Основная воспитательная задача учебных заведений состоит в том, чтобы обеспечить возможность полноценного развития личности, определяющего её отношение к людям, окружающему миру, культурному наследию своей страны. В структуре содержания образования функцию оснащения подрастающего поколения опытом эмоционально-ценностного отношения к действительности выполняет, прежде всего, искусство, являясь одним из важнейших элементов общественного социального опыта, подлежащего усвоению, который, в свою очередь, является основанием социальной позиции каждого человека.
В качестве важнейшего условия гармонического развития личности JI.C. Выготский назвал единство формирования эмоциональной и интеллектуальной сфер психики ребёнка. Музыкальное воспитание – уникальное средство формирования этого единства, поскольку оно оказывает огромное влияние не только на эмоциональное, но и на познавательное развитие детей, ибо музыка несет в себе не только эмоции, но и огромный мир идей, мыслей, образов. Однако это содержание становится личностным достоянием при условии специальной организации музыкальной и художественно-эстетической деятельности. Для этого необходимы специальные музыкальные занятия, целью которых является воспитание эстетических чувств, музыкально-эстетического сознания, формирование у младших школьников элементов музыкальной культуры.
В настоящее время назрела необходимость разработки новых форм воздействия искусства на художественно-творческое развитие учащихся. Это, в первую очередь, факультативные занятия. Программа предлагает достаточно большой их выбор: «Спадчына» (1-3 классы), «В мире музыки» (1-4 классы), «Хор» (2-7 классы), «Вокальный (фольклорный) ансамбль» и т.д. В программном содержании факультативов и кружковой работы успешно реализуются межпредметные связи таких учебных дисциплин, как литература, музыка, изобразительное искусство, ритмика, танец, история и т.д.
Развитие творческой активности младших школьников также успешно осуществляется в процессе организации и проведения внеклассных мероприятий: викторин, дискуссий, экскурсий, музыкальных путешествий, тематических вечеров. Мы предлагаем ряд методических разработок, которые способствуют качественному развитию музыкальных способностей школьников, актуализации и закреплению их знаний, а также поликультурному совершенствованию во внеклассной работе.
Внеклассное мероприятие «Музыкальная игра-путешествие». Проведение рекомендуется в рамках «Дней творчества» в начальной школе.
«Весёлый поезд» с ребятами двигается по дорожкам музыкального опыта, останавливаясь на станциях «Вспоминайка», «Вопросово», «Капитанская», «Немая» и «Сказочная». По ходу путешествия происходит приобретение билетов в процессе решения музыкальных загадок по теории музыки (знание нот, жанров, инструментов). Предлагаются состязание капитанов команд (отгадывание различных по силе и окраске звуков – музыкальных и шумовых), конкурс пантомимы – одна команда путешественников молча изображает музыкальные инструменты, а вторая пытается их угадать. На одном из полустанков происходит встреча с Бабой-Ягой, которая соглашается отпустить пленников с условием отгадывания песен по ключевым содержательным характеристикам. Получение пропуска к окончанию мероприятия – музыкальные загадки-ребусы.
Внеклассное музыкальное мероприятие «В гостях у сказки».
Данная разработка предполагает знакомство с миром сказок А.С. Пушкина – обращение к прошлому и нынешнему опыту детей. Музыкальная гостиная заполнена ребятами, которых ожидают приключения и сюрпризы. Ни один участник не останется без дела – всех подстерегают загадки (по отрывку узнать сказку); знакомство с операми Н.А. Римского-Корсакова на сюжеты сказок Пушкина (использование иллюстраций – музыкальных отрывков); отгадывание музыкальных характеристик главных героев «Сказки о царе Салтане»; загадка-путаница (перепутаны названия сказок поэта); акция «Соберём сказки в корзинку няни Арины Родионовны» (по ключевому слову участники вспоминают соответствующую сказку и декламируют первую строчку); поиск иллюстраций, которые подходят к предлагаемым поэтическим отрывкам; встреча с «Загадочным почтальоном» (доставка телеграмм с приветствиями сказочных героев, имена которых предстоит отгадать); конкурс на лучшего знатока сказок Пушкина. Ярким дополнением служит слушание музыкальных произведений (в частности, стихотворение «Зимний вечер», положенное на музыку композитором Яковлевым), фрагментов из опер Н.А. Римского-Корсакова.
Воспитательное мероприятие «Едем в музыкальную страну» (предназначено для 3-4-х классов начальной школы).
Цели данного проекта: 1) развитие креативности мышления, умение анализировать, находить закономерности; 2) формирование умения различать музыкальные инструменты по тембру; 3) воспитание уважения и интереса к музыкальному искусству.
Трое ведущих помогают детям преодолевать непростой путь по музыкальной стране. Учащиеся «путешествуют» по станциям «Игровая», «Угадай-ка», «Вежливая», «Танцевальная», «Ритмическая», «Поющая», «Размышляющая». Дети вовлечены в разнообразные виды музыкальной деятельности, которую необходимо осуществлять в форме игры, конкурса, шутливого состязания, решения ритмических или аналитических задач.
Воспитательное мероприятие для учащихся 4-х классов начальной школы «Из истории французского шансона».
