В отечественной историографии ХІХ века наблюдался неподдельный интерес имперских исследователей к изучению исторической самобытности белорусских городов. В сравнении с урбанистическими центрами России белорусские города и местечки в период их вхождения в состав империи сохраняли уникальный отпечаток местного культурного колорита. Целый ряд краеведов популяризировал российским читателям исторические особенности городов «Северо-Западного края». Не стал исключением и П.О.Бобровский (1832 – 1905), выходец из Гродненской губернии, автор целого ряда трудов по истории и этнографии западнобелорусских земель. В своих краеведческих исследованиях он сосредоточил внимание на изучении «разных исторических фактов, объясняющих значение белорусских городов в разные эпохи их существования, их основание… развитие и упадок» [1, т. 2, с. 948].
Прошлое городов и «замечательных пунктов западных губерний» как центров, концентрировавших в себе явления социальной, политической и культурной истории Беларуси, нашли своё отражение в работах историка: «Исторические сведения о городах Гродненской губернии» [6], «Историческая монография города Гродно» [7], «Город Слоним и примечательные места Слонимского уезда» [8]. Цикл названных работ стал лишь практической подготовкой исследователя к изданию многотомника «Материалы для географии и статистики по Гродненской губернии в 1864 г. [1], в котором учёный сконцентрировал многолетний труд статистического отдела военного ведомства империи и собственные изыскания по истории гродненского края. Для современных исследователей «Материалы» являются своеобразной энциклопедией всех отраслей знаний о природе и социуме в географических границах Гродненщины.
Все исследования П.О.Бобровского 60-х годов ХІХ века географически охватывают лишь западные области, населённые белорусами. Работы важны как первая попытка определения в качестве объекта изучения истории отдельного региона – Гродненщины, выделенной из событий, уже освещённых русской и польской историографией. Следует заметить, что понятие «Гродненщина» в ХІХ веке представляло более обширный административно-культурный ареал, чем современный. В него входили города Гродно, Волковыск, Брест, Бельск, Белосток, Кобрин, Пружаны, Соколка и Слоним. Таким образом, в объект изучения вошла современная история белорусских, польских, литовских территорий и – как фактор влияния на изучаемый предмет – история Украины, России и Польши.
Автор историко-статистического труда документально проследил славную историю городов и местечек края, проанализировал причины их расцвета в период средневековья. Возникновение городов в западнобелорусских землях как следствие общественного разделения труда историк относил к ХІІІ веку. П.О.Бобровский считал, что именно на первую половину ХІІІ столетия приходился общественно-экономический подъём данных территорий, чему способствовали внешнеполитические обстоятельства – междуусобицы удельных князей в восточной Руси, миграция населения в Галицкую Русь от набегов татар и литовцев [1, т. 1, с. 21 − 32]. Исследователь проследил эволюцию западнобелорусских городов и пришёл к выводу, что в составе Литовского государства они сохранили и углубили своё многофункциональное значение. Города Гродненщины в средневековый период представляли собой прежде всего оборонительные сооружения, не менее важна была их роль как центров ремесла и торговли, административных и конфессиональных центров [1, т. 1, с. 64 − 90]. Позитивное значение придавал П.О.Бобровский и роли Магдебургского права в развитии белорусских земель. Он считал, что именно привилегии, данные ремесленникам и купцам на территории ВКЛ стали предпосылкой экономической самостоятельности городов, создания промышленного производства в крае, образования крупных торговых центров, увеличения мещанского сословия. Свои аргументы он противопоставил распространённой теории о том, что Магдебургское право стало одной из причин польской анархии. Действительную причину ликвидации польского государства историк увидел в несовершенстве политического аппарата Речи Посполитой [1, т. 1, с. 82].
Он с сожалением отметил, что в подданство империи города вошли в состоянии упадка. На середину ХIХ столетия «Материалы» военного ведомства свидетельствовали о низком уровне урбанизации западнобелорусских территорий относительно промышленно развитых районов России и Западной Европы. П.О.Бобровский внимательно отнесся к причинам экономической и социальной неразвитости белорусских городов. Среди объективно-исторических причин – «малая населённость территорий», «болотистая местность, препятствующая скученности населения», «превышение смертности над рождаемостью вследствие упрямства низшего класса отдавать предпочтение шептунам и знахарям, а не рациональному медицинскому лечению» [1, т. 2, с. 589].
