Сегодня сельский туризм развивается весьма быстрыми темпапми и в некоторых странах привлекает значительную часть иностранных туристов. В качестве примеров могут быть названы: Италия, Ирландия, Франция, Испания, Швейцария, Германия, Австрия, Польша и ряд других стран во всем мире. В этих странах изначально сельский туризм рассматривался в качестве социального амортизатора при реструктуризации аграрного сектора экономики. Ставилась цель предотвратить безработицу, миграцию, падение жизненного уровня населения и другие негативные явления, ведущие к деградации села [6, с.209]. Анализ ситуации в странах Европы позволяет удостовериться в том, что развитию рекреации повсюду предшествует утрата сельскохозяйственных и других производственных функций, после чего мелкие населенные пункты обретают новую жизнь в качестве рекреационных объектов. В них обнаруживаются до сих пор неиспользованные рекреационные ресурсы, которые население начинает активно эксплуатировать. Следовательно, поддержание освоенности территории страны на данном уровне может быть достигнуто посредством изменения хозяйственных и других функций населенных пунктов. Так, около 35% городских жителей стран ЕС уже отдают предпочтение отпуску на селе, в Голландии таких туристов – половина. При таком повышенном интересе к сельскому туризму есть условия для быстрого развития и оживления сельских регионов.
К примеру, в Италии агротуризм стал развиваться еще в 70-х годах. Собственно термин «agriturismo» появился именно здесь, и рассматривали его с самого начала в качестве дополнения к сельскохозяйственной деятельности. На первых этапах развития сельского туризма предполагалось, что размещение туристов будет непрофильной деятельностью для крестьян и лишь несколько укрепит финансово-экономическое положение без больших инвестиций. Ситуация стала меняться в 90-х годах, что было вызвано двумя основными причинами. Во-первых, во всем мире возрос интерес к «экологическому» туризму, и агротуризм очень хорошо вписался в новую моду. Во-вторых, как внутренний итальянский, так и ряд важных иностранных рынков достигли определенного уровня насыщения и требовали нового продукта, выходящего за рамки традиционных видов «пляжного» туризма.
Спрос постепенно изменил саму концепцию агротуризма, который превратился для многих сельских жителей не в побочный, а основной вид деятельности со всеми необходимыми для туристического бизнеса атрибутами: рекламой, маркетингом, ценовой политикой, квалифицированными кадрами и т.п. Объекты размещения преобразились и потребовали серьезных инвестиций. Туристов здесь принимают более 10 тысяч ферм с небольшими гостиницами, а ежегодное количество человек, выбирающих этот вид отдыха, составляет более 3 млн., четверть из которых - иностранцы.
Агротуризм в Германии получил свое развитие в первую очередь по причине снижения экономического значения сельского хозяйства и необходимости его диверсификации. В Германии агротуризм активно начал развиваться в 70-х годах прошлого века, когда стало популярно выезжать в выходные дни на природу. До середины 90-х годов такой вид услуг был распространен преимущественно в западной части страны. После объединения Восточной и Западной Германии появилась возможность возрождения восточных земель. Однако здесь был и неудачный опыт развития агротуризма. Практика показала, что простые вливания денежных средств извне не дают ощутимого эффекта без мобилизации внутренних ресурсов населения, так как в этом случае предприниматель рискует не собственными средствами. В свою очередь, когда внешние вливания являются лишь поддерживающим источником, а основным – собственные средства, тогда бизнес получается более устойчивым и мобильным [30].
В Германии существует множество подходов к развитию агротуризма, однако основными из них являются: самоидентификация и самопомощь, кооперация между всеми участниками процесса развития, поддержка туризма посредством реализации программ развития территории, межрегиональное и межотраслевое сотрудничество. В результате на рынке представлены предложения дешевого отдыха на природе без использования дорогой инфраструктуры, но с предоставлением комфортных условий проживания.
