полем боя в пределах сектора стрельбы своей батареи, не находится рядом с резко выдающимися местными предметами (ориентирами), облегчающими противнику нахождение КНП и обстрел его. Связь КНП с ОП телефонная по подземному кабелю как основная и радио – вспомогательное средство связи.
Перед выездом на рекогносцировку комиссия должна тщательно изучить местность укрепленного района по карте и составить на ней наметку системы огня обороны и опорных пунктов. По прибытии на местность, Комиссии рекомендовалось вести работу в следующей последовательности: а) просмотреть весь рубеж, намечаемого укрепленного района для того, чтобы определить на местности общее соответствие наметки узлов обороны и опорных пунктов с поставленными оперативно-тактическими задачами и условиями местности и уточнить их расположение, не меняя, принципиально, общего оперативно-тактического решения. При этом стоит особое внимание обратить на прострел артиллерийским огнем разрывов между соседними укрепленными районами и артиллерийско-пулеметным огнем промежутков между узлами обороны и опорными пунктами; б) просмотреть передний край укрепленного района и его и его глубину со стороны предполагаемого противника, а если это невозможно (из-за близости государственной границы) с переднего края обороны, каждый намечаемый узел обороны и в отдельности опорный пункт, для того, чтобы определить хорошо просматриваемые места и подступы, удобные для противника; в) составить перспективные чертежи переднего края, нанося на них ориентиры и мертвые пространства; г) наметить места противотанковых и противопехотных препятствий и возможные места возведения плотин и перемычек для затопления; д) наметить районы расположения огневых позиций наземных и зенитных батарей; е) сделать наметку организации огневой связи между узлами обороны и опорными пунктами и наметить мероприятия по обороне промежутков: возможность прострела промежутков орудийным фланговым огнем из долговременных сооружений с обоих смежных улов обороны; возможную дальность огня пулеметов и противотанковых орудий; ж) просмотреть промежутки с фланговых наблюдательных пунктов обоих смежных узлов обороны и определить наблюдение и ненаблюдаемые пространства; з) просмотреть и определить преграды, которые необходимо уничтожить для обеспечения прострела и просмотра промежутков; и) решить расположение искусственных препятствий, которые нужно возвести на промежутках.
Особое внимание в инструкции уделялось размещению на местности долговременных сооружений. После осмотра местности узлов обороны и опорных пунктов рекогносцировочная комиссия приступает к расположению и посадке сооружений в каждом опорном пункте. После выяснения тактической задачи опорного пункта необходимо выбрать такое место, с которого видна вся местность опорного пункта. С этого места уточнить имеющуюся на карте группировку сооружений и соответствие ее с поставленной задачей. При этом учитывать, что это только предварительная разметка желаемой организации системы огня опорного пункта. После этого переходить к посадке каждого сооружения в отдельности. При посадке пользоваться точными и проверенными приборами (теодолит, буссоль). Выбор места посадки и посадку сооружений необходимо начинать с переднего края и после посадки по переднему краю переходить в глубину опорного пункта. Выбор мест посадки сооружения, а затем и решение системы огня опорного пункта, является важным вопросом рекогносцировки, поэтому к нему надо относиться с особой тщательностью, необходимо помнить, что раз выбранный тип сооружения, посаженный и построенный, в дальнейшем практически не может быть изменен или перенесен на другое место.
После выбора точки посадки сооружения составляется формуляр (карточка посадки). При этом учитывалось следующее: а) левый и правый азимут артогня противника (всевозможные направления выстрелов) решаются по карте, с указанием возможной дистанции стрельбы; азимутом входа в сооружение типа ДОТ является биссектриса угла, составленного крайним левым и крайним правым направлениями артогня противника. По условиям местности могут допускаться отдельные отступления от правила, но такие, чтобы вход в сооружение ни в коем случае не поражался артогнем противника и был бы прикрыт массивом сооружения. Для полукапониров азимут берется по типовому чертежу под 90о от директрис огня полукапонира. Для групповых сооружений с наземной частью берется вместо азимута входа азимут направления потерны (галереи) от сооружения к убежищу (при этом необходимо взять азимут входа и для наземного сооружения, на случай невозможности вести подземные работы в данном месте). Уровень грунтовых вод берется по данным разведки на воде, проводимой гидрогеологом с партиями бурильщиков; этажность сооружения решается исходя из уровня грунтовых вод и характера грунта; б) применение одноэтажных сооружений допускалось только в том случае, если по условиям уровня грунтовых вод и грунта невозможно строить двухэтажные или когда строятся оголовки к подземным группам. Одноэтажные сооружения более заметны, трудно поддаются маскировке, а отсюда имеют большую вероятность поражения из-за большой площади и трудности маскировки и стоят гораздо дороже двухэтажных сооружений; в) зафиксировать точно центр предполагаемого сооружения (забить кол) ориентировать и описать нахождение сооружения от местных предметов или высот. Обозначить репером нулевую линию сооружения. Дать краткое описание точки, от которой взята нулевая линия, чтобы в случае пропажи репера, его можно было бы восстановить. Каких либо записей на реперах о сооружении не делать, кроме условной цифровой отметки. В заселенных местностях все репера должны быть замаскированы; г) исходя из местных условий и принятого общего маскировочного замысла, указать тип маскировки под который должно быть замаскировано построенное сооружение; д) для лучшей ориентировки при строительстве описать по местным предметам: направление директрисс и крайних направлений каждой амбразуры; мертвые пространства в секторе каждой амбразуры могут ли быть они устранены и какие сооружения простреливают эти мертвые пространства; какие требуются планировочные работы; размеры лесовырубок и лесорасчисток, необходимые для обеспечения обстрела, и характер их (сплошные, выборочные, очистка нижних ветвей и т.п.); площадь земли, подлежащую отчуждению для постройки сооружения; имеющиеся и необходимые дороги к сооружению.