Будучи выходцем из Гродненской губернии, П.О.Бобровский хорошо был знаком с особенностями местной социальной структуры общества. Не случайно большое внимание в труде уделено роли еврейского этнического элемента в Северо-Западном крае. Гродно в статистических сравнениях учёного оказался одним из самых представительных в Российской империи по численности еврейского населения городов. Поскольку П.О.Бобровский исповедовал идеологические принципы «западноруссизма», он считал оседлость евреев на данной территории одной из главнейших причин социально-экономического отставания.
Несмотря на классически подобранные факты в духе славянофильских теорий, работы П.О.Бобровского имели и авторскую особенность. В оценке некоторых исторических явлений он отступал от консервативной идеологии и, увлекаясь западноевропейскими рационалистическими концепциями, переходил на позиции объективизма.
Совершенно оригинальные позиции автора представлены в его общей концепции развития Гродненщины за первую половину XIX века. Фундаментальная работа была им проведена при подготовке «Материалов по географии и статистике». Историк детально изучил социально-экономическое развитие края в это время. П.О.Бобровский, основываясь на многообразии привлечённых источников, используя передовые в Европе методики обработки данных, сравнил материалы по Гродненщине с результатами народнохозяйственной деятельности на соседних территориях и в западноевропейских государствах, сделал обстоятельные и аргументированные выводы по динамике их изменений и даже спрогнозировал возможности экономического развития на будущее.
Учёный статистически доказал, что у Гродненщины большой экономический потенциал, в подтверждение этому он привёл данные о природных и людских ресурсах, в том числе о потенциале городского населения: П.О.Бобровский считал, что по количеству городов Гродненская губерния занимала в первой половине ХIХ века третье место в империи после Финляндии и Царства Польского [1, т. 2, с. 480].
Именно на развитие городов, писал исследователь, должны обратить внимание местные чиновники: «…за городом будущее…, поскольку сфера действий горожанина обширна, образ его жизни поддерживает в горожанах энергию, стремление к накоплении., просвещению и свободе…, везде и всегда ум, нравственность и деятельность горожан обуславливали благоденствие государства, которое возвышалось вместе с возвышением города» [1, т. 2, с. 341 - 342].
Даже обобщённое указание затронутых им тем дает представление о масштабности проделанной работы и причисляет труд П.О.Бобровского к уникальным источникам по истории Беларуси. Подробно рассмотрены историком демографические процессы в крае в первой половине ХІХ века [1, т. 1, с. 460 – 613]. Им учтены все изменения при начавшейся урбанизации, состав населения по полам, возрастам, семейному положению, трудовой занятости, прирост и смертность людских ресурсов. В каждой исследуемой сфере он пытался определить причины положительных или отрицательных результатов развития. Точное понимание законов движения народонаселения ученый считал ключом к успешному управлению государством.
Стоит обратить внимание на рекомендации автора в адрес администрации губернии, содержащие проекты реформ, опережающих время. Для начала 60-х годов ХIХ века радикальным кажется предложение о пересмотре формирования кадров местного управления, среди которых «многие места заняты русскими, уроженцами других губерний», что стало причиной отчуждения их от интересов коренных жителей [1, т. 2, с. 625 – 658]. Первоочередным мероприятием, по мнению П.О.Бобровского, должно было стать расширение возможностей просвещения как «главного условия благосостояния общества» [1, т. 2, с. 467 – 555]. В его рамках предусматривалось открытие общедоступных школ, создание профессиональных училищ, готовящих специалистов для промышленного производства, учреждение публичных библиотек, расширение единиц периодики. Затраты на подобные меры должны были принести доход государству за счёт уменьшения количества преступлений, снижением уровня пьянства, интенсификацией экономики.
Буржуазный рационализм автора не смирялся со статусом отсталой территории в определении его родного края. «Материалы» созданы им как своеобразный справочник, где он в первую очередь обращался к администрации и жителям края и указывал им способы улучшения благосостояния. «Несправедливо, – писал автор, – всю вину слагать на свою несчастную судьбу, каждый в самом себе носит своё счастье, иначе к чему даны человеку разум, руки и воля» [1, т. 1, с. 366].
Е.И.Мелешко
Па матэрыялам: Гарады Беларусі ў кантэксце палітыкі, эканомікі, культуры: зборнік навук. артыкулаў / Гродз.дзярж. ун-т; рэдкалегія: І.П. Крэнь, І.В. Соркіна (адк. рэдактары) [і інш.]. – Гродна: ГрДУ, 2007.