Сегодня здесь существует около 25 тысяч аграрных предприятий, предлагающих «отдых в деревне». Число туристов, пользующихся этим предложением в течение года увеличилось с 1,9 млн. в 1999 – 2001 гг. до 3,3 млн. в 2001 – 2003 гг. Количество ночевок значительно превысило 30 млн., а оборот составил примерно 420 млн. евро. Но не только аграрии получают доход от пребывания отпускников на крестьянских подворьях, выгоду извлекает вся сельская местность. Дополнительная прибыль обеспечена и торговцам, и ремесленникам в регионах отдыха, а муниципалитеты имеют дополнительные налоговые поступления из сферы гостиничного бизнеса. Общая сумма обусловленного агротуризмом оборота в 2005 году в Германии составил 942 млн. евро. Поэтому агротуризм считается одним из самых значительных экономических факторов развития сельских регионов [29].
Вышеперечисленные страны Европы – это страны, провозгласившие социально-экономическую политику перевода аграрного населения в сферу услуг в 80-е годы в связи с кризисом аграрного перепроизводства, а также деградацией и депопуляцией сельских регионов. Они реализовали программы государственной, а затем и наднациональной – на уровне ЕС – поддержки агротуризма: политической, финансовой, организационной, правовой, информационной. Немецкими специалистами в данной области было подсчитано, что доход от одного койко-места эквивалентен доходу от коровы. Сегодня в Западной Европе имеется примерно столько же койко-мест для отдыхающих в сельской местности, сколько и в гостиницах.
Значительный опыт в развитии агротуризма, в том числе и законодательный, накоплен и у наших ближайших соседей – в Литве, Латвии, Польше, Украине и России. Схожесть природной среды и общность условий социально-экономического развития делает опыт этих стран наиболее интересным для нашей страны.
Из всех стран-соседей наибольшее развитие сельский туризм получил в Республике Польша. Здесь этот вид туризма признан экспертами Европейского союза одним из пяти основных туристических направлений страны. Активно развиваться оно стало в середине 90-х годов. За это время на территории страны создано и активно работает около 20 тысяч агротуристических хозяйств. Широкое развитие получили также и международные экотуристические маршруты (Greenway), которыми объединены многие регионы, туристические объекты и усадьбы страны. Существует семь таких маршрутов, из которых можно выделить: «Зеленый велосипед» – соединяет природные и культурные достопримечательности трансграничного региона резервата биосферы; «Восточные Карпаты» в Польше, Словакии и на Украине; «Янтарный путь» – польско-словацко-венгерский экотуристический маршрут. Благодаря широкой популярности агротуризма как вида деятельности польская молодежь имеет более широкий выбор специальностей в сельской местности. Теперь селу нужны гиды, повара, официанты, музыканты для организации отдыха туристов.
К особенностям регулирования сельского туризма в Польше относится то, что все владельцы усадеб объединены в региональные товарищества. Более 40 таких товариществ создали Польскую федерацию сельского туризма под названием «Гостиничные хозяйства». Федерация имеет четкую систему стандартизации, что позволило провести категоризацию услуг агротуризма согласно современным требованиям [31].
Агротуристическая деятельность имеет свою законодательную базу и активно поддерживается законодательством. Так, на крестьян, желающих начать деятельность в сфере сельского туризма, и тех, кто уже предоставляет такие услуги, не распространяется действие закона, регулирующего хозяйственную (предпринимательскую) деятельность. Поэтому денежные вознаграждения за соответствующие услуги не подлежат обложению налогом на добавленную стоимость. Кроме того, владельцы сельских усадеб могут получить кредиты и займы для развития своего дела на приемлемых для них условиях.
Для учета туристов, отдыхающих в сельской местности, владельцы усадеб обязаны регистрировать их в специальном журнале. Причиной возникновения гражданской ответственности может быть невыполнение или же ненадлежащее выполнение условий договоренностей между сторонами, а также нанесение вреда отдыхающим [32].
Большой опыт в развитии агротуризма накоплен в Литве. В последнее время услуги сельского туризма здесь привлекают все большее внимание, заметно увеличилось количество жителей Литвы, отдыхающих в сельских усадьбах. По данным Ассоциации сельского туризма, в 2002 году в усадьбах отдыхало 120 тысяч туристов, что на 80% больше, чем в 2001 году [6, с.212].
