Франция — неделимое, светское, демократическое и социальное государство с республиканской конфигурацией управления. В административном отношении Франция разделяется на 22 региона, 96 департаментов, 36 565 коммун. Действует Конституция, установленная путём референдума в 1958, с исправлениями 1962 (согласно проблеме об избрании президента), 1992, 1996, 2000 (в взаимосвязи с подписанием Маастрихтского, Амстердамского и Ниццкого соглашений) и 1993 (согласно проблеме о иммиграции). Форма правления с 1958 года — полупрезидентская республика. В Конституции ярко и чётко намечено правило приоритета президента. Президент — ключевое лицо, который избирается на пятилетний период на мажоритарной основе непосредственным общим голосованием. Основная роль президента — контроль за соблюдением Конституции, осуществление роли третейский судьи, который обеспечивает функционирование исполнительной власти и преемственность страны. Президент — гарант самостоятельности и единства, соблюдения международных обещаний, верховный главнокомандующий, представляет государство на международной арене, определяет высших гражданских и военных официальных лиц, в том числе премьер-министра. Премьер-министр назначается президентом из числа депутатов партии, которая получила большинство на выборах. Премьер-министр несет ответственность и перед президентом, и перед парламентом. Он управляет работой правительства. Французский парламент состоит с 2-ух палат — Национального собрания и Сената. Депутаты Национального собрания избираются на мажоритарнй основе непосредственным, общим, тайным и равным голосованием на пятилетний период. С 1986 число избранников Национального собрания — 577 (раньше было 491). В парламент могут пройти только партии, чьи претенденты справились 5%-й препятствием на выборах. Сфера законодательной работы Национального собрания закреплена в Конституции (предоставление гражданских прав и свобод людей; ключевые проблемы гражданского и уголовного права; государственная защита; внешняя стратегия; законное урегулирование взаимоотношений имущества; национализация и разгосударствление, обложение налогами и денежная эмиссия и, безусловно, установление бюджета). Анализ и установление бюджета — главный шанс парламента регулировать работа правительства; депутатам запрещено вносить предложения, ведущие к увеличению затрат бюджета. Законотворчество исполняется в рамках 6 неизменных комитетов, включающих от 60 до 120 избранников. Национальное собрание наделено правом требовать отставки правительства. Верхняя палата парламента — Сенат (включает 317 членов) избирается двухстепенчатым голосованием и каждые три года обновляется на 1/3. Сенат никак не имеет возможность прекратить работа правительства. На основе Конституции 1958 года во Франции был основан Конституциональный Совет. Он оценивает акты и законы на предмет их соотношения Конституции. С 1982 исполнительная власть на местах — избирательная. На уровне департаментов избирательными органами представлены генеральные советы, в уровне регионов — региональные советы. Во Франции сформировалась демократическая и многопартийная концепция. Функционирует примерно 25 партий; в выборах 2002 принимали участие 16 из них. Тем не менее настоящее воздействие на общественно-политическую жизнь проявляют только 3—4 партии.