Ложные сооружения должны располагаться не ближе 100 м от действительных сооружений, применятся к местности такие, как и боевые сооружения, чтобы не бросалась в глаза нелепость их расположения. Командные пункты располагаются, по возможности, в центре опорных пунктов в местах с наилучшим обзором и откуда наиболее надежно может быть осуществлено управление опорным пунктом и узлом обороны в бою. Наблюдательные пункты располагаются в местах, откуда наиболее надежно выполняются задачи по наблюдению перед передним краем, на флангах и в глубине опорных пунктов и узлов обороны.
В результате рекогносцировок комиссией должны быть отработаны следующие документы: схема группировки узлов обороны, опорных пунктов и сооружений в них Укрепленного района на карте масштаба 1:50.000, и схема решения по обороне предполья, с указанием передового рубежа, отсечных и промежуточных позиций, системы препятствий и очередности их строительства; пояснительная записка к схеме, с тактической оценкой свойств местности и вероятных действий противника, с характеристикой узлов обороны, опорных пунктов и поставленными задачами; пояснительная записка к схеме предполья с расчетом сил и средств, необходимых для его обороны и материалов для оборудования; сводная ведомость сооружений по узлам обороны и опорным пунктам; сводная таблица основных данных карточек (формуляров) посадки сооружений по узлам обороны и опорным пунктам; таблица характеристики плотности сооружений, вооружения (пулеметов «Максим» и «ДС», 45-мм и 76-мм орудий отдельно) и огня по УО и ОП; расчет необходимых гарнизонов по каждому опорному пункту, узлу обороны и укрепленному району в целом, в точном соответствии с существующими штатами; схема инженерных препятствий по укрепленному району на карте масштаба 1:50.000, с намеченными противотанковыми и противопехотными препятствиями и системой артиллеристского огня; пояснительная записка к схеме инженерных препятствий; сводная ведомость количества препятствий, ходов сообщений, потребных материалов и механизмов; схема связи укрепленного района на карте масштаба 1:50.000 с нанесением существующей линии связи и проектируемых (подземной и воздушной); схема дорог укрепленного района на карте масштаба 1:50.000 с нанесением существующих и проектируемых дорог (грунтовых, шоссейных, железных дорог); перечень строительных материалов, которые имеются в радиусе 50 км от укрепленного района; схема организации тыла укрепленного района, узлов обороны и опорных пунктов.
Указанные документы отрабатываются в трех экземплярах и подписываются председателем рекогносцировочной комиссии и всеми ее членами. Экземпляры № 1 и № 2 – представляются в штаб округа и экземпляр № 3 – остается у коменданта укрепленного района. Формуляры составляются в двух экземплярах, один из которых остается у коменданта укрепленного района, а второй хранится в отделе УР штаба округа. Командующий армией утверждает посадку каждого сооружения, систему и слойность огня в опорных пунктах и на флангах их и все вышеназванные документы с обязательным выездом на место посадки каждого сооружения.
Материал рекогносцировок рассматривался в штабе округа и на его основе составлялся Генеральный план строительства укрепленного района. Военный совет округа утверждал окончательно уточненную комиссией группировку узлов обороны, опорных пунктов, общую систему огня и все материалы (доклад, титульные списки и расчеты) после предварительной проверки на местности. Генеральный план (в двух экземплярах), утвержденный Советом округа с приложением первого экземпляра всех материалов рекогносцировок представлялся в Генеральный штаб Красной Армии для доклада Народному Комиссару Обороны.
Таким образом «Инструкция по рекогносцировкам укрепленных районов и по посадке долговременных боевых сооружений» имела важное значение для подготовки театра военных действий накануне войны с Германией. Она учитывала опыт ведения боевых действий в ходе начавшейся Второй мировой войны и стала основным руководящим документом для армий, ведших военно-инженерную подготовку территории СССР. Рекогносцировка вторых оборонительных полос приграничных укрепрайонов весной 1941 г., а также планирование новых УРов проводились в строгом соответствии с положениями «Инструкции». Не потерял своего значения данный документ и в послевоенное время, когда в ответ на новые геополитические реалии новые укрепленные районы стали возводиться на Дальнем Востоке, Забайкалье и Закавказье [10].
С.А. Пивоварчик
Смена парадигм в историографии XIX – начала XXI вв.: сб. науч. ст. (к 60-летию профессора А.Н.Нечухрина) / Гр ГУ им. Я.Купалы; под общ. ред. Э.С.Ярмусика, Н.В.Козловской. – Гродно: ГрГУ, 2012.