В стране с площадью территории и численностью населения более чем в три раза меньше, чем в нашей республике, работает около 1000 сельских усадеб. Диапазон предложений на рынке агротуризма Литвы чрезвычайно широк. Здесь можно найти усадьбу на любой вкус – от скромных домиков до роскошных особняков. Большинство усадеб расположены на берегу водоема или реки, хозяева предоставляют своим постояльцам возможность пользоваться лодками, предлагают лесные прогулки, сбор ягод, грибов и т.д. Информирование потенциальных клиентов осуществляется через сайт Государственного департамента туризма Литвы в Интернете, издается ряд каталогов «Отдых в усадьбах Литвы», где приведена подробная инфрмация об оказываемых услугах.
В Украине агротуризм начал развиваться с середины 90-х годов: в 1996 году создана организация «Сільский зелений туризм в Украіні», в 1997 году учрежден научно-популярный журнал «Туризм сільский зелений». Большое внимание уделяется категоризации услуг агротуризма (пока добровольной), действует государственная программа кредитования владельцев усадеб, готовится проект Закона «О сільском зеленом туризме» [17, с.29].
Сегодня в Украине свои услуги предлагают около 2000 хозяйств, 70% из них приходится на Карпатский регион (10 – 25% отдыхающих этого популярного туристского региона – сельские туристы, что сказывается на увеличении загрузки усадеб (30 – 40%)). В целях рекламы и популяризации услуг сельского туризма был разработан национальный бренд агротуристического продукта страны – «Отдых под грушей».
В некоторых областях, прежде всего в Западной Украине, развитию агротуризма в значительной мере благоприятствуют климатические условия, характер ландшафта, наличие остатков хуторской системы расселения в сельской местности, возможности для осуществления водной рекреации, а также действующие традиционные промыслы.
Специфика ситуации в Российской Федерации объясняется недавним становлением на путь развития этого нового сектора туристической отрасли. Однако здесь уже предприняты крупные шаги по развитию агротуристических комплексов и их инфраструктуры. Сегодня в стране реализуются десятки крупных проектов по «зеленому» туризму, таких, например, как «Зеленый дом» (Горный Алтай), «К бабушке в деревню» (Центральная Россия), так называемая сеть «Bed&Breakfast» (Прибайкалье). Отличительной чертой российского агротуризма является его динамичное развитие в глубинке, а не центре страны [4, с.9].
В то же время отсутствие государственной политики в области сельского туризма, крайне недостаточное развитие сельской инфраструктуры, маркетинга и диверсификации сельхозпроизводства существенно тормозят развитие туризма на сельских территориях.
Специфика сельского туризма в России в том, что он строится «снизу» – практически без участия централизованных структур. Инициаторами и пропагандистами агротуризма выступают высшие учебные заведения, руководство музеев-заповедников и национальных парков, общественные организации и т.п. Реализуются международные проекты (например, в Калининградской, Ярославской, Иркутской областях), способствующие росту отрасли. Однако для формирования сектора современной туриндустрии этого явно недостаточно. Кроме этого, наблюдаемое в отдельных регионах бессистемное развитие сельского туризма зачастую приводит к превышению рекреационной нагрузки на экологически ранимые районы, загрязнению сельских территорий твердыми бытовыми отходами, изменению исторических ландшафтов и др. [25, с.17].
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации разработало проект Концепции перехода к устойчивому развитию сельских территорий России, включающий вопросы развития сельского туризма. В долгосрочной перспективе это должно способствовать диверсификации и повышению устойчивости сельской экономики, появлению привлекательных рабочих мест в несельскохозяйственной сфере, сохранению и приумножению природного и культурно-исторического наследия сельских территорий.
В нашей стране может быть использован положительный опыт зарубежных стран в развитии сельского туризма, который показывает, что успех этого вида деятельности во многом зависит от совместной работы местного населения, органов власти, общественных организаций, туристических фирм и международных организаций.