Цель – формирование основ музыкальной культуры учащихся.
Задачи: 1) приобщение к музыке разных народов мира; 2) воспитание толерантности; 3) развитие музыкально-творческих способностей в разных видах деятельности: слушания, импровизации, движений под музыку.
Ребят ожидает знакомство с происхождением понятия «шансон», историческими сведениями об особенностях данного явления, а также его существования и развития во Франции и России. Предлагается аудио-встреча с известными создателями и исполнителями данного музыкального жанра – Эдит Пиаф, Шарль Азнавур, Джо Дассен, Мирей Матье, Сальвадор Адамо, Александр Вертинский, Леонид Утёсов, Марк Бернес, Тамара Гвердцители. В качестве музыкальных иллюстраций используются вокальные произведения из репертуара изучаемых мастеров сценического искусства.
Воспитательное мероприятие «Музыка – чудесная страна».
Цели: 1) обобщение знаний учащихся об изученных произведениях, музыкальных понятиях; 2) выявление уровня музыкальных знаний; 3) развитие музыкального слуха, памяти, интеллекта, находчивости; 4) воспитание эстетического вкуса, чувства прекрасного, любви к музыке.
Вниманию учащихся предлагаются стихотворные загадки на музыкальные темы, кроссворды, конкурс на знание жанров, музыкальные ребусы на время, игра «Угадай мелодию и песню по первому слову» и др.
Театрализованное представление «Путешествие в Англию» (музыкально-цирковое представление).
Шутливая игра-представление цирковых персонажей с помощью небезызвестной волшебницы Мери Поппинс. Дети играют в шумовом оркестре, двигаются и слушают разнообразные инструментальные музыкальные произведения и песни.
Воспитательное мероприятие «Музыка природы в пьесах П.И. Чайковского из цикла «Времена года».
Происходит знакомство учащихся с творчеством русского композитора и миром его музыкальных произведений. Развиваются музыкальное чутьё, расширяется кругозор теоретических познаний, формируется музыкальная культура личности.
Конкурсная шоу-программа «Музыкальная мозаика» для 4-го класса начальной школы преследует следующие цели: привитие школьникам интереса к музыкальному искусству; развитие творческих и актёрских способностей детей, их инициативы и любознательности; расширение знаний об изучаемом предмете.
Актуальной проблемой музыкальной педагогики является воспитание активного слушателя, способного воспринимать музыку во всей полноте её выразительно-смыслового потенциала. Настоящее, прочувствованное и продуманное восприятие – одна из действенных форм приобщения к музыкальному искусству, «процесс целостного, образного, эмоционально-осознанного, личностно окрашенного постижения содержания музыкального произведения» [1, с.9]. При этом активизируется внутренний духовный мир учащихся, их чувства и мысли.
Психологические механизмы восприятия включают эмоциональную отзывчивость на музыку, развитый музыкальный слух, память, музыкальное мышление, а также сформированность способности к творчеству. Весьма важную роль играет установка на восприятие, которая подразумевает комплексное образование, включающее потребности слушателя, задачи его деятельности, условия, в которых она происходит, жизненный и слуховой опыт. Создание позитивной установки на восприятие музыкального произведения может складываться из разных факторов: 1) организационные – дети слушают музыку в атмосфере, приближенной к атмосфере концертного зала, 2) методические – учитель предвосхищает слушание музыки точно сформулированным вопросом-проблемой, предлагает ряд словесных характеристик музыки, из которых нужно выбрать наиболее соответствующие образу данного сочинения [1, с.11].
Формирование художественно-эстетического восприятия связано с созданием определённой эмоциональной «микросреды», «микроклимата», эмоциональной ситуации, в которой происходит встреча с произведениями искусства. Педагогическая практика предлагает различные формы и методы работы с детьми в области эстетического воспитания:
· эмоционально-образный рассказ учителя о жизни композитора, художника, писателя, о возникновении художественного замысла произведения;
· обращение к эмоциональной памяти учащихся;
· яркое эмоциональное «изложение» учащимися произведения искусства;
· встреча с представителями творческой интеллигенции;
· использование произведений «смежных искусств» с целью активизации субъективных образов-представлений.
Учителю музыки при проведении уроков, факультативов и внеклассных мероприятий необходимо использовать разнообразные виды музыкально-художественной деятельности: слушание музыки, пение, игру на музыкальных инструментах, музыкально-ритмические движения, пластическое интонирование, свободное дирижирование, сочинение, импровизацию, ритмодекламацию, театрализацию, различные виды моделирования. Использование любого вида музыкально-художественной деятельности подразумевает активную позицию учащихся. Они получают возможности для творческого самовыражения в процессе сочинения выразительных интонаций (с помощью звука, слова, цвета, жеста), составления исполнительского плана произведения, участия в разнообразных музыкально-художественных экспериментах.
Таким образом, современная школа, а также другие учебные заведения должны стремиться все виды художественной деятельности сделать не только внеурочными (кружковыми, любительскими) занятиями, куда привлекаются наиболее одарённые и активные учащиеся, но значительно расширить эстетический цикл, например, факультативами, найти такие формы преподавания, которые заинтересовали бы каждого